6 сентября 2013, 02:20

Дмитрий Турсунов: "Помню, как родители закладывали квартиры и дубасили своих детей"

US OPEN

Один из сильнейших российских игроков в интервью "СЭ" рассказал о том, чем ему запомнился US Open-2013, а также заявил свою позицию о настоящем и будущем российского тенниса

Сергей БУТОВ
из Нью-Йорка

ПУЛЕМЕТ БЕЗ ПАТРОНОВ

Дмитрий Турсунов закончил турнир настолько стремительно, что поначалу никто ничего не понял.

Шел матч третьего раунда против Ришара Гаске – того самого, что будет играть сегодня полуфинал против Надаля. Турсунов проигрывал по партиям 1:2, но ничего еще не было ясно. Гаске в целом играл лучше, на уровне первой десятки мирового рейтинга, однако остро чувствовал дискомфорт, когда у соперника проходили первые подачи.

И вдруг в одну секунду головную боль Гаске как рукой сняло. Турсунов, один раз подав при счете 2:4, протянул арбитру на вышке руку.

После игры Дмитрий объяснил свой отказ продолжать очень доходчиво: начались судороги. Впрочем, возник резонный вопрос, а почему судороги у 32-й ракетки турнира начались в середине четвертого сета?

– Я мог бы сейчас сказать все что угодно, – обозначил степень откровенности Дмитрий. – Что мне вовремя не подсказал тренер, кроссовки не те, шорты жмут. Но самому себе ты врать не станешь. Чтобы хорошо играть против ребят из десятки, нужно быть в состоянии проводить на корте долгое время. Когда ты не в лучшей форме, пытаешься компенсировать недостаток "физики" за счет внутренних резервов. Из-за этого травмы-то и возникают. Теннисист не в форме – это плохая машина со спущенным колесом. Что-нибудь обязательно случится.

– Вы заранее знали, что вас не хватает?

– В последние недели я играл довольно неплохо. Далеко проходил по турнирным сеткам, чего со мной, к примеру, не случалось в прошлом году. Но когда ты подряд выступаешь на нескольких турнирах высокого уровня, усталость накапливается. А когда это случается, ты играешь не в свой теннис, а в тот, что диктует тебе твое состояние. "Физика" очень сильно влияет на решения, которые ты принимаешь в трудные моменты. Когда ты не в полной боевой готовности, начинаешь спешить и даже психовать. Пулемет вроде есть, а патроны к нему закончились.

– Чем запомнится вам этот US Open, кроме кражи ваших кроссовок и обязательного на каждой пресс-конференции вопроса про права российских гомосексуалистов?

– Абсолютно дурацкая тема. Я отдаю себе отчет в том, что мною банально пытались воспользоваться. Хотели вытащить какую-нибудь фразу, а потом бы я узнал, что Турсунов где-то заявил то-то. Люди вообще часто концентрируются не на том, что важно. Сейчас многие заговорили, что Надаль выступает на допинге. Никого уже, кажется, не интересует, что когда Надаль выигрывает Roland Garros, то на следующий день едет изнурять себя многочасовыми тренировками на траве.

Если говорить о теннисе, то во время разминки сегодня я вдруг поймал себе на мысли: ровно год назад я играл здесь квалификацию. И в первом же матче, в перерыве между первым и вторым сетом, со мной случилась настоящая истерика. Она была вызвана тем, как ужасно я играл. Прошел год, я "посеян" на US Open и прошел здесь пару кругов. Возможно, у меня были не самые сильные соперники, но все равно мне есть чему радоваться. Это позитивный результат того, что моя игра сдвинулась в нужном направлении. Пожалуй, это и есть самое сильное впечатление от турнира.

БИТВА ЗА ОПУШКУ

– На турнирах "Большого шлема" Россия постепенно превратилась в "державу первой недели". Это отчетливо было видно на этом US Open, когда четвертый круг превратился для подавляющего большинства в предел мечтаний.

– Проблема-то не новая. Здания, которые съедают термиты, снаружи выглядят нормально. Но когда фундамент или стены у него трухлявые, остается только пнуть. Когда играли Сафин и Кафельников, все радовались, какие мы сильные. Но проблемы начались задолго до посредственных результатов нынешнего поколения. Набрав скорость, ты какое-то время по инерции будешь ее держать, но затем – если не была проведена конкретная работа – наступает спад. У нас концентрировались на результате, не особенно задумываясь о том, что нас к нему привело.

Это широко известная проблема, с которой столкнулись далеко не только в России. В Америке произошла точно такая же история. Они били себя в грудь и кричали, вот, мол, какая мы теннисная держава. И с определенного момента перестали смотреть за пятилетними игроками, которые через 10 – 15 лет должны были прийти на смену звездам.

– И от Агасси с Сампрасом и остальных дошли до ситуации, когда называют предателем Александра Богомолова, объективно среднего игрока, который захотел выступать за Россию.

