28 января, 21:15
Поражение Даниила Медведева в финале Australian Open, конечно, получилось очень драматичным. Причем два года назад Медведев тоже проигрывал решающий матч в Мельбурне с 2:0 по сетам — тогда испанцу Рафаэлю Надалю, сейчас — итальянцу Яннику Синнеру. Всего же у него теперь в пассиве пять поражений в шести финалах «Больших шлемов» — статистика, прямо скажем, удручающая. Но есть одно «но». На нынешнем Открытом чемпионате Австралии Медведев умудрился дойти до финала, находясь далеко не в оптимальной форме. Раньше он вылетел бы на ранних стадиях, а сейчас добрался. Сделал это, можно сказать, на зубах. Что с прицелом на будущее весьма обнадеживает.
По ходу только что завершившегося турнира Даниил действительно мог проиграть трижды: во втором круге — финну Эмилю Руусувуори, в четвертьфинале — поляку Хуберту Хуркачу и особенно в полуфинале против Александра Зверева из Германии. Медведев до финала провел три пятисетовых матча, дважды спасался с 0:2 по сетам — столько же, сколько за всю предыдущую карьеру. С блестяще игравшим Зверевым Даниил и вовсе совладал, на первый взгляд, чудом. Но это было рукотворное чудо. Поскольку Медведев сам выступил кузнецом своего полуфинального счастья — не опустил рук, не начал бросать ракетку и ругаться со зрителями, а стал искать и нашел выход, изменив тактику, заиграв, несмотря на усталость, активно, агрессивно и смело. И так выиграл матч, который должен, по идее, был проиграть.
Еще накануне турнира Даниил рассказывал, что в межсезонье решил поработать над своей ментальной составляющей. Поставил себе цель перестать отвлекаться на кричащих под руку болельщиков, на странные решения судей, не психовать после обидных промахов. Зная Медведева, это казалось утопией. Тем более порой эмоциональные взрывы даже приводили к победам. Но все же и поражений после потери контроля над собой было предостаточно — можно вспомнить хотя бы ноябрьское фиаско во встрече с Григором Димитровым на «мастерсе» в Париже. После чего наш теннисист показал освистывавшей его французской публике средний палец, заявив потом, что просто рассматривал ноготь. Конечно, забавно, но все же...
Сейчас в Мельбурне Медведев вел себя почти образцово. Да, был мини-срыв в игре с Руусувуори, но и его удалось преодолеть довольно быстро. В матче с Хуркачем россиянин не стал психовать после обидно проигранного четвертого сета, а просто взял и выиграл решающую партию. А игру со Зверевым перевернул так, что Саше, в отличие от раскрученной в сериале Netflix истории с матчем в Монте-Карло, просто не к чему было придраться. Медведев победил в этих матчах не потому, что «залез сопернику в мозг», а потому, что нашел внутренние ресурсы для продолжения борьбы до победы. Избавление от ореола скандальности сделало его на корте только сильнее. Ведь соперники ждали «выкрутасов», а получили спокойного как скала Медведева.
Да, Даниил не стал чемпионом Australian Open, но его поражение от Синнера не похоже на поражения от Надаля двухлетней давности. Тогда Даниил находился в превосходной форме и должен был побеждать. Но он боролся со своими демонами, ругался со зрителями и судьей, преодолевал свист и упустил победу. Сейчас же, пусть публика и явно симпатизировала итальянцу, он не отвлекался, тратил все силы на борьбу. И пусть этих сил не хватило — Медведев действительно сделал все, что мог, против молодого и очень сильного соперника. Он уступил, но узнал, что способен находиться в сете от выигрыша «Большого шлема» даже когда у него не особо-то идет игра и накатывает усталость — как сейчас в Мельбурне.
Это очень ценное знание, ценный опыт, который показывает — Даниил в плане психологической подготовки находится на правильном пути. Вероятно, он продолжит совершенствовать ментальную составляющую — и тогда на пике своей игровой формы действительно будет неудержим. Он и так является лидером своего поколения (у австрийца Доминика Тима один титул «Большого шлема» в четырех финалах, у грека Стефаноса Циципаса — 0 в 2, у Зверева — 0 в 1). Но у него обязательно будут шансы и против Джоковича, и против очень талантливых Синнера с испанцем Карлосом Алькарасом. В том числе наверняка и в финалах турниров «Большого шлема», где будет шанс заметно поправить свою нынешнюю статистику.