18 мая 2015, 17:20

Десятка Маррэя

СВОЯ КОЛОНКА

Шамиль ТАРПИЩЕВ

В последнее время в теннисном мире много говорят об Энди Маррэе. Раньше шотландец на грунте ничего особенного не выигрывал, а теперь, с учетом двух подряд побед на турнирах в Мюнхене и Мадриде, а также удачного старта в Риме, где Энди по ходу дела снялся из-за усталости, его беспроигрышная серия на этом покрытии достигла десяти матчей.

Эта десятка – достаточно серьезный аргумент с точки зрения тех, кто считает, что в течение всего лишь двух с половиной недель олимпийский чемпион Лондона-2012, победитель US Open-2012 и Уимблдона-2013 превратился в главного фаворита предстоящего Roland Garros. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Прежде всего отмечу, что своих последних успехов Маррэй, женившийся 11 апреля, достиг на очень хорошем эмоциональном фоне. Этот факт лишний раз подтверждает важность психологического состояния игрока в теннисе – индивидуальном виде спорта, где во время матча на корте все зависит только от тебя и твоего соперника. Считается, что события личной жизни чаще и нагляднее отражаются на результатах женщин. Но и у мужчин подобных примеров можно привести немало.

Да и вообще ничего сверхъестественного в последних успехах Маррэя я не вижу. Он ведь и до свадьбы играл здорово – доходил до полуфинала в Индиан-Уэллсе и финала в Майами, где оба раза уступал только Новаку Джоковичу. Кроме того, у Энди весьма подходящая для игры на грунте психомоторика, да и другие данные соответствуют тому, чтобы успешно выступать на этом покрытии. Имею в виду устойчивость концентрации внимания, позволяющую сохранять цепкость в игре, отменное чувство мяча и хорошую выносливость, без которой он при высокой интенсивности обмена ударами терял бы остальные свои качества, о которых мы говорим.

Скажу больше: если бы Маррэй как теннисист был рожден на грунте, он уже давно мог бы стать его королем. Однако систематически тренироваться на земле Энди стал не сразу, и нет ничего удивительного в том, что для полной адаптации на ней ему потребовалось много времени.

С другой стороны, я до сих пор не считаю, что теннис Маррэя – идеален для грунта. Да, британец всегда был силен в контратаке, но для разнообразной атакующей игры, необходимой, в том числе, и на земле, оснащен недостаточно хорошо. Грубо говоря, Энди не хватает примерно одной трети тактико-технического арсенала, которым в идеале должен обладать игрок его высочайшего уровня.

Возможно, чтобы ликвидировать это упущение, было бы неплохо поработать под руководством тренеров типа Бориса Беккера и Стефана Эдберга, игравших в тот теннис, которого у Маррэя нет. Однако Энди в последнее время шел по другому пути – тренировался с Амели Моресмо, идеально подходящей ему с точки зрения психологической совместимости. К тому же Моресмо в свое время действовала на корте очень цепко. Поэтому она прекрасно понимает все достоинства и недостатки тенниса Маррэя, который пробует – и небезуспешно – также сотрудничать с экс-первой ракеткой мира в парном разряде шведом Юнасом Бьоркманом, поднимавшимся на пике своей карьеры и на четвертое место в одиночном рейтинге.

Тем не менее я бы не спешил уже сейчас, за несколько дней до начала Открытого чемпионата Франции, называть Маррэя главным фаворитом этого турнира. Хотя бы потому, что с Джоковичем, которому он после выигрыша Уимблдона два года назад проиграл уже 7 раз подряд, на земле Энди в последний раз встречался в далеком 2011 году. Безусловно, при щадящей сетке британец способен пройти в Париже очень далеко – возможно, даже до финала. Однако если там ему придется встретиться с сербом, находящимся в хорошей форме и только что взявшим очередной титул в Риме, могут возникнуть серьезные проблемы. Нельзя забывать и повышенный травматизм, которому подвержен Энди. Тут скорее всего сказывается недостаточно четкая в методическом плане работа в детстве.

Что же касается довольно легкой победы Маррэя над Надалем в мадридском финале, то этот результат лишний раз подчеркивает, насколько трудно сейчас приходится испанцу. Проблемы с коленями, которые давно существуют у Рафы, отражаются на его концентрации, поэтому в последнее время при напряженной игре он гораздо чаще, чем раньше, не попадает по мячу центром ракетки.

В общем, не думаю, что Надаль выиграет Roland Garros в десятый раз. Впрочем, выиграет ли его впервые Маррэй – тоже большой вопрос.

Шамиль ТАРПИЩЕВ – президент Федерации тенниса России, капитан национальной команды в Кубке Дэвиса, член МОК