16 июля 2025, 17:45
Сложно придумать человека с более высоким «социальным рейтингом» в Сербии, чем Новак Джокович. На протяжении многих лет его обожали все — от элит до простых работяг. И те и другие собирались у телевизора (вероятно, телевизоры все же были разные), чтобы посмотреть взятие очередного из 24 титулов «Большого шлема». Однако в последние недели и месяцы все изменилось. Обстановка в Сербии стала напряженнее, а в государственных СМИ на теннисиста нападают. Сам он задумался об отъезде из родной страны.
Даже новейшая история Сербии изобилует сложными моментами — но авторитет Джоковича всегда был непререкаемым. Он часто угадывал (или естественным образом отображал) настроение общества. Когда в 2008-м была провозглашена независимость Косово, подчеркивал, что не политик, но принципиально выступал за целостность страны. В разное время озвучивал универсальные идеи — про экологию и дружбу народов, поддерживал сербов за границей. По ходу карьеры старался поддерживать имидж идеального спортсмена — демонстрировал уважение в каждой фразе. Но при этом оставался жертвой Запада в глазах своих, то из-за дисквалификации на US Open, то из-за жалоб на полутюремный карантин в Австралии.
Реакция на коронавирус и вакцинацию и вовсе оказалась попаданием в яблочко. Пока просвещенные элиты призывали вакцинироваться, Джокович объединил вокруг себя скептиков — и точно не стал в споре проигравшим. При этом с властями Сербии опытный теннисист держал уважительную дистанцию — встречался на приемах, улыбался, взамен получал поддержку на строительство своего музея и теннисного центра, но не принимал участия в политических кампаниях.
И вот не сдержался. В марте 2025 года Джокович опубликовал пост в соцсетях, в котором фотографию массовых протестов в Сербии прокомментировал словами: «История! Величественно». До этого на матче «Црвены Звезды» он появился в толстовке «Студенты — чемпионы», а после одного из матчей написал на объективе камеры имя «Соня» — студентки, которую сбил автомобиль во время блокады дороги.
Примерно с ноября 2024 года по Сербии идут протесты — их спровоцировало обрушение крыши вокзала в Нови-Саде, который с помпой открыли двумя годами ранее. Под завалами погибли 16 человек, и сербы вышли на массовые антикоррупционные протесты.
Движение то угасало, то вспыхивало с новой силой после массовых задержаний и жесткого обращения полиции — сейчас его авангардом стали студенты, которые блокируют университеты, а на выходных призывают к блокадам дорог. Такие акции, только по официальным данным МВД Сербии, собирали несколько сотен тысяч человек по всей стране. Президент Александар Вучич пошел на уступки — снял премьер-министра, но сам пока остается у власти.
Для сторонников антикоррупционной кампании выступление Новака было долгожданным и только укрепило его поддержку. Но вот властям политический демарш 38-летнего спортсмена не понравился. Они-то считали его своим.
В Сербии не так много государственных СМИ, но значительную прослойку составляют аффилированные с партией власти таблоиды. Они и начали кампанию против бывшего героя. Тут наложились поражения серба на крупных турнирах. Правда, пока справиться с ветераном могут только Янник Синнер и Карлос Алькарас, но это уже детали.
В марте в таблоиде Informer вышла статья с заголовком «Джокович, позор! Новак поддерживает насилие и цветную революцию!», где действия теннисиста были названы «поддержкой хулиганов, которые пытаются разрушить Сербию». Также прошлись и по жене Джоковича Елене, напомнив после ее постов в поддержку протестов в соцсетях, что она живет в испанской Марбелье, а налоги платит княжеству Монако.
С тех пор изменилось отношение и к спортивным результатам Джоковича. Его победы стали оценивать прохладнее, а поражения — раскручивать. Нет, безусловно, за него все еще болеют, но если раньше новость о том, что известный сербский гармонист Софрониевич отказался играть на годовщине свадьбы Джоковичей прошла бы незаметно, то теперь она — символ принципиальности музыканта (хотя он просто пообещал выступить на другом мероприятии). Миллионер Бранко Бабич показал в соцсетях видео, в котором некий извращенец хвалится знакомством с отцом Джоковича Срджаном. А близкие к власти журналисты высмеивают теннисиста за вылеты на турнирах.
Президент Сербии Вучич перед решающими матчами Уимблдона со свойственной ему хитростью и дипломатичностью высказался о Новаке уважительно:
— Я болею за Джоковича всем сердцем. Он легенда Сербии. Он так много сделал для Сербии, я никогда не скажу о нем плохое. Он может говорить против меня сколько хочет, поддерживать политических оппонентов, но что-то плохое сказать против него будет глупостью. Я болел за Джоковича и всегда буду болеть.
Я говорил с Новаком вечером перед днем, когда он поддержал блокадников. Я не буду говорить подробности, он позвонил мне. После этого я ничего не комментировал и не буду комментировать. Я всегда буду уважать его, и в политике он может поддержать все взгляды, которые захочет. Мы победим эти взгляды легко, без проблем, — завершил Вучич.
«Джоковича не воспринимают позитивно не из-за национальности». Интервью бывшей сербской и российской теннисистки
Поэтому неудивительно, что, несмотря на такую «поддержку», Джокович задумался об эмиграции. И выбрал близкую и братскую Грецию. В июне вместе с женой они ужинали с греческим премьер-министром Кириакосом Мицотакисом. По информации СМИ, Джокович ищет дом для семьи в северных пригородах Афин и англоязычную частную школу. Он намерен получить вид на жительство в Греции по программе «Золотая виза», которая предусматривает инвестиции в экономику страны. Переезд может состояться уже в сентябре — вместе с детьми Стефаном и Тарой. Источник назвал причиной «недовольство происходящим в национальной системе образования».
Вот так на излете карьеры Джокович может превратиться на родине из героя в изгоя. Всему виной — политика, и если спорт, может, и вне политики, то политика точно не вне спорта.

