15 июня 2017, 17:00
Ровно год назад Джокович был на вершине: он только что выиграл желанный Roland Garros и собрал карьерный "Большой шлем". Более того, это был его четвертый выигранный мэйджор подряд – достижение, которое не покорялось никому много лет. Он с огромным отрывом лидировал в рейтинге, и казалось, что его тотальному превосходству нет и не будет предела.
Однако именно с того момента все начало рушиться. За триумфом в Париже последовало шокирующее поражение от Сэма Куэрри в третьем круге Уимблдона. Потом были ранний вылет с олимпийского турнира – от Дель Потро. Осенью последовали неудачи в поединках с Марином Чиличем и Роберто Баутистой-Агутом – соперниками, которых прежде серб громил без зазрения совести. В завершении сезона Джокович безвольно уступил Энди Маррэю – не только титульную встречу на итоговом турнире, но и первенство в мировом рейтинге.
Сезон-2017 начался с выигранного турнира в Дохе, но потом были Денис Истомин, Ник Киргиос (дважды), Давид Гоффен, Александр Зверев и, наконец, Доминик Тим на Открытом чемпионате Франции, угостивший действующего победителя "баранкой". Джокович впервые за шесть лет не вышел в полуфинал Roland Garros, после чего впервые с 2009-го покинул Top-3 мировой классификации. Неудачи нарастали, как снежный ком.
ЛЮБОВЬ И МИР
Одной из причин кризиса считается решение расстаться в конце прошлого года с тренером Борисом Беккером, при котором Джокович выиграл половину из своих 12 "Больших шлемов". А когда в начале мая серб распустил и всех остальных членов команды, которые помогали ему на протяжении многих лет, его болельщикам было впору хвататься за голову. На какое-то время Новак остался на распутье. В Мадриде и Риме с сербом были только его младший брат Марко, чья теннисная карьера не сложилась, и "духовный гуру" Пепе Имас. Личность последнего многим представляется одиозной. Человек прежде играл на не самом высоком уровне и никогда не работал с профессионалами, но открыл свою академию, где воспитывает детей, не только помогая им оттачивать теннисные навыки, но и прививая свою философию, которая формулируется двумя словами "Любовь и мир".
Можно предполагать, что профессиональные тренеры ушли от Джоковича потому, что так и не смогли сработаться с Имасом. Но в Сербии, например, не склонны до такой степени сгущать краски. Там помнят, что главный кумир страны сотрудничал с испанцем и по ходу триумфального сезона-2015. Может быть, все дело тут в изменившейся степени влияния ментального гуру на теннисиста? "Все изображают Имаса, как какого-то сумасшедшего, – сказал сербскому изданию Blic тренер Джоковича по фитнесу Гебхард Грич, покинувший команду вместе с Марианом Вайдой месяц назад. – Но это не имеет ничего общего с реальностью. Он удивительный человек".
Кроме сомнительного окружения Джоковича критикуют и за спорную манеру питания. В частности – за отсутствие в рационе мяса. Когда он несколько лет назад сел на тогда еще не такую популярную безглютеновую диету, к этому отнеслись с интересом. Тем более, определенные ограничения позитивно отражались на результатах. А сейчас говорят о том, что на отощавшего теннисиста больно смотреть. Мол, как он в такой форме справляется с нещадными нагрузками мужских матчей? Теннис Джоковича, конечно, построен не на одной лишь мощи. Но нельзя исключать того, что иной раз ему, возможно, действительно не хватает сил.
УТРАТА МОТИВАЦИИ
Проблема лежит и в ментальной плоскости. Не случайно же Джокович потерялся сразу после того, как осуществил свою главную мечту – выиграл Roland Garros. Большая победа повлекла за собой утрату мотивации. А необходимость соответствовать самым высоким ожиданиям, в частности в Сербии, где его боготворят, добавила лишнего напряжения и давления. И все это вместе, может быть, вызвало некоторое отвращение к теннису. Не даром же, рассказывая еще до старта Roland Garros о привлечении на тренерскую скамейку великого Агасси, Джокович сказал: "Андре прошел через то же, что и я, и даже более того. Он возненавидел вид спорта, который любил и выпал из первой сотни после многих лет доминирования".
В последнее время серба частенько обвиняют именно в отсутствии спортивной злости и желания бороться. Но если для этого не осталось ни малейших внутренних резервов, сделать что-либо действительно сложно. Отсюда и появление ментального гуру, и назначение Агасси, и бог знает что еще. По крайне мере, упреков в том, что он не пытается найти выход из сложной ситуации, Джокович точно не заслуживает.
Что будет дальше? Есть информация, что серб пытается привлечь в свою команду еще одного знаменитого "энерджайзера" – Радека Штепанека, который прекрасно знает, что значит получать удовольствие и от тенниса, и от жизни вне корта. Еще в прошлом сезоне в свои 37 неутомимый чех выдавал суперматчи, а в этом не может играть из-за хронической травмы спины и всерьез подумывает о завершении карьеры. Агасси не сможет ездить с Джоковичем по всем турнирам, а сербу, судя по всему, необходим человек, который будет настраивать на каждый матч.
Если не получится наладить игру и вернуть прежнее чемпионское настроение Джоковичу, возможно, стоит последовать примеру Роджера Федерера и Рафаэля Надаля. Оба проходили сложные периоды в карьере и слышали со всех сторон, что их время уже ушло. Но оба брали паузу в выступлениях – официально, чтобы поправить здоровье. И в этом году у них обоих по титулу на "Больших шлемах" в активе, шикарные позиции в рейтинге и еще больше, чем прежде, народной любви и восхищения. "Поверьте мне, я рассматриваю самые разные варианты, – сказал Джокович после своего последнего матча в Париже. – Пока я пытаюсь прочувствовать, что подойдет мне лучше всего. Определенно меня ждет непростое решение, но нужно хорошо подумать, что делать дальше". Пока же 12-кратный победитель турниров "Большого шлема" и экс-первая ракетка мира отдыхает с семьей в родном Белграде и ждет второго ребенка, который должен появиться на свет в августе. Сын, родившийся в конце 2014-го, дал Новаку мощнейший импульс в теннисной карьере.