6 июня 2013, 16:25

Елена Дементьева: "В раздевалке все говорят, что мне надо возвращаться"

ROLAND GARROS. ТУРНИР ЛЕГЕНД

Одна из лучших теннисисток России, недавно завершившая карьеру, дала интервью спецкору "СЭ" на Roland Garros.

Владас ЛАСИЦКАС из Парижа

– Вроде неплохо Лена сыграла, да?

Этой фразой Вера Семеновна Дементьева, стоявшая у корта №3 словно вернула меня на несколько лет назад, когда ее дочь Елена еще выступала в профессиональном туре. Завершив карьеру в конце 2010 года, олимпийская чемпионка Пекина ушла в тень. Ее возвращение состоялась в среду в рамках парижского "Турнира легенд", где в паре с Мартиной Навратиловой они обыграли Мэри Джо Фернандес и Аранту Санчес – 6:4, 6:3.

– Сколько вы здесь не были? – первый вопрос 31-летней финалистке Открытого чемпионата Франции-2004.

– Ой, наверное, с последнего для себя Roland Garros. Сколько прошло то? Три года, по-моему, да? Видите, я даже не считала (смеется).

– И какие ощущения испытали, когда зашли на территорию арены с сумкой, полной ракеток?

– Подъезжая сегодня к стадиону, чувствовала невероятное волнение, даже сердце начало колотиться. Даже не думала, что так будет. Этот турнир всегда был одним из моих самых любимых, но, то, что нахлынет столь приятная ностальгия, не ожидала.

– Но наверняка на матч "Турнира легенд" вы выходите без какого-то давления?

– Мы как раз во время встречи на переходах говорили об этом с Навратиловой. Хотя ты играешь какие-то показательные матчи, все в целом проходит спокойно. Но на турнирах "Большого шлема" все равно присутствует приятное волнение. И оно ни с чем не сравнится. Конечно же, сразу возвращаются и воспоминания. Все-таки сколько лет я играла и на этом, третьем, корте, и на других. Так что приятно вновь быть здесь.

– Мы вас давно не видели. Как у вас дела в целом?

– Все хорошо, вышла замуж (смеется). Продолжаю учиться в институте на филологическом факультете на отделении журналистики. После Roland Garros как раз буду сдавать летнюю сессию, завершая четвертый курс. Вот так и живу. Меня часто спрашивают: "Вы, наверное, так по теннису скучаете?". Я говорю, что я Москве скучать по нему не успеваю. К тому же благодаря моему мужу Максиму (хоккеист Максим Афиногенов – прим В.Л.) – моя жизнь в спорте продолжается. И тот адреналин, те острые ощущения, которые я испытывала сама на корте, сейчас перенеслись на хоккей. Но когда ты приезжаешь, например, сюда в Париж, то конечно, понимаешь, что в определенной степени скучаешь по теннису, и тебе его не хватает.

– Живете в основном в Москве или Санкт-Петербурге, где тренируется и играет супруг?

– В последние три года, если так можно выразиться, мы жили как раз между Москвой и Санкт-Петербургом. Очень много ездили между двумя этими городами.

– Ваша мама, с которой мы перебросились парой фраз, сказала, что из новичков в туре вам по душе игра американки Слоан Стивенс.

– Мне кажется, она талантливая и физически хорошо готова. Я смотрела ее матч с Сереной Уильямс на Australian Open. Да и здесь видела встречу Слоан с Машей Шараповой. Приятно, что постепенно какие-то новые имена появляются в женском туре. Потому что поколение той же Навратиловой и Санчес давно ушло, мое – постепенно уходит, и всем нам на смену приходят другие. Всегда интересно посмотреть что-то новое в игре.

– Но настоящих открытий в последнее время не так много. Согласны?

– Да, их не очень много – это правда. Я когда сегодня в раздевалку зашла, мне все говорят: "Ты должна не на "Турнире легенд" играть, а в тур возвращаться" (смеется). Но я отвечаю, что свое уже отыграла.

– Четвертьфинал между Светланой Кузнецовой и Сереной смотрели?

– Ужасно обидно было. Думаю, если бы Света смогла в третьей партии выиграть тот третий гейм, то игра пошла бы совершенно по-другому. Было видно, что Серену зажало, и ей было очень тяжело. Самое интересное, что я до этого смотрела встречу Светы с Ангелик Кербер и отметила, что, наконец, Кузнецова набрала ту форму, которая была у нее, когда она побеждала на "Больших шлемах". И поэтому я считала, что у Светы будет хороший шанс в поединке против Серены. Так как терять ей было нечего, она была готова физически и хорошо чувствовала игру. Обидно, что не сложился буквально один какой-то эпизод и из-за этого ее победа не состоялась.

– 39-я позиция Кузнецовой в рейтинге – временная?

– Конечно. Она не соответствует ее нынешнему уровню. Жаль, что в силу травм Кузнецовой пришлось пропустить какую-то часть прошлого сезона. И в Париже она, не будучи "сеяной", сразу попала на Катю Макарову, которая в принципе тоже могла здесь пройти достаточно далеко. Ну и обидно, что Света встретилась с Сереной на достаточно раннем для себя этапе. Тем не менее, она обрела форму и обязательно вернется в число "сеяных" на турнирах "Большого шлема". (По всей видимости, это произойдет уже на Уимблдоне, поскольку по предварительным данным в понедельник Кузнецова станет 27-й ракеткой мира – Прим. В.Л.)

– Прогресс Марии Кириленко вас не удивляет?

– Маша – дисциплинированный и трудолюбивый игрок. И все что ей дано, она отрабатывает на сто процентов. Кириленко – целеустремленная и всегда хотела быть в первой десятке мирового рейтинга. Поэтому благодаря своей системной работе Мария идет к этому. Ну, а результаты мы прекрасно видим.

– А Серена – это своего рода уникум?

– Конечно. Впечатляет не только ее нынешняя беспроигрышная серия на грунте, а то с какой страстью и желанием Серена играет. Понятно, что она физически очень сильна, но не покидает ощущение, что американка каждый матч играет, как последний. Такая борьба за каждое очко – это уникально! При всех ее победах казалось, что у нее могут начаться проблемы с мотивацией. Что-то вроде – здесь я играла, здесь выигрывала. Но нет – она выходит на корт и живет только этим моментом. Здесь и сейчас.

– Елена Дементьева образца 2010 года сейчас могла бы быть первой десятке?

– Сложно сказать. Если бы я продолжала играть, то не довольствовалась бы низкой позицией в рейтинге. Делая какое-то дело, надо делать его хорошо. А сказать, какой бы я в итоге была, сейчас невозможно.

– За три года вы ни разу не думали, что рано завершили карьеру?

– Нет. У меня не было ни единой мысли вернуться. Хотя мне иногда говорят: "Смотри – в полуфиналы пробиваются не самые известные теннисистки, ты бы могла и сейчас еще поиграть". (Улыбается). Но я считаю, что всему свое время. Я счастлива, что моя карьера пришлась на то время, когда в туре была высокая конкуренция. Мне интересно было играть, приходилось тяжело, но я этим жила. Поэтому моим счастьем было познакомиться, играть и учиться сражаться с такими сильными соперницами. Сейчас я ни о чем не жалею.

– Но в "Турнирах легенд" участвовать будете регулярно?

– Нет. Только один раз (смеется). Хотя меня зовут и на US Open, и с Уимблдона прислали приглашение. Для меня большая честь быть сейчас в Париже, и выступать вместе с Мартиной Навратиловой. Но – это исключение. Для своего самого любимого турнира.

2