ROLAND GARROS
В воскресенье в Париже в финале Открытого чемпионата Франции испанец Рафаэль Надаль обыграл швейцарца Роджера Федерера - 7:5, 7:6 (7:3), 5:7, 6:1.
Глеб ШАТУНОВСКИЙ
из Парижа
В воскресенье вечером после окончания суперфинала Рафаэль Надаль - Роджер Федерер и затянувшихся пресс-конференций с участием обоих финалистов в Париже разразилась обещанная синоптиками на этот день сильнейшая гроза с громом и молниями, целившимися своими замысловатыми узорами то в Эйфелеву башню, то в башню Монпарнас. Эту грозу ждали на Roland Garros не поздно вечером, а в разгар дня, и тогда финальный матч мужского турнира вряд ли был бы доигран в воскресенье. Поэтому можно сказать, что зрителям повезло.
Грозы, но уже сугубо теннисного плана счастливо избежал в итоге и Надаль. Испанец приехал в Париж защищать свое чемпионское звание не в лучшей спортивной и игровой форме, только-только проиграв сербу Новаку Джоковичу в финалах четырех турниров категории Masters 1000, в том числе двух грунтовых. Казалось, что его дни как лидера мирового тенниса сочтены. Однако грозовое облако, провисев свинцовой наковальней над головой испанца на протяжении едва ли не всего турнира, в итоге без следа развеялось в парижском небе. Надаль в шестой раз выиграл Roland Garros, сравнявшись с рекордом великого Бьорна Борга, победил на десятом турнире "Большого шлема" (Роджеру Федереру он уступает шесть таких титулов, Питу Сампрасу - четыре) и сохранил звание первой ракетки планеты как минимум до конца Уимблдона.
Можно сказать, что Надалю немного повезло, ведь он избежал встречи с Джоковичем, перед которым у него, быть может, даже развился в этом сезоне некоторый комплекс и который изначально считался в Париже более явным претендентом на итоговую победу, чем сам Рафаэль. Однако теннис, показанный Надалем в финальном матче, был такого высокого уровня, он защищался столь агрессивно и отменно, что против такого игрока было бы крайне сложно выстоять и Джоковичу.
"В исполнении Надаля гениальное кажется обыденным, - так сказал по поводу финального матча двукратный (1992, 1993) чемпион "Кубка Кремля" швейцарец Марк Россе. - Я даже не знаю, как он умудрялся из сложнейших положений совершать некоторые свои защитные удары, которые падали прямо под заднюю линию и вынуждали соперника переходить от атаки к обороне".
"Лично у меня нет сомнений в том, что, если бы в финал вместо Федерера вышел Джокович, победителем все равно остался бы Надаль", - это слова француза Поля-Анри Матье.
Можно только представить, какое глубокое разочарование испытывал по завершении финала Федерер. На пресс-конференции швейцарский теннисист спокойно и рассудительно анализировал только что завершенный поединок, указывал на допущенные ошибки, жалел об упущенных возможностях и при этом неоднократно подчеркивал, что остался очень доволен уровнем своего тенниса. Последнее для, возможно, величайшего теннисиста всех времен является, наверное, самым обидным. Знать, что вряд ли ты смог бы сыграть лучше, чем сегодня, и понимать, что для победы показанного максимума все равно было недостаточно.
Знаменитый Швед Матс Виландер в своей традиционной колонке в газете "Экип" отметил, что никогда еще Федерер не был так близок к тому, чтобы обыграть Надаля на грунте Roland Garros. "В сугубо теннисном плане он был лучше: и в плане тактики, и в плане воплощения задуманного в жизнь. Однако вновь безнадежно уступил своему извечному сопернику в плане психологии. Федерер должен понимать, что даже если он играет в лучший теннис, матч все равно будет упорным от начала до конца, поскольку Надаль не отдаст без боя ни единого гейма. Роджер пока не может подавить Надаля психологически, внушить тому мысль, что его теннис несовершенен. Даже не знаю, сможет ли Федерер когда-либо развить в себе такое качество. Пока же он слишком мягок по отношению к своему сопернику".
