8 апреля 2015, 11:30

Выбор Рублева

СВОЯ КОЛОНКА

Шамиль ТАРПИЩЕВ

За последние две недели 17-летний Андрей Рублев, одна из главных наших надежд, несколько раз успел отметиться в сводках новостей сразу с двух континентов. Сначала он, получив wild card на супертурнире в Майами, обыграл 54-ю ракетку мира испанца Пабло Каррено Бусту и вышел во второй круг, где совсем неплохо выглядел на фоне будущего полуфиналиста американца Джона Изнера. Уже третья за несколько недель победа над соперником из первой сотни позволила Андрею подняться в рейтинге на пока рекордное для него 328-е место. А ведь сравнительно недавно, во второй половине декабря, он был лишь 514-м.

Из Флориды Андрей отправился в китайский Чэнду, где Международная федерация тенниса провела первый в истории юниорский Masters с участием восьми лучших игроков мира до 18 лет. И одолел там в решающем матче своего американского ровесника Тэйлора Фритца, который входит сейчас в четверку сильнейших юниорского рейтинга, где лидирует по-прежнему Рублев.

Вполне возможно, что в силу своего характера наш игрок, невероятно мотивированный на результат, просто не мог пропустить своего рода историческое соревнование в Китае. Однако почти наверняка для Рублева это был последний юниорский турнир. Ничего удивительного - ведь на этом уровне он уже все доказал. Теперь Андрею предстоит продолжить нелегкий путь наверх в профессиональном теннисе.

Чего же мы вправе ожидать от Рублева и на что, наоборот, пока рассчитывать не стоит?

Первым делом отмечу, что уровень игры Андрея уже сейчас соответствует первой сотне ATP World Tour. И если теоретически Рублев оказался бы сейчас примерно на 90-м месте и получил бы возможность участвовать в большинстве крупных турниров, он почти наверняка сохранил бы за собой позицию в Топ-100.

В то же время ему трудно избежать тех проблем, с которыми на определенном этапе карьеры сталкиваются практически все молодые теннисисты. Как правило, из-за нехватки опыта им бывает непросто оптимизировать свою игру по ходу конкретного матча - иными словами, принимать в тот или иной момент единственно правильные решения. Очень часто захлестывают эмоции, которые, конечно, же, мешают.

Зато у тех, кто лезет наверх, отсутствует боязнь поражения. Любой соперник, который стоит в рейтинге выше, является для них не только авторитетом, но и хорошим раздражителем. Подобный эмоциональный фон способствует тому, что психика работает в правильном направлении, а это всегда идет на благо игре.

 Затем, правда, наступает непростое время, о котором в своих мемуарах вспоминают многие звезды - например, Джон Макинрой и даже Борис Беккер, выигравший Уимблдон в 17 лет. Молодому игроку приходится отстаивать завоеванные позиции, доказывать закономерность своих предыдущих успехов. И тогда начинаются проблемы, как, к примеру, было с талантливым эквадорцем Николасом Лапентти, который на рубеже 1999 - 2000 годов засветился в первой десятке, но затем быстро покинул ее.

Если у Андрея все пойдет так, как надо, и он будет двигаться вперед, то подобные сложности психологического характера практически неизбежны. Однако надо подчеркнуть, что подвижная и достаточно сильная нервная система Рублева (а по психологическому типу он представляет собой нечто среднее между сангвиником и меланхоликом) в сочетании с природной выносливостью должна помочь ему преодолеть этот непростой период.

Во всяком случае, обнадеживает то, что свой выбор в жизни - теннис - Рублев сделал, похоже, абсолютно осознанно. Иначе на прошлогодних юношеских Олимпийских играх в Нанкине он не подсчитывал бы самостоятельно очки, которые ему надо было набрать, чтобы остаться первым в мировой классификации. И не тренировался бы даже чересчур, по три раза в день, готовясь сыграть за сборную в Кубке Дэвиса. Кстати, отношение Андрея к этому турниру меня как капитана сборной очень радует. Вот и сейчас, когда мы выбираем место проведения июльского матча с испанцами, Рублев, если потребуется, готов лететь куда угодно, хоть во Владивосток.

Сейчас в жизни Андрея наступил очень важный период - окончательного перехода в профессионалы. И тут очень важно, с одной стороны, всячески совершенствовать мастерство, а с другой - бережно, избегая ненужных перегрузок, относиться к своему таланту. Надеюсь, Рублеву удастся воплотить все свои мечты. А мы в ФТР постараемся всячески этому способствовать.

Шамиль Тарпищев - президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса, член МОК