– Обратили бы они на это внимание, если бы у США было четыре человека в первой десятке? Сильно сомневаюсь. Странно еще, что никто не набросился на Джесси Левина, который ушел в Канаду. Но я склонен объяснять это давнишней грызней между Россией и Америкой.

– Сейчас в России идет дискуссия о том, надо ли всеми силами возвращаться обратно в Мировую группу Кубка Дэвиса. Отражает ли положение дел в этом турнире уровень развития тенниса в стране в целом?

– Помните анекдот, как Чапаев в дневнике у себя записывал? То отбили у врага опушку, то враг ее вернул, то мы снова ее отбили. А потом пришел лесник и всех разогнал. Так вот мы сейчас бьемся за опушку. А что по большому счету нам дает Мировая группа? Мы снова приходим к тому, что концентрируемся на текущем результате. А проблема-то глубже, она никуда не делась. Нам надо растить игроков, которые потом будут достойно представлять страну в Кубке Дэвиса. Нужны игроки десятки и двадцатки, причем игроки твердые, а не так, как сейчас; я стою 35-й, а потом у меня сгорят очки, и я буду 50-м. Единственный, кто сейчас закрепился в первой тридцатке, – это Миша Южный. Но один он Кубка Дэвиса не выиграет.

Нужен ли этот турнир так сильно самой России? Я вспоминаю, что творилось в Сербии, как вся страна стояла на ушах, когда им удалось выиграть этот турнир. В 2002-м, когда мы впервые выиграли Кубок Дэвиса, меня в команде не было. Но победа в 2006-м, такое у многих было ощущение, не вызвала по-настоящему серьезных эмоций. Помню, мы дали какие-то интервью, а потом отправились с Андреевым ужинать с людьми, которых я вообще не знал. Южный куда-то уехал с женой, Давыденко мы вообще в тот вечер потеряли.

– Пока у команды не будет глубины состава, побед ждать не стоит?

– Пока этого не случится, и говорить о Кубке Дэвиса смысла нет никакого. Нам надо забыть о завтрашнем дне и думать, что будет через пять, десять, пятнадцать лет. Я понимаю – это сложно. Людям вообще не хватает терпения. Для меня это стало большим открытием, когда я играл по юниорам. Очень мало кто из родителей задумывался, а что будет, если их ребенок получит травму? Все хотели результата здесь и сейчас, "переписывали" детей. Хорошо помню, как родители закладывали свои квартиры, чтобы вложить деньги в будущее детей. А потом они их за эти квартиры и дубасили.

Таких родителей по-прежнему немало – и в России, и в США, и во всем мире. Им не хватает желания понять, что обходных путей для достижения долгосрочных результатов не бывает. Все проходят через многолетнюю пахоту, все вкалывают ради успеха. Хорошо бы еще понимать, как именно надо вкалывать. Потому что делать это можно в совершенно противоположном от успеха направлении.

4 сентября. Мужчины. Одиночный разряд. 1/4 финала. Гаске (8) – Феррер (4) – 6:3, 6:1, 4:6, 2:6, 6:3. Надаль (2) – Робредо (19) – 6:0, 6:2, 6:2.

Парный разряд. 1/4 финала. Додиг/М.Мелу (10) – Юэй/Инглот (16) – 7:5, 6:3.

Женщины. Одиночный разряд. 1/4 финала. Пеннетта – Винчи (10) – 6:4, 6:1. Азаренко (2) – Хантухова – 6:2, 6:3.

Парный разряд. 1/8 финала. С.Уильямс/В.Уильямс – ПАВЛЮЧЕНКОВА/Шафаржова (11) – 6:1, 7:6 (7:3).

1/4 финала. Мирза/Чжэн Цзе (10) – Си Сувей/Пен Шуай (4) – 6:4, 7:6 (7:5). Главачкова/Градецка (5) – ПЕТРОВА/Среботник (3) – 4:6, 6:4, 7:5. Барти/Деллакуа (8) – ВЕСНИНА/Ек.МАКАРОВА (2) – 6:2, 6:3.

Микст. 1/2 финала. Спирс/С.Гонсалес – Медина Гарригес/Соареш (5) – 6:3, 6:1. Главачкова/Мирный (7) – Младенович/Нестор – 7:5, 6:7 (4:7), 12:10.

Юниоры. Одиночный разряд. 1/16 финала. Халис (Франция) – РУБЛЕВ – 6:4, 4:6, 6:1. Бример (США) – САФИУЛЛИН (14) – 7:5, 5:6, отказ.

Парный разряд. 1/8 финала. РУБЛЕВ/Ал.Зверев (Россия/Германия, 6) – Матуш/Зорманн Да Силва (Бразилия) – 5:7, 6:4, 10:8.

Юниорки. Одиночный разряд. 1/16 финала. МАРФУТИНА – К.Макарова (США) – 7:6 (8:6), 3:0, отказ.

Парный разряд. 1/8 финала. Хиби/Окуно (Япония, 8) – КУДЕРМЕТОВА/МАРФУТИНА – 6:3, 6:7 (4:7), 12:10.

6