29 апреля 2009, 10:00
29 апреля день рождения празднует победитель всех турниров серии "Большого шлема", олимпийский чемпион-1996 в одиночном разряде, экс-первая ракетка мира Андре Агасси.
Правда ли, что 29-летнему теннисисту, единожды утратившему лидирующие позиции, уже невозможно вернуться на высочайший уровень? По мнению Евгения Кафельникова, недавно давшего обстоятельное интервью "СЭ", дело обстоит именно так; да и игра Марата Сафина, в январе как раз отметившего 29-летие, вроде бы подтверждает роковой характер этой возрастной отметки. Не станем спорить с легендой российского спорта. Скажем проще: ко всем правилам найдутся исключения. Одно из самых ярких и эффектных - ввиду полного числового совпадения - случилось 10 лет назад, 24 мая 1999-го. В тот день победу на Roland Garros одержал Андре Агасси.
Вообще-то выигрывать Roland Garros-1999 должен был другой теннисист - украинец Андрей Медведев, для которого это был лучший турнир "Большого шлема" в карьере. Во втором круге Медведев выбил из борьбы самого Пита Сампраса, в четвертьфинале расправился с мастером грунтовых кортов Густаво Куэртеном, а в первых двух сетах решающего поединка отдал сопернику жалкие три гейма. Одним словом, быть бы "несеянному" украинцу чемпионом, не находись на противоположной стороне корта тот, кто на ней находился. Андре Агасси, безнадежно облысевшему американцу иранского происхождения, было тогда 29 лет. Еще год назад он обитал за пределами первой сотни мирового рейтинга, но к той парижской весне он подошел во всеоружии. Агасси выиграл три сета подряд, завоевал единственный недостающий в своей коллекции трофей "Большого шлема", а затем отправился на чемпионский танец со своей будущей женой Штеффи Граф.
И ведь это было не первое возвращение Агасси: не менее впечатляющим стал его триумф 1994 года, когда он первым в истории выиграл US Open, не будучи включенным в "посев". Но именно после победы на Roland Garros он окончательно утвердился в роли не просто звезды, а теннисного классика. В роли, в которой никак нельзя себе представить Агасси начала 90-х - бунтаря и скандалиста.
Между ними как будто бы пропасть. Теннисный хулиган, длинноволосый герой бульварной прессы, отказывающийся ехать в Австралию, потому что это далеко, и на Уимблдон, потому что там не поиграешь в любимых попугаичьих футболках; женящийся на гламурных голливудских актрисах и разводящийся с ними; поднимающийся на вершины рейтинга и стремглав слетающий вниз - таков ранний Агасси. Поздний Агасси - это мудрый мастер, скромно раскланивающийся перед публикой после каждого матча; примерный семьянин, воспитывающий детей вместе с никогда не считавшейся записной красавицей Штеффи Граф; наконец, единственный на сегодняшний день теннисист, выигравший все четыре турнира "Большого шлема" на трех разных покрытиях. Общего мало, но оно есть. Во-первых, это игра, во-вторых - главный соперник.
Говорить об Агасси и не вспомнить Сампраса не то чтобы глупо - неприлично. На самом высоком уровне они играли друг против друга на протяжении 12 лет, и ничего более захватывающего в мире тенниса не было ни тогда, ни позже. Битвы Сампраса с Агасси любят сравнивать с поединками Федерера с Надалем - и думается, напрасно. В отличие от матчей предыдущей и нынешней первых ракеток мира, в которых хватает драматургии и борьбы характеров, но недостает тактического разнообразия (ведь, как ни парадоксально, чтобы держаться с Надалем на равных, Федереру приходится резко обеднять свою обычно столь разнообразную игру), в битвах двух американцев и Агасси, и Сампрас всегда играли в свою игру. Сампрас - подавал, рвался к сетке и изумлял "одноруким" ударом слева; Агасси - принимал (лучше него справляться с чужими подачами не умел никто), бомбардировал оппонента с задней линии и обводил его бэкхендом, держа ракетку обеими руками.
Сампрас побеждал чаще. С 1990 года, когда они впервые встретились в финале US Open, и до 2002-го, когда там же и на той же стадии великий Пит провел свой последний официальный матч, только в различных финалах они играли друг с другом 16 раз. Итог - 9:7 в пользу Сампраса. На турнирах "Большого шлема" Агасси выиграл у Сампраса только однажды - в 1995-м, впервые приехав в Австралию. В тот же год он наконец-то стал первой ракеткой мира, затем взял олимпийское золото Атланты, затем рухнул вниз рейтингового списка, а затем настала та самая парижская весна. Сразу же после нее Агасси вышел в финалы всех трех оставшихся турниров "Большого шлема" подряд, проиграв из них только Уимблдон (все тому же Сампрасу). Что там мы говорили в начале про 29 лет?
В 2002 году Сампрас ушел, а Агасси остался. В четвертый раз выиграл Australian Open, довел счет победам в "Мастерсах" до 17 (абсолютный рекорд), до 35-летнего возраста входил в первую десятку рейтинга... Прощание со зрителями состоялось, разумеется, в Нью-Йорке. Измученный травмами, исколотый обезболивающими Агасси проиграл в третьем круге US Open-2006 немцу с громкой фамилией Беккер и получил 8-минутную овацию стадиона. Это было самое меньшее из того, чего он был достоин.