31 марта 2019, 09:15
Президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев назвал предварительный состав на матч Кубка федерации с Италией, который пройдет 20 и 21 апреля в Москве. В нем, как нетрудно было предположить, не оказалось пятикратной победительницы турниров "Большого шлема" Марии Шараповой.
В состав российской команды, по словам Тарпищева, войдут Дарья Касаткина, Анастасия Павлюченкова, Наталья Вихлянцева и Анастасия Потапова. Все они в феврале ездили в Польшу, где сборная выиграла зональный турнир. В качестве пятого номера глава ФТР обещает заявить Анну Калинскую или Софью Жук. Для 19-летней теннисистки, большую часть жизни прожившей в США, это может стать дебютом в российской команде.
Марии Шараповой в списке Тарпищева нет. С начала года звезду преследуют травмы. После выступления на турнире в Санкт-Петербурге, оборвавшемся из-за боли в плече, экс-первая ракетка мира проходит курс восстановительных процедур и рискует не успеть вылечиться даже к любимому турниру в Штутгарте, который начинается 22 апреля. Что уж говорить про Кубок федерации, который стоит в календаре чуть раньше. Рисковать всем грунтовым сезоном ради сборной – сомнительная затея. С другой стороны, нынешний матч с Италией оставался для Шараповой последней возможностью поработать на допуск к Олимпийским играм-2020 в Токио.
По правилам Международной федерации тенниса (ITF) игрок может претендовать на участие в Играх, если за олимпийский цикл сыграл за сборную в Кубке федерации или Кубке не менее трех матчей, один из которых – в 2019 или 2020 году. Не попав в заявку на встречу с Италией, Шарапова данный критерий не выполнит – просто потому, что набрать три матча уже не успеет.
Суперзвезда не примеряла форму национальной команды с февраля 2016-го, когда была заявлена (ради Рио) на матч с Голландией (1:3), но не играла из-за травмы, а вскоре и вовсе оказалась в центре мельдониевого скандала. Матч с Италией при любом раскладе – последний для России в этом году, а в следующем до Олимпиады команда проведет максимум две встречи (при нынешнем формате), а может и меньше (если Кубок федерации подвергнется реформе, схожей с преобразованием Кубка Дэвиса). В Токио, согласно правилам отбора, Мария не попадет.
В отдельных случаях можно отобраться на Игры и не выполнив критерии отбора. Например, поблажки даются тем, кто сыграл за национальную команду более 20 матчей. Но это не случай Шараповой – у нее всего 6. Специальная комиссия может также допустить наигравшего нужно числа матчей за сборную теннисиста, если он документально подтвердит, что пропускал командные турниры по медицинским показаниям – из-за травм или болезни. Звездной россиянке и это может не подойти – в прошлом апреле, например, когда команда проигрывала в Ханты-Мансийске Латвии, она благополучно готовилась к турниру в Штутгарте. Исключение также может быть сделано для тех, кто сыграл важную роль в истории олимпийского или командного тенниса.
Кто знает, может быть, серебро Лондона-2012 в сочетании с маркетинговой привлекательностью Шараповой окажется для ITF весомым основанием, чтобы обойти правