22 июня 2020, 10:15
Выход спорта с карантина создал странную ситуацию, которая пока кажется тупиковой. Вроде бы все организаторы и участники соревнований понимают: тестирование на коронавирус и максимальная изоляция спортсменов необходимы. Иначе пандемия не закончится никогда, и спорту грозят новые внеплановые каникулы. С другой стороны — никто не знает, что делать с положительными тестами на ковид. В каких случаях отменять матчи, как сажать на карантин контактников и кто несет ответственность весь этот форсмажор.
Информации к размышлению вчера подкинул выставочный теннисный турнир в хорватском Задаре, выходящий в балканскую серию Adria Tour. Соревнования проходили с 19 по 21 июня. Однако воскресный финальный матч, в котором должны были встретиться серб Новак Джокович и россиянин Андрей Рублев, был отменен за 20 минут до его начала. Причиной стал положительный тест на коронавирус у одного из участников — Григора Димитрова. Болгарин провел в Задаре всего один матч (против Борны Чорича), но активно контактировал там со всеми теннисистами.
Димитров снялся с турнира еще в субботу, уступив свое место хорвату Нино Сердарушичу. Изначально было объявлено, что Григор просто перетрудился на корте и перегрелся на солнце. Болгарин уехал домой в Монако, и уже оттуда озвучил печальные новости.
— Хочу, чтобы все, с кем я контактировал в последние дни сдали анализы на коронавирус и предприняли все необходимые меры, — написал в соцсетях Димитров. — Сожалею, если кому-то навредил. Сейчас я нахожусь дома и восстанавливаюсь. Спасибо за поддержку, берегите себя и свое здоровье.
— Мы должны отменить финал ради безопасности теннисистов, болельщиков и организаторов, — заявил директор турнира Горан Иванишевич. — Уверен, что это было единственно правильное решение. Мы не хотим, чтобы люди заразились. Спасибо всем и всего наилучшего Григору.
В соцсетях турнира также содержится рекомендация всем, кто контактировал с Димитровым дольше 10 минут, самостоятельно изолироваться в течение 14 дней и сдать тест на COVID-19. Под эту рекомендацию попадают все участники турнира, судьи и организаторы. Никто из них в минувший уик-энд не соблюдал социальной дистанции и не носил масок с перчатками. Все теннисисты — Джокович, Рублев, Александр Зверев, Донна Векич и другие — пожимали друг другу руки и обнимались.
Более того, неделей раньше Димитров, Джокович и Зверев участвовали в турнире в Белграде, где в том числе проходила шумная вечеринка — также без соблюдения элементарных мер безопасности. Получается, что теперь потенциальными вирусоносителями являются и все участники того мероприятия. Один из них — австриец Доминик Тим — после Белграда выступал на турнире Ultimate Tennis Showdown во французской Ницце. Правда, его тест на вирус накануне соревнований дал отрицательный результат.
На этой неделе Adria Tour должен был продолжиться в Черногории, но, к счастью, местные власти запретили его проведение еще до инцидента с Димитровым. Тем не менее, под ударом боснийский этап тура — в Банье Луке (3-4 июля) и в Сараево (5 июля). Тем более, что ряд контактеров пока ведет себя странно. По данным сербских СМИ, Джокович отказался сдавать тест на коронавирус в Задаре, поскольку чувствует себя хорошо и не испытывает симптомов болезни, как и все в его окружении. Тренер Джоковича Горан Иванишевич сдал отрицательный анализ три дня назад.
Сербские СМИ сообщают, что эпидемиологическая служба Задара разрешила игрокам уехать, не сдавая анализов — лишь взяв обещание, что теннисисты сядут на карантин и пройдут проверку на вирус как только доберутся до дома. Это означает, что Рублев теперь должен отказаться от всех турнирных и тренировочных планов, вернуться в Москву и сдаться в руки Роспотребнадзора. Как вариант, можно, наверное, изолироваться и в Европе, но это в любом случае означает двухнедельный перерыв в тренировках.
Инцидент в Задаре поставил под вопрос планы по возобновлению теннисного сезона, который должен завершить многомесячный карантин в августе. Организаторы всех официальных турниров планируют активно тестировать всех участников соревнований и их тренеров. Однако, в отличие от футбола, в теннисе невозможно заменить заболевших резервистами. А это значит, что любой игрок может вылететь из сетки в любой момент. И этот процесс легко может стать массовым.
Также на будущее придется запретить все мероприятия вне корта, пожимания рук, объятия, поцелуи и прочие вечеринки. Иначе при положительном тесте, например, на турнире «Большого шлема» в карантин могут угодить сразу более сотни теннисистов и несколько сот тренеров, не говоря уже о судьях и болбоях. После этого проведение других соревнований в последующие две недели просто потеряет смысл. А заставить контактеров сидеть на самоизоляции дома у теннисных властей просто нет полномочий.