И все же нынешнее выступление Федерера на Roland Garros должно настроить болельщиков швейцарца на оптимистичную волну. Два матча подряд против двух лидеров современного тенниса Федерер провел на таком высоком уровне, которого от него после последних месяцев невыразительного тенниса мало кто уже ждал. Один матч швейцарец выиграл, второй, против теннисиста, для которого грунт является наиболее удобным покрытием, проиграл. Эти матчи доказали всем, в том числе и самому Федереру, что он по-прежнему может на равных бороться и с Джоковичем, и с Надалем. И это, пожалуй, является для Роджера главным положительным итогом парижского турнира. Впереди - Уимблдон, который для него является наиболее любимым из турниров "Большого шлема" местом, где, по сути, началась его великолепная теннисная карьера.
Обыграть Надаля на парижской глине Федереру не удалось. Удастся ли ему это сделать на более быстрых травяных кортах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета? Ответа на этот вопрос мы будем ждать с нетерпением еще месяц. Впрочем, не стоит забывать, что в Лондоне, как и в Париже, Федереру для победы, возможно, нужно будет обыгрывать не только Надаля, но и Джоковича. И у серба наверняка есть собственное мнение насчет того, кто более заслуживает победы на Уимблдоне.
Глеб ШАТУНОВСКИЙ
из Парижа
- Роджер, вы проиграли, но в финале турнира "Большого шлема". Чувствуете ли, что к вам возвращается уверенность в собственных силах?
- А я не думаю, что реально ее терял. Возможно, немного засомневался в прошлом году, после неудач на Roland Garros и Уимблдоне, но по большому счету я не ехал сюда в поисках уверенности. Для меня было важно выйти в финал турнира "Большого шлема", показав при этом хороший уровень тенниса. Чего и добился. Физически также чувствовал себя очень хорошо, и это тоже позитивный знак. Я провел великолепный матч против Новака (полуфинал с Джоковичем. - Прим. Г.Ш.), которым горжусь. Сегодня против Рафаэля я также сыграл, считаю, очень хорошо. Так что в целом я доволен проведенным турниром. Небольшое чувство разочарования тоже присутствует - это нормально для теннисиста, проигравшего финал.
- Что не получилось сегодня и что помешало выиграть первый сет, по ходу которого вы вели - 5:2?
- В наших матчах с Рафой именно я веду игру, то есть больше рискую. Поэтому отыграть весь матч на одном уровне крайне сложно - почти неизбежно бывают взлеты и падения. В первом сете мне где-то немного не повезло, где-то я сыграл не так, как должен, Рафа же действовал безупречно. Из таких мелочей и складывается результат. Но шансы у меня, считаю, оставались до самого конца. Да, я проиграл вторую партию, но у меня есть опыт побед над Надалем после двух первых проигранных сетов. Сегодня мне было видно, что уже в середине третьей партии он заметно устал. Если бы мы довели наш матч до пятого сета, то у меня, думаю, было бы преимущество. Но в начале четвертой партии я свои шансы не использовал, после чего догонять Рафу было уже очень сложно.
- Позволяет ли ваш результат в Париже с оптимизмом смотреть в будущее и в особенности на ближайший Уимблдон?
- Конечно. Уимблдон является для меня задачей номер один на сезон. Так было с 2003 года или даже с 2001-го (Федерер тогда обыграл Пита Сампраса. - Прим. Г.Ш.). И я с оптимизмом смотрю в будущее. Поэтому я всегда говорил тем людям, которые после Australian Open начали уже списывать и меня, и Рафу со счетов: "подождите немного". И вот спустя всего несколько месяцев мы с Рафой встречаемся в финале турнира "Большого шлема", и тональность высказываний в наш адрес вновь кардинально меняется.
- Надаль не так убедительно, как раньше, провел грунтовый сезон и начал этот турнир. Считаете ли вы в этой связи его победу неожиданной?
- Я знаю, что так считают многие люди, но у меня другое мнение. Рафа - великий теннисист, он всегда играет тем лучше, чем сильнее его соперник. И сегодня он это доказал еще раз. Повторю: мне не в чем себя упрекнуть, считаю, что показывал фантастический теннис на протяжении всего турнира. Я не смог выиграть чемпионское звание, но краснеть мне не за что.
Глеб ШАТУНОВСКИЙ
из Парижа
- Вы неоднократно говорили, что Roland Garros является для вас особым турниром. Почему?
