3 августа 2013, 09:29
ЕСТЬ ТЕМА
Почему стареет мужской теннис // Сергей Ясницкий: "У Сафина хорошие гены. Плюс тренеры и характер"
Андрей Ольховский помогает "СЭ" разобраться в том, почему стареет мужской теннис.
Родился 15 апреля 1966 года.
В Top 100: в первый раз - 18 июля 1988 года, в последний - 27 января 1997 года.
Высший рейтинг - 49 (14 июня 1993 года).
- Да, возрастной пик сейчас сместился, - соглашается Ольховский. - Почему это произошло? Теннис стал более атлетичным, скорости возросли. К тому же раньше тренеры обучали своих подопечных в первую очередь вариативной игре, а сейчас - игре на результат.
Согласитесь, в юном возрасте сложить все технические элементы воедино достаточно трудно, к тому же это идет вразрез с сиюминутными результатами. Ведь теннисисту для этого требуется гораздо больше времени, чем когда ты хочешь просто освоить удар справа или слева. Теперь игроков в основном стараются обучить какому-то одному коронному удару и пытаются за счет этого достичь успеха.
Но так как теннис стал более атлетичным, одного коронного удара уже недостаточно. Чтобы добиться нужного результата, должны быть развиты все компоненты игры, причем на самом высоком уровне. А этого нет. Вот поэтому успехи у теннисистов теперь и приходят гораздо позже.
В настоящее время в мужском теннисе доминируют испанский и аргентинский стили, где больше внимания уделяется игре на задней линии. Согласитесь, сейчас есть не так много испанцев, которые хорошо подают. У аргентинцев то же самое, а своего рода исключение составляет, наверное, лишь Дель Потро. Поэтому нынешнее поколение, хорошо играющее на задней линии, так и не улучшило игру с лета или подачу.
Игроки не способны сделать то, что требуется для эффективной подачи. Например, в американской школе увлекаются скоростью. Но скорость - не самое важное в подаче, гораздо важнее ее эффективность. И пусть за счет направления снижается скорость подачи, зато повышается ее результативность. Но этому немногие тренеры обучают, из-за чего и страдает вариативность игры.
Возможно, в том числе и поэтому те ребята, которые могли бы показать хорошие результаты в раннем возрасте, этого не делают. Все-таки у каждого игрока должна быть своя "коронка", ее надо нащупать еще в юности. А для этого тренер должен профессионально владеть всеми элементами игры.
Плюс, сейчас покрытия становятся гораздо медленней. И если раньше мы видели, как на том же Уимблдоне за счет мощной подачи теннисисты достаточно просто выигрывали очки, то теперь все это уже не проходит. Кроме того, атлетически хорошо сложенные игроки, которые в розыгрышах стоят довольно далеко за задней линией, имеют преимущество по сравнению с теми, кто еще молод и не достиг необходимого уровня физических кондиций.
Сейчас много говорят о том, что у Федерера в его почти 32 года случился провал, а, к примеру, Томми Хаас в свои 35 играет очень здорово. Во-первых, я не думаю, что в данный момент Федерер чувствует себя на сто процентов физически готовым для того, чтобы быть на том уровне, на котором он находился большую часть своей карьеры. Его нынешние проблемы больше в физике, а не в психологии. Если бы он был полностью здоров, то психологическая уверенность к нему сразу бы вернулась. Все-таки чисто тактически швейцарец сильнее всех теннисистов в мужском туре.
А травма спины означает, что Роджер не может выдерживать те же нагрузки, что раньше. Естественно, он все время отвлекается на это, мысль о травме постоянно сидит в его голове. В связи с этим организм сам блокирует некоторые движения, которые Федерер хочет сделать на корте, но из-за поступающего из головы сигнала он их не делает. Если Роджер справится со всем этим, и боль его отпустит, то от него еще можно будет ждать громких побед.
Что же касается Хааса, то немец при всех его результатах все равно находится не в ведущей пятерке рейтинга и к тому же не на каждом турнире доходит до самого конца. Федерер провел больше матчей, у него не было таких долгих перерывов в карьере, как у Томми. А ведь за счет этих перерывов организм швейцарца мог бы восстановиться.
Если подытожить, надо признать, что такие звезды, как Федерер, Надаль, Сампрас или Сафин в принципе не рождаются в каждые два - три года. Конечно, однажды появится очередная звездочка, которая покажет высокий результат в относительно раннем возрасте - в 19-20 лет. Но я не уверен, что это произойдет в ближайшем будущем.