14 июня 2009, 10:00

Штеффи

14 июня день рождения празднует выдающаяся немецкая теннисистка, 22-кратная победительница турниров "Большого шлема", олимпийская чемпионка Штеффи Граф.

Представляя публике новейшее достижение инженерной мысли - раздвижную крышу над Центральным кортом - организаторы Уимблдонского турнира в мае этого года устроили мини-турнир с участием двух мегазвезд конца XX - начала XXI века - Андре Агасси и Штеффи Граф - и двух звезд недавнего прошлого калибром помельче - Тима Хенмэна и Ким Клийстерс. Почему англичане позвали Хенмэна, яснее ясного: сказывается извечная тоска по британскому победителю Уимблдона, не появляющемуся вот уже 60 с лишним лет. Клийстерс, думается, пригласили "за компанию", да и дополнительная реклама заявившей о своем возвращении бельгийке (и всей WTA) не повредит. Агасси к тому моменту был единственным в истории теннисистом-мужчиной, выигрывавшим турниры "Большого шлема" на всех возможных покрытиях, к тому же первый крупный успех пришел к нему как раз на Уимблдоне. А еще американец женат на Штеффи Граф, которая с полным правом может чувствовать себя как дома на любом из четырех турниров "Большого шлема" - она их выиграла в два с лишним раза больше, чем все остальные приглашенные, вместе взятые.

Штеффи Граф - это тот случай, когда для осознания величия вполне хватает и сухих цифр. Цифры перестают быть сухими и начинают петь. Семь побед на Уимблдоне, шесть - на Roland Garros, пять - на US Open, четыре - на Australian Open. 377 недель в ранге первой ракетки мира. 107 титулов в официальных турнирах. 8 сезонов, завершенных на вершине рейтинга WTA. "Большой шлем" в 1988-м (последний в истории на сегодняшний день) - и в том же году победа на Олимпиаде. Граф разработала уникальный для своего времени стиль игры, позволявший ей доминировать на любых кортах. Ключевые слова в нем - сила и скорость - сегодня привычны всем, а вот в середине 80-х явились для женского тенниса едва ли не откровением. Сила - в убийственном ударе справа, скорость - в передвижении по корту, позволявшем забегать под форхенд практически в любой момент и компенсировать достаточно пассивную игру слева (с бэкхенда Граф бесхитростно подрезала мяч в 90 процентах случаев). Все остальное - стабильная и мощная подача, надежная игра у сетки - было лишь приложением к основному оружию.

Да, немыслимую, небывалую в истории коллекцию трофеев одной из самых знаменитых уроженок Мангейма принес, пожалуй, не самый разнообразный игровой почерк. Но разве в теннисе, а тем более - в теннисе женском, это главное? Значительно важнее и интереснее для публики всегда были и, скорее всего, будут эмоции, драмы на корте и за его пределами. А всего этого в карьере Граф было хоть отбавляй.

Дебютировав в турнирах WTA в 1982 году, Граф в первом же матче натолкнулась на именитую американку Трэйси Остин, проиграла ей - 4:6, 0:6 и удостоилась весьма нелестных оценок со стороны соперницы. Десять с лишним лет спустя она отомстила обидчице, разделав ее под орех - 6:0, 6:0. Те же самые две "баранки" Граф выписала в финале Roland Garros-1988 Наташе Зверевой. Это был ее третий титул "Большого шлема", а вот, к примеру 13-й достался ей по итогам фантастического по накалу финального поединка Уимблдона-1993 с Яной Новотной. В России тогда только начинали всерьез показывать теннис по телевидению, но отчаянно рыдающую на плече герцогини Кентской Новотну наверняка запомнили многие. В третьей партии Граф уступала 1:4 и проигрывала 15:40 на подаче соперницы, но каким-то непостижимым образом сумела сломить представительницу Чехии морально - и взяла все оставшиеся геймы. (А год спустя, в 1994-м, стала первой в истории действующей победительницей Уимблдона, сошедшей с дистанции уже в стартовом круге, - споткнулась на скромной американке Лори Макнил...) Случались у великой немки и победы после проигрыша сета со счетом 0:6 - например, в финале US Open-1995 против Моники Селеш. Впрочем, Селеш и Граф - это, конечно же, история отдельная.

Именно Селеш, неистово молотившая по мячу любой стороной ракетки, неизменно держа ее обеими руками, и сопровождавшая каждый удар истошным стоном, прервала эпоху безраздельного царствования Граф в начале 90-х. Она обыгрывала Граф далеко не всегда, но нескольких болезненных уколов (ярче всего запомнился парижский финал 1992-го, когда сербка добилась победы в третьей партии со счетом 10:8) хватило для того, чтобы душевнобольной поклонник Штеффи нанес Селеш ответный удар - самым настоящим ножом в спину. Чудовищный инцидент апреля 1993-го не только скомкал блестящую карьеру Селеш, но окружил сомнительным флером все последующие достижения Граф. И это была далеко не единственная проблема "Фрейлейн форхенд".

Вернувшуюся на вершину рейтинга Граф стали одолевать травмы, а в 1995 году грянуло судебное разбирательство, в результате которого ее отец, властно командовавший ею в течение всей юности, был отправлен в тюрьму за уклонения от уплаты налогов. Выигрывать турниры становилось все сложнее, но великие чемпионы не уходят, не устроив прощальную гастроль. Для Граф ее стал Открытый чемпионат Франции-1999. В Париж измученная болями в спине и коленях Штеффи приехала в качестве игрока, не добиравшегося до финалов "Большого шлема" в течение трех лет. Однако в четвертьфинале она обыграла вторую ракетку мира Линдсэй Дэвенпорт, в полуфинале справилась с "посеянной" третьей Селеш, а в финале, будучи в трех мячах от поражения, оставила не у дел лидера мирового рейтинга (тогда казалось - на долгие годы вперед...) Мартину Хингис.

Но самое удивительное началось уже после победного финала - на вечере чемпионов, на котором никогда не считавшаяся красавицей Граф пленила еще одного теннисного небожителя, еще недавно бывшего героя всех скандальных хроник Андре Агасси. Их сыну скоро исполнится восемь, дочери - шесть. Говорят, вездесущие букмекеры даже принимают ставки на то, кто из них раньше выиграет какой-нибудь турнир "Большого шлема". Что и говорить, наследственность у детей феноменальная. Особенно - по материнской линии.