- Из всех четырех чемпионатов "Большого шлема" именно здесь мои шансы на победу наиболее велики. Поэтому для меня этот турнир - главная цель года. Если я его выигрываю, то уже могу считать сезон удавшимся. К тому же победа в Париже облегчает мне вторую половину сезона, снимает лишнее напряжение. Выиграв чемпионское звание здесь, я затем всегда успешно играю и вторую половину сезона.
- Что было ключом к победе сегодня?
- Сразу хочу отметить, что Роджер, на мой взгляд, провел великолепный турнир, от начала до конца. Сегодня ему немного не повезло в первой партии, во второй он сумел выравнять положение, показав отличный теннис, но потом ему опять немного не повезло. В третьем сете он играл безукоризненно. Когда у Роджера получается такой теннис, соперники не могут вообще ничего поделать. Его бэкхенд был сегодня гораздо лучшего качества, чем раньше. Прежде, когда я подавал ему под лево, то более или менее держал розыгрыш под своим контролем. Сегодня это было не так. Как мне удалось выбраться из такого положения? Я ждал своего часа, старался постоянно сохранять концентрацию, не давать ему легких мячей. Ключевой момент, считаю, был в начале четвертого сета, когда я сумел отыграться с тройного брейк-пойнта. Но еще раз скажу: сегодня Роджер сыграл великолепно. И победа была очень непростой.
- Федерер провел отличный матч против Джоковича, и против вас он сразу повел со счетом 5:2. Не начали ли вы в этот момент сомневаться, что способны его обыграть?
- У меня против Роджера здесь случался и худший старт. Например, в 2006 году я ему вовсе проиграл первую партию 1:6, так что счет 2:5 это не самое страшное, что у меня было. Что я могу сказать? Да, первая партия для меня очень важна, она задает настроение на дальнейшее. Но вместе с тем первый сет это всего лишь первый сет. Матчи на грунте - долгие, и безумно сложно все время удерживать высочайший уровень агрессивного тенниса и не совершать ошибок. У Роджера все получалось в начале матча, потом, как я уже говорил, мне немного повезло. Ну а затем я сам показывал очень хороший теннис.
- Вы начали этот турнир не слишком уверенно, но все равно выиграли чемпионское звание. В чем секрет?
- Иногда такое проходит, иногда - нет. Но я сказал еще на прошлой неделе, что сделаю все возможное, чтобы изменить ситуацию. В итоге я сумел показать свой лучший теннис тогда, когда мне это было необходимо больше всего. Именно поэтому нынешняя победа для меня особенно ценна. К примеру, в 2008 году я провел, наверное, свой лучший Roland Garros, чем когда бы то ни было, все свои матчи я выигрывал в трех сетах - четвертьфинал, полуфинал, финал. Так вот, когда я выиграл победное очко, у меня даже не было ощущения, что я действительно выиграл турнир, настолько легко мне все далось. Когда же за победу приходится реально бороться, как в этом году, начинаешь ее больше ценить.
- В какой момент по ходу турнира вы почувствовали уверенность в своих силах? Было ли это в четвертьфинале с Содерлингом?
- Интересно, что на тренировках я себя чувствовал великолепно с самого начала. Но вот когда выходил на корт и начинал играть официальные матчи, откуда-то появлялись и нервозность, и беспокойство. С другой стороны, когда ты чувствуешь себя хорошо на тренировках, ты уже знаешь, что на правильном пути, и это тебе все равно в какой-то степени помогает. Ну а затем наступает "момент истины". Ты выходишь на корт против действительно сильного соперника вроде Содерлинга и понимаешь, что если не покажешь хороший теннис, то отправишься домой. В этот раз я сумел поднять уровень своей игры.
- То есть Содерлинг вынудил вас искать какие-то дополнительные резервы?
- Именно так. Я неважно выглядел в первых раундах во многом потому, что уровень соперников и не требовал от меня большего. В то же самое время я чувствовал: если мой следующий соперник предложит мне более высокий уровень, то я смогу ему соответствовать.
- Как оцените свою готовность к Уимблдону после такой победы?
- Пока я еще думаю не об Уимблдоне, а о моем первом турнире на траве в Лондоне. Для меня переход с грунта на траву всегда был непростым, даже учитывая все те хорошие результаты, которых я добился на этом покрытии. Придется немало поработать, как это было все предыдущие годы. Нужно адаптировать свою игру к травяному покрытию, вспомнить, как ты играл в прошлом году, что получалось, что не получалось. Начну потихоньку тренироваться уже завтра (в понедельник. - Прим. Г.Ш.), во вторник, наверное, сыграю первый матч в паре, в среду - уже в "одиночке". В любом случае я начинаю травяной сезон, испытывая меньшее психологическое давление, нежели до Roland Garros. Но имею не меньшую мотивацию!
