WTA. Статьи

25 октября 2015, 22:15

Светлана Кузнецова: "Я слишком много думаю - это мой недостаток"

Владимир РАУШ
Обозреватель

КУБОК КРЕМЛЯ

Победительница московского турнира – о дружбе, татуировках и постоянном стремлении идти вперед

Светлана Кузнецова – удивительный человек. Если бы не теннис, она наверняка бы стала представителем какой-нибудь творческой профессии – музыкантом или художником. Обозреватель "СЭ" начал спрашивать триумфатора женской части "Кубка Кремля" о планах на новый сезон и совершенно не заметил, как разговор сбился на далекие от спорта темы.

ИЩУ ТРЕНЕРА ПО ОФП

– Победа на "Кубке Кремля" получилась очень яркой, но вряд ли она сможет изменить восприятие всего сезона. Каким он получился для вас?

– Достаточно сложным. Например, перед US Open я получила травму, из-за которой не тренировалась пять или шесть недель. Я очень хотела выступить в серии американских турниров, все думала: если не смогу сыграть сейчас, то уж через несколько дней – точно. В итоге начала тренироваться лишь за неделю до US Open и полноценно подготовиться просто не успела. Зато по ходу недавнего азиатского турне ощущала себя на корте уже совсем иначе, провела целый ряд удачных матчей. Да и "Кубок Кремля" показал, что сейчас я нахожусь в хорошей форме.

– От травм не убережешься. Что вам действительно по силам сделать для улучшения игры в новом сезоне?

– Сейчас я ищу достойного тренера по физической подготовке. Теннис в последние годы стал очень атлетичным, "физика" нынче имеет огромное значение. В новом сезоне собираюсь отвести для набора формы пять недель – дольше, чем когда бы то ни было. А вот теннисных наставников менять не хочу, я уже шла по этому пути. Со мной сейчас работают испанец Карлос Мартинес и аргентинец Эрнанд Гуми, они меня вполне устраивают.

– Каким требованиям должен соответствовать кандидат, чтобы работать с вами?

– Важно, чтобы наши взгляды на физподготовку совпадали. Хочется, чтобы работа шла одновременно на развитие скоростной выносливости и улучшение баланса. При этом я не намерена постоянно возить с собой по турнирам этого специалиста. Слишком уж дорогое это удовольствие. Его задача – создать программу предсезонной подготовки и в случае необходимости корректировать мое состояние. В отличие от других видов спорта теннисисты не готовятся целенаправленно к одному турниру, сезон у нас длится десять месяцев. И ты всегда должен быть в форме, близкой к оптимальной.

Светлана КУЗНЕЦОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ,
Светлана КУЗНЕЦОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– В свое время вы говорили, что намереваетесь сделать паузу и подумать, в каком направлении идти дальше. К чему привели эти размышления?

– Таким вопросом я задаюсь каждый год. И каждый раз мысли двигаются в разном направлении. Мне нравится искать разные варианты, всякий раз добавлять в подготовку что-то новое. Важно, что я наконец-то остановилась на определенных тренерах. Раньше меня все время бросало в крайности: то они нравились, то – нет. Но однажды я пришла к выводу – никто в жизни не идеален. Идея не новая, но для меня она стала открытием. Люди очень разные, надо принимать их такими, какие они есть. Главное – чтобы они соответствовали тебе по основным качествам. А с мелочами можно и смириться.

И еще один вывод, который я сделала для себя, – незаменимых действительно не бывает. Специалист может быть нереально крутым, но если он требует бешеных денег – без него можно обойтись. Я ведь не Маша Шарапова, зарабатываю не так много, чтобы платить людям космическую зарплату (смеется). Есть люди, не столь известные в своей области, но они тоже могут качественно выполнять эту работу.

Раньше же было совершенно по-другому: мне хотелось поработать с каким-то человеком, но выходило дорого. Я мучилась, терзалась сомнениями, в конце концов махала рукой и выполняла задуманное. Однако жизнь показала, что такой способ принятия решений был ошибочным. Сотрудничество не приносило желаемого результата, хотя и стоило больших денег. Такое случалось уже много раз. На меня ведь никто не смотрит как на 30-ю ракетку мира. Люди говорят: "Ага, это же Кузнецова! Она выиграла много чемпионских титулов". И тут же запрашивают зарплату, соответствующую этому статусу.

– Психологическая подготовка важна для вас?

