Финалист US Open-2019, несмотря на насыщенный август и начало сентября, за которые он сыграл 23 матча, приехал на турнир категории «250» в Санкт-Петербург. Он вступит в борьбу только со второго круга, где может сыграть с соотечественником Евгением Донским. В воскресенье он поучаствовал в церемонии жеребьевки, во время которой сорвал овации, дал пресс-конференцию и ответил на вопросы «СЭ». 23-летний российский теннисист рассказал, как он не давал спать футболистам и раскрыл секрет, на что потратит призовые за Нью-Йорк.
— Чувствуете себя суперзвездой? — вопрос Медведеву.
— Честно сказать, да. Но я стараюсь это от себя отодвинуть... Я уже говорил в Америке, жена заставляет меня хвалить себя, а я очень самокритичен. Даже проиграв в финале, постоянно перематываю в голове матч и думаю: я мог сыграть лучше. Но я должен хвалить себя за проделанную работу. Я получил очень много сообщений в Instagram от русских спортсменов, которыми сам восхищался раньше. Писали, что я красавец, поздравляли с крутым выступлением.
— Русские спортсмены — это...
— Не хочу называть имена. Было много футболистов. Один из них на следующий день даже написал, что вся сборная смотрела мой матч, и на следующий день все ходили сонные. Они выиграли 1:0, а забил Мариу Фернандес. Я спрашиваю: «Только он спал?» Мне ответили: «Ну, так он же бразилец!»
— Перед тем как отправиться на американскую серию турниров, вы сказали мне: «Надеюсь выиграть как можно больше матчей и, может быть, даже турниров»...
— Совершенно не было никаких предчувствий. В любом случае, моя задача — стараться выигрывать каждый матч. Иногда это получается, иногда нет. Но я всегда говорю: не выиграв первый круг, я бы не оказался в финале. Всегда стараюсь двигаться матч за матчем. Именно поэтому и сказал те слова. В итоге провел максимально возможное количество поединков. Сыграть больше уже не мог, а вот выиграть на три больше можно было.
— На US Open вам повезло с сеткой или это видимость?
— То, как я прошел по сетке, естественно, похоже на везение. Но это тоже одна из составляющих хорошего результата — кто-то где-то выбыл, кто-то травмировался. Это относится даже к топам. Когда сетка легче, проводишь меньше времени на корте, может попасться более удобный соперник.
— Вы играете финал US Open против Надаля, на трибунах 25 000 зрителей, некоторые из них скандируют вашу фамилию — так вы представляли себе успех?
— Не представлял никак. Когда только начинал играть в теннис, не думал, что чего-то добьюсь. Мог лежать перед сном, посмотрев какой-нибудь финал US Open, и думать: «Вот, наверное, круто там быть, когда скандируют твое имя». Юные игроки, которым сейчас по 10 лет, меня поймут. Как раз для этого я трудился всю свою жизнь. Рад, что это дает плоды.
— Что вы испытывали, когда весь стадион имени Луи Армстронга посылал «бу» в ваш адрес. Хотя многие, может, даже и не понимали почему.
— В Нью-Йорке любят шоу. Они привыкли ходить на бейсбол, американский футбол. Там постоянно освистывают даже свои команды, если те играют плохо. Для них это нормально. А для нас, теннисистов, наоборот, это кажется чем-то безумным. Наверное, я ощущал подобное впервые. Меня, в принципе, за дело освистывали, но я не собирался из-за этого проигрывать. Надо было взять эту негативную энергию, выплеснуть ее на корт и постараться победить. Это мне помогло.
— Вы любите повторять, что успехи пришли к вам после того, как вы полностью посвятили себя теннису. В чем это выражается?
— Сложно назвать что-то одно. Когда у меня нет турнира, я полностью отключаюсь от тенниса и делаю все, что захочу. Но во время соревнований и подготовки к ним нужно ложиться спать рано, не есть сладкого... Это кажется банальным и легким, но самые банальные вещи тяжелее всего выполнять. Сколько людей любят ложиться в два часа ночи и думать, что на следующий день все будет нормально. Я был одним из них, пока в какой-то момент не начал ложиться в 23.00, и понял, что так я чувствую себя гораздо лучше. Все заключается в таких деталях. Все, что я делаю во время турнира, посвящено тому, чтобы играть лучше.
— Помните момент, когда принимали это решение: больше никаких глупостей, только теннис?
— Осознание приходило постепенно. Помню, меня тренер познакомил с специалистом, который занимается не только питанием, но и общим самочувствием. Человеком, который, грубо говоря, заставляет лечь спать раньше и объясняет почему. Это не врач, а ученый. Это было во время предсезонки перед прошлым годом. Постепенно я стал выполнять все, что он говорит, и начал чувствовать себя лучше в физическом плане. Со временем я понял, что могу не только следовать его советам, но и сам замечать какие-то вещи.
Например, когда я был младше, перед вечерними матчами я любил потренироваться утром, вернуться в отель и еще раз потренироваться вечером перед выходом на корт. Многие и сейчас так делают. Но я понял, что при таком раскладе я не очень хорошо себя чувствую. Теперь перед вечерним матчем мы тренируемся только вечером, а по утрам ограничиваемся разминкой в зале — побегать, растянуться, мышцы размять. И так с каждой частицей рабочего процесса. Мы ищем, что лучше для меня. Я считаю, что это самое важное в спорте высших достижений — продолжать искать, что можно сделать лучше.
— Вы сыграли в финале турнира «Большого шлема», поднялись на четвертое место в рейтинге. Чем побалуете себя за это? Купите что-то, о чем давно мечтали?
— Нет такого, что бы я давно хотел, но себе не позволял. Меня, в принципе, в жизни не так много вещей интересует. Если быть честным, я очень люблю машины. Я, наверное, попробую новые модели одной марки. Но в целом, будем с женой думать не что с этими деньгами делать, а куда мне их вкладывать.
— Евгений Кафельников в вашем возрасте летал на частном самолете.
— Меня это совершенно не интересует. Я часто летаю в эконом-классе. Просто не вижу смысла за два часа переплачивать 1000 евро. Лучше за эти деньги поставлю на свою машину новые диски. Это просто вопрос приоритетов. Кому-то диски за 1000 евро покажутся глупым решением. Но я в жизни делаю то, что люблю, и мне нравится так жить. Если Кафельникову нравилось то, как он жил, это его право. Наоборот, круто, когда человек может позволить себе то, что он хочет.
— Что нового о себе вы узнали во время прорыва в Америке?
— Теперь я убедился: когда я нахожусь в хорошей форме, могу обыграть любого, или как минимум дать бой. Это самое главное. Я вроде бы это знал и раньше, но не был до конца уверен. Теперь я знаю это наверняка.
— Многие считают, что молодое поколение, в том числе и вы, начнет выигрывать турниры «Большого шлема» только когда уйдет «большая тройка». Для вас принципиально победить на мэйджоре, пока Джокович, Надаль и Федерер все еще играют?
— Если честно, мне все равно, играют они или нет. Я хочу выиграть турнир «Большого шлема». Если это произойдет, как могло быть в финале US Open, против одного из них, это будет как вишенка на торте.
— Вы стали ли за последнее время более суеверным?
— Я не слишком суеверный. В Цинциннати была смешная история. Мне рассказали, что у Давида Гоффена была счастливая душевая. И я сам во время турнира видел, как мой хороший друг, не буду называть, кто это, стоит и ждет, когда освободиться душевая. При том, что там было кабинок пять, и минимум три из них в тот момент открыты. Я спросил: ты чего? А он ответил: так счастливая же. Я, наверное, тоже предпочту мыться в той же кабинке, в которой мылся до этого. Но если вдруг она занята, зайду в соседнюю и не стану думать, что теперь из-за этого проиграю.
— Заметили, что в связи с последними успехами больше людей стало набиваться к вам в друзья?
— Все, кто набиваются, были раньше или являются моими друзьями. Просто стали чуть-чуть навязываться. Но я считаю, это нормальная часть успеха. Ты сам должен решать, как с ней обходиться.
— Одна теннисистка, сыграв дебютный финал на турнире «Большого шлема», сказала: «Не думаю, что я теперь буду играть в финалах мэйджоров постоянно». А вы?
— Я не думаю, я знаю, чего хочу — сделать все, чтобы играть в финалах постоянно. Но это же невозможно. Я просто буду стараться выигрывать каждый матч. Надеюсь, что этих финалов будет как можно больше. И побед в них тоже.
— В чем хотите прибавлять?
— Назову физические кондиции. На высшем уровне это самое важное. Это сократит количество травм. А в плане тенниса — это больше вопрос к моему тренеру. Мы с ним друг другу доверяем, и он больше работает над тем, что мне нужно улучшать на корте.
— Вы же наверняка знаете, что тренер Жиль Сервара назвал вас гением и сказал, что работать с вами сложно, но интересно.
— Тренировать меня очень сложно. Я не то чтобы бываю плохим учеником, просто проявляется русский характер: если сказать мне что-то, я попробую поспорить, буду это отрицать, но в итоге все запомню и применю. Поэтому работать со мной тяжело и легко одновременно.
Матч St. Petersburg Open-2019 с участием россиян
Первый круг
Евгений Донской — победитель квалификации / лакилузер
Андрей Рублев (5-й номер «посева») — победитель квалификации / лакилузер
Второй круг
Даниил Медведев (1) — победитель матча Донской — квалифай / лакилузер
Карен Хачанов (2) — победитель матча Жоау Соуза (Португалия) / Йозеф Ковалик (Словакия)