- Вы повторили рекорд шведа Бьорна Борга, выиграв Roland Garros в шестой раз. Имеет ли этот факт для вас какое-то особое значение?
- Мне это очень приятно. Могу сказать, что для меня большая честь встать в один ряд с Боргом. Но наибольшее удовлетворение у меня вызывает не сам рекорд, а факт того, что я выиграл этот турнир еще раз. Нынешняя победа далась мне очень непросто, и сейчас я радуюсь именно ей.
- Роджера Федерера называют лучшим игроком всех времен, однако в свои 25 лет вы добились большего, чем он в том же возрасте. О чем вы думаете, когда сравниваете свои достижения с достижениями Федерера?
- О том, что тоже могу играть в неплохой теннис (улыбается). А если серьезно, я предпочитаю не забивать себе голову размышлениями о том, кто является лучшим теннисистом всех времен. Уместно и справедливо будет сказать, что я вхожу в число лучших. Это меня вполне устраивает. Я горжусь своими достижениями и благодарен за все, что случилось в моей жизни вплоть до сегодняшнего момента.
Результаты и соотношения побед и поражений Рафаэля Надаля и Роджера Федерера на грунтовых турнирах ATP World Tour c 2005 года, когда испанец впервые выиграл Roland Garros
НАДАЛЬ |
Турниры |
ФЕДЕРЕР |
48-2 |
2005 |
14-2 |
1/4 (2-1) |
Буэнос-Айрес |
- |
Титул (5-0) |
Кошта-ду-Сауипе |
- |
Титул (5-0) |
Акапулько |
- |
1/4 (2-1) |
Валенсия |
- |
Титул (6-0) |
Монте-Карло |
1/4 (3-1) |
Титул (5-0) |
Барселона |
- |
Титул (6-0) |
Рим |
- |
- |
Гамбург |
Титул (6-0) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
1/2 (5-1) |
Титул (5-0) |
Бастад |
- |
Титул (5-0) |
Штутгарт |
- |
24-0 |
2006 |
17-3 |
Титул (6-0) |
Монте-Карло |
Финал (5-1) |
Титул (5-0) |
Барселона |
- |
Титул (6-0) |
Рим |
Финал (6-1) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
Финал (6-1) |
31-1 |
2007 |
16-3 |
Титул (5-0) |
Монте-Карло |
Финал (4-1) |
Титул (5-0) |
Барселона |
- |
Титул (5-0) |
Рим |
1/8 (1-1) |
Финал (4-1) |
Гамбург |
Титул (5-0) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
Финал (6-1) |
Титул (5-0) |
Штутгарт |
- |
22-2 |
2008 |
21-4 |
- |
Эшторил |
Титул (5-0) |
Титул (5-0) |
Монте-Карло |
Финал (4-1) |
Титул (5-1) |
Барселона |
- |
1/16 (0-1) |
Рим |
1/4 (2-1) |
Титул (5-0) |
Гамбург |
Финал (4-1) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
Финал (6-1) |
20-2 |
2009 |
16-2 |
Титул (5-0) |
Монте-Карло |
1/8 (1-1) |
Титул (4-0) |
Барселона |
- |
Титул (5-0) |
Рим |
1/2 (3-1) |
Финал (3-1) |
Мадрид |
Титул (5-0) |
1/8 (3-1) |
Roland Garros |
Титул (7-0) |
22-0 |
2010 |
10-4 |
Титул (5-0) |
Монте-Карло |
- |
Титул (5-0) |
Рим |
1/16 (0-1) |
- |
Эшторил |
1/2 (2-1) |
Титул (5-0) |
Мадрид |
Финал (4-1) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
1/4 (4-1) |
24-2 |
2011 |
12-4 |
Титул (5-0) |
Монте-Карло |
1/4 (2-1) |
Титул (5-0) |
Барселона |
- |
Финал (3-1) |
Мадрид |
1/2 (3-1) |
Финал (4-1) |
Рим |
1/8 (1-1) |
Титул (7-0) |
Roland Garros |
Финал (6-1) |