– Она стоит едва ли не на первом месте, ей я уделяю очень большое внимание. Понятно, никакой игрок не может находиться на пике своей психологической готовности весь год. Поэтому надо воспринимать все спокойнее – и успехи, и неудачи. Если несмотря на отрицательные результаты ты останешься позитивен и продолжишь поступательное движение, рано или поздно продвинешься вперед. Если же постоянно расстраиваться и видеть все только в черном свете – прогресс вряд ли наступит. Я постоянно работаю над собой в этом смысле. С психологами общаюсь не так часто, зато читаю много специализированной литературы. Мне интересны новые люди, их образ мышления. В этом, кстати, заключается одна из моих проблем – я слишком много думаю. Сейчас многие девочки в профессиональном Туре вообще ни о чем не задумываются – тренируются, играют, и все. Не думают, куда они идут и зачем, просто работают. У меня же все по-другому, надеть шоры на глаза и не смотреть по сторонам никак не получается.

Светлана КУЗНЕЦОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ,
Светлана КУЗНЕЦОВА. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

МОЙ ДОМ – МОЯ КРЕПОСТЬ

– Вы хорошая ученица? Строго выполняете все рекомендации?

– Меня не назовешь послушным человеком. Мне сложно выполнять все указания от и до, всегда хочется добавить что-то от себя. Слишком уж я творческий человек, креатив буквально зашкаливает. Поэтому я никогда не делала так, как скажет папа или мама. Ведь это моя жизнь, и строить ее я намерена по-своему. Мои правила жизни таковы: выслушай совет, внимательно его проанализируй и поступай, как считаешь нужным.

– Какая встреча вдохновила вас в последнее время?

– Да я каждый день чем-то вдохновляюсь. Сходила на концерт, думаю: круто! Познакомилась с интересным человеком, пообщалась с ним – пошла новая волна эмоций. В этом смысле я очень впечатлительная и эмоциональная. И мне по кайфу узнавать совершенно разных людей. У меня есть свой круг близких друзей – он очень узкий. И еще один круг, состоящий из всевозможных знакомых, – он, наоборот, очень широкий.

– Знаю, в первый круг входит известный композитор Игорь Николаев.

– Я близко дружу с его женой Юлей. С самим Игорем общаюсь меньше, хотя мы отлично понимаем друг друга. Тут вообще тонкая грань. Я не люблю делить людей: вот это близкие друзья, а те – не очень. Это больше внутренние ощущения.

Суббота. Москва. Светлана КУЗНЕЦОВА c Кубком Кремля. Фото Никита УСПЕНСКИЙ,
Суббота. Москва. Светлана КУЗНЕЦОВА c Кубком Кремля. Фото Никита УСПЕНСКИЙ, "СЭ"

– Приглашение к вам в гости может считаться показателем доверительности отношений?

– Тут все, как в известном высказывании: мой дом – моя крепость. У меня в квартире бывают только очень близкие и проверенные друзья. Тех, кто действительно может прийти в любое время суток, – человек пять. Хотя сейчас я стала либеральнее и двери распахнула шире. Мы устраиваем барбекю, организовываем посиделки... Последнее время я пришла к выводу, что устала ходить по ресторанам, нынче мне приятнее находиться дома. У меня есть друг – повар. Он приходит два-три раза в неделю и готовит прямо у меня. Закупается с водителем на рынке, приезжает прямо с продуктами. Представляете, если я сама поеду на Дорогомиловский рынок, какую цену мне там заломят? А его все знают... Стоит это совершенно не космических денег, зато очень приятно и по-домашнему. Теперь мы с друзьями проводим дома замечательные вечера.

– Одно время вы собирались открыть в родном Петербурге фитнес-центр. Что-нибудь получилось?

– Недавно я подписала контракт с компанией World class и стала лицом их топ-линии. А что касается собственной коммерческой деятельности... Знаете, чем больше времени проходит, тем больше направлений меня интересует. Духи я, конечно, вряд ли буду выпускать, но все остальное – почему бы и нет? Например, мне очень нравится музыка. Я хожу к знакомым музыкантам на студию, наблюдаю, как они сводят записи. Недавно мне даже предложили попробовать свои силы в шоу "Голос". Но при этом я четко понимаю: до тех пор пока не завершу карьеру, ничем другим, кроме тенниса, заниматься не буду.

– Смотрю, у вас появилась новая татуировка на руке в виде звезды. Что она означает?

– Я не люблю говорить на публике о своих татуировках. Очень уж это личное. Каждая из них несет много смыслов, разные значения.

– Расскажите хотя бы, что вас подталкивает сделать ту или иную татуировку.

– Я никогда не копирую то, что увидела у других людей. Это – одно из главных табу. Бывает, мне нравятся какие-то рисунки или надписи. Но я понимаю, что каждая татуировка должна быть наполнена своим смыслом. Одни напоминают об определенных моментах в моей жизни, другие – о людях. А иногда они просто играют мотивирующую роль. Знаете, я очень многим интересуюсь, но слишком мало успеваю. Иногда думаю: "Ничего, тебе не так уж много осталось на корте. Закончишь с теннисом, и все наверстаешь".