3 июля 2009, 04:00
Вчера в полуфиналах Елена Дементьева, имея матчбол, уступила Серене Уильямс - 7:6 (7:4), 5:7, 6:8, а Динара Сафина потерпела сокрушительное поражение от Винус Уильямс - 1:6, 0:6.
Евгений ФЕДЯКОВ из Лондона
СИЛА ПРОТИВ ТОЧНОСТИ
На Уимблдоне все по-честному. Если во вторник первыми четвертьфинальными матчами оказались поединки с участием Динары Сафиной и Винус Уильямс, значит, вчера открывать программу на Центральном корте пришла очередь Елене Дементьевой и Серене Уильямс. Утром я связался по телефону с президентом Федерации тенниса России Шамилем Тарпищевым, который наблюдает за турнирными событиями из Москвы.
- Прогноза не прошу. Каковы ощущения?
- Думаю, что у сестер, которые превосходят наших теннисисток в скорости, шансов все-таки побольше. У Дементьевой, например, средняя скорость первой подачи составляет всего 170 км/ч. На траве это явно маловато. Сафиной тоже необходимо обратить на подачу особое внимание. 64 - 65 процентов попаданий первого мяча - минимальный показатель, при котором можно рассчитывать на победу над такой соперницей, как Винус Уильямс. В предыдущих матчах против Амели Моресмо и Сабине Лисицки он у Динары примерно столько и составлял: 62 и 64 процента - невелика разница. Тем не менее в качестве подачи Винус Сафину все-таки превосходит. И все же давайте рассчитывать на то, что наши девушки сумеют проявить себя. Ведь в теннисе огромное значение имеет еще и психология. Поэтому еще не ясно, кто из наших теннисисток получит больше возможностей выйти в финал - Дементьева или Сафина.
До начала матча еще оставалось время, и по дороге на Центральный корт я зашел в уимблдонский магазин, где можно приобрести практически все возможные сувениры на свете - от обычных брелоков до ценных ювелирных украшений. Около одного из стеллажей по соседству друг с другом висят портреты Серены и Елены. На одном из них написано - Strength (в переводе с английского - сила), на другом - Precision (точность). Поймал себя на мысли, что суть предстоящего матча в этом и состоит: сила против точности. Чей козырь окажется сильнее?
ИТАЛЬЯНЦЫ УДИВЛЯЛИСЬ. АНГЛИЧАНЕ НЕДОУМЕВАЛИ
Серена начинает матч эйсом по диагонали. Однако 1-й гейм остается за Дементьевой, которая явно лучше контролирует происходящее на задней линии. Правда, во 2-м гейме разогревшаяся Уильямс включает свои полные обороты, и Елене приходится нелегко - она возвращает сопернице должок в виде брейка. Но вскоре становится очевидно: то, что для выхода в полуфинал россиянке потребовалось на 6 геймов меньше, чем американке, - отнюдь не случайность. Серена, конечно, уверенно держит свою подачу, но и Елена делает то же самое на удивление стабильно. Даже при счете 0:40 в 8-м гейме на своей подаче она не сдается и берет (и это в столь ответственной ситуации) шесть очков подряд! Итальянские журналисты, сидящие около меня в ложе прессы, удивленно переглядываются. Тем временем английская публика, которой, похоже, наскучили семейные финалы на Уимблдоне, пока недоумевает, но начинает все активнее поддерживать Елену, задаваясь по ходу дела вопросом: сколько продержится эта русская блондинка?
А блондинка тем временем не просто держится, а берет первый сет. На тай-брейке при счете 4:3 Дементьевой удаются сразу два мини-брейка, после чего первый сетбол она отдает двойной ошибкой, но Серена рискует на приеме слабенькой (всего около 147 км/ч) второй подачи россиянки, и мяч от ее ракетки отскакивает в аут.
В начале второй партии Уильямс, кажется, разозлилась по-настоящему. Наконец почувствовав прием, она разводит руками - мол, вот и все, чего же это я раньше так не играла?! Но Елена не сдается: уступая - 0:2, сравнивает счет - 3:3.
Чуть позже, в 8-м гейме, на подаче Серены наступает один из кульминационных моментов поединка. Дементьева получает брейк-пойнт, Уильямс бьет в самый угол корта, судья фиксирует попадание, но Елена требует электронного повтора. И система Hayk Eye фиксирует, что мяч после удара Серены буквально на несколько миллиметров задевает разметку корта! Если бы это очко осталось за Еленой, пожалуй, все было бы практически кончено, ведь соперница в те минуты казалась уже едва ли не сломленной. Но после того, как Дементьевой не удается использовать и еще один, второй брейк-пойнт, ситуация в матче меняется коренным образом. 11-й гейм на подаче россиянки остается за Уильямс, которая затем 12-м эйсом сравнивает счет по партиям.
МАТЧБОЛ, КОТОРЫЙ ОНА ПОТЕРЯЛА
И все-таки олимпийская чемпионка по-прежнему не намерена складывать оружие. Более того, в 4-м гейме третьего сета вновь уходит в отрыв - 3:1. Серена же нервничает, швыряет на почти родную для себя траву Центрального корта ракетку. И затем, сбросив отрицательные эмоции, сравнивает счет. Подробно описывать дальнейшие события трудно, поскольку едва ли не каждое очко выглядит ключевым. Но решающим все-таки стал розыгрыш матчбола, который в 10-м гейме на чужой подаче получила Дементьева. Ей снова не хватает каких-то миллиметров. Елена принимает не самое оптимальное решение при обводке, мяч после косого форхэнда Уильямс едва задевает трос и, теряя скорость, попадает в корт.
