23 сентября 2020, 10:45
Организаторы крупного теннисного турнира, завершившегося в понедельник в Риме, подверглись серьезному хейту в социальных сетях после того, как болельщики обратили внимание на разницу в призовом бонусе между победителем мужского турнира Новаком Джоковичем и чемпионкой женских соревнований Симоной Халеп. Титул серба оценен организаторами в 205 200 евро, а успех румынки — в 205 190 евро. 10 евро в пользу игрока-мужчины восприняты как жуткий сексизм — дескать хоть таким способом, но представители сильного пола пытаются обозначить свое превосходство над девушками.
Вроде бы незначительная тема получила громкий резонанс благодаря известному американскому теннисному обозревателю Бену Ротенбергу. Он опубликовал в Twitter таблицу с раскладом по призовому фонду турнира в Риме, прокомментировав это так: «Да, общий разрыв в оплате труда (теннисистов и теннисисток) не велик, но небольшое неравенство в призовых победителей символично. Это вовсе не «коммерческие причины». Это просто ложная мужественность и женоненавистничество».
Utterly hilarious that Rome, long an unequal prize money event, came SO CLOSE to giving equal prize money to both the finalists and champions today, but then decided to reduce the women's prize money by *10 EUROS* to keep the men on top, however slightly. (h/t @Bob__Kim) pic.twitter.com/3TZ19qW84h
— Ben Rothenberg (@BenRothenberg) September 21, 2020
«Очевидно, что организаторы очень сильно нуждаются в этих 10 евро, чтобы почувствовать свое превосходство над женщинами. За это они будут гореть в аду!», — пишут болельщики в комментариях. Большинство сообщений на эту тему выдержано именно в такой стилистике. Фанаты считают, что никакие ссылки на рейтинги мужских и женских матчей не могут служить оправданием финансовому неравенству, даже в таком жалком размере. Особенно в наше время, когда в тренде феминизм, и весь мир переживает тяжелые времена на фоне пандемии.
Турнир в Риме давно известен разницей в призовых для победителей среди мужчин и среди женщин. Но в этом году разрыв выглядит совсем иначе, чем в недавнем прошлом. Из-за пандемии общий призовой фонд соревнований снизился по сравнению с единовременной ситуацией 2019 года на 33,5 процентов. Если год назад чемпион среди мужчин Рафаэль Надаль заработал здесь 1,56 миллиона долларов, то победительница турнира для женщин — 855,5 тысяч. Сторонники феминизма и раньше многократно указывали на этот факт, но нынешняя разница, по их мнению, является просто издевательской.
Здесь надо объяснить, почему борцы за гендерное равноправие в теннисе так бесятся именно из-за призовых. Дело в том, что знаменитая американская теннисная феминистка Билли Джин Кинг начала борьбу за равные гонорары на больших турнирах еще в начале 1970-х, когда игрокам-мужчинам платили в разы больше, чем женщинам. Противники уравниловки говорили, что мужские матчи вызывают больший интерес у болельщиков и спонсоров. Кроме того, на мэйджорах мужчины проводят матчи из пяти сетов, а женщины — из трех. Как бы то ни было, Кинг в 1973 году добилась поддержки организаторов USOpen, и в Нью-Йорке гонорары стали равными.
Но, например, на Открытом чемпионате Австралии финансовое равноправие наступило только в 2001-м, на «Ролан Гаррос» — в 2006-м, а на Уимблдоне — в 2007-м. Тема равной оплаты в теннисе до сих пор остается очень болезненной. Когда однажды Новак Джокович имел неосторожность заявить, что мужчины достойны более высоких гонораров, поскольку мужской тур в финансовом отношении более успешен, чем женский, на него обрушилась настоящая волна ненависти. Легендарная Мартина Навратилова даже пообещала организовать бойкот любого турнира, которые допустит гендерное неравенство в призовых. Правда, обещания своего не сдержала.
Так получилось, что странная история с гонорарами на турнире в Риме совпала с 50-летним юбилеем женского профессионального тура, который 23 октября 1970 года как раз возник на волне недовольства призовыми для теннисисток. Катализатором послужило решение организаторов американского турнира Pacific Southwest, которые объявили, что в мужской сетке победитель получит 12 500 долларов призовых, а чемпионка в женской сетке — всего 1 500 долларов. Такой разрыв аргументировался тем, что «никто не хочет покупать билеты, чтобы посмотреть, как играют женщины». Основательницы WTA-тура, несмотря на угрозы дисквалификации по линии своих федераций, решили доказать, что это не так. И не без успеха делают это по сей день. Хотя во время пандемии и звучали предложения об объединении мужских и женских туров ради повышения коммерческой привлекательности тенниса в целом.