Увы, как выяснится позже, другого такого шанса Дементьевой больше не представится. В 13-м гейме она теряет свою подачу, и по окончании 14-го, через 2 часа 49 минут после начала игры, Серена буквально вползает в финал. Одновременно приходит сообщение, что эта битва стала на Уимблдоне самым затяжным полуфиналом за всю историю Открытой эры. Пал рекорд, установленный в 1994 году, когда будущая чемпионка испанка Кончита Мартинес за 2 часа 35 минут одолела американку Лори Макнейл - 3:6, 6:2, 10:8.
РАЗ НА РАЗ НЕ ПРИХОДИТСЯ
Родители сестер Уильямс - уже далеко не молодые люди, и после марафонского триллера с участием их младшей дочери старшая просто обязана была пощадить нервы отца и матери. Винус и впрямь приложила к этому максимум усилий. Для победы над Сафиной, нынешней первой ракеткой мира, ей потребовалась лишь 51 минута, и этот матч оказался для американки самым коротким на этом турнире (не считая встречи 1/8 финала с Аной Иванович, в которой из-за травмы сербки был проведен лишь один полный сет).
Как говорится, раз на раз не приходится. Если в первом вчерашнем полуфинале пути к победе отчетливо видели обе соперницы, то во втором соотношение сил стало очевидно уже после первых трех геймов. Конечно, за последний год мы не раз убеждались в том, что характер у Сафиной есть. Не случайно на майках, в которых она часто приходит на пресс-конференции, по-английски написан девиз: "Невозможного нет". Но на сей раз был не тот случай. Подавляющее превосходство Винус выражалось практически во всем. Она не только диктовала россиянке свои условия, но и делала это с ювелирной точностью. Всего одна невынужденная ошибка за два полных сета в полуфинале турнира "Большого шлема" - это, согласитесь, слишком.
Можно было предположить, что Сафина придет на пресс-конференцию жутко расстроенной, однако довольно неожиданно получилось иначе. Оказалось, что Динара успела трезво оценить ситуацию и, по всей видимости, намерена как следует работать над ошибками.
- Вы случайно не перегорели перед своим матчем, наблюдая за первым полуфиналом?
- Нет. Потому что мне надо было разминаться и заниматься собой.
- А как объясните сегодняшний результат?
- Винус очень хорошо играет на траве. Она с самого первого мяча в розыгрыше ставила меня в такую позицию, из которой я ничего не успевала сделать. А вот мне здесь играть очень непросто. На харде или грунте - пожалуйста. А здесь тяжело.
- Что вам нужно предпринять для того, чтобы все-таки иметь возможность противостоять Уильямс на Уимблдоне?
- Мой тренер правильно говорит, что я должна максимально вкладываться в выполнение каждого удара. Так, как это было в прошлом году на осеннем хардовском турнире в Токио, где я идеально чувствовала игру. В этом году, кстати, пытаюсь снова поймать те ощущения, но пока не получается. Необходимо время для серьезных тренировок, а его между турнирами практически нет. Вот и сейчас мне уже через три недели придется ехать в словенский Порторож.
- А стоило заявляться на этот совсем маленький турнир?
- По правилам, он для меня обязательный.
Елена ДЕМЕНТЬЕВА: "НАВЕРНОЕ, ЭТОТ МАТЧБОЛ ПРИСНИТСЯ МНЕ НОЧЬЮ"
Если в прошлом году после поражения в полуфинале от Винус Уильямс на лице Елены без труда читалось разочарование, то на сей раз олимпийская чемпионка пришла на встречу с журналистами с высоко поднятой головой.
- Специалисты считают, что вы с Сереной провели один из лучших матчей за всю историю женского тенниса. На другом покрытии смогли бы победить?
- Мне сложно размышлять на эту тему. Но могу сказать, что от сегодняшнего поединка я, даже уступив с матчбола, получила удовольствие. На Центральном корте была настоящая борьба. Мы не мучились, а именно играли, демонстрировали интересные комбинации на высочайших скоростях. Приятно, что к полуфиналу я подошла готовой соперничать с игроками такого уровня. Раньше такое удавалось не каждый раз. Жаль, не получилось победить.
- Где вы натренировали потрясающий прием, который сегодня продемонстрировали?
- Думаю, сказался опыт наших предыдущих встреч. В подаче Серены для меня нет больших секретов, я часто заранее знала, куда она будет подавать. Хотя, конечно, когда Уильямс делает это с максимальной скоростью, реагировать очень тяжело.
- За счет чего Серена побеждала в решающие моменты?
- Ни в коем случае не хочу сказать, что победить ей помогла исключительно удача. Серена действовала очень здорово, хорошо двигалась, пытаясь догнать каждый мяч. И все-таки определенная доля везения в ее победе присутствует. Например, на матчболе я, конечно, должна была обводить не кроссом, а по линии. Самое интересное состоит в том, что обводящие удары - мои любимые. Я просто обожаю, когда соперницы идут вперед к сетке. Но в данном случае все так быстро произошло, что я не смогла выбрать верное решение. Наверное, этот матчбол будет сниться мне сегодня ночью.
- Ваш тренер по физподготовке Алексей Жук, кажется, однажды сказал, что ваш знаменитый характер не позволяет проигрывать, имея матчболы...
- Ну что же я, не человек, что ли? Такое случалось, и не один раз. К тому же все-таки сегодня матчбол был на чужой подаче. Да еще и на траве.
- Ваши планы?
- Отдыхать и готовиться к американской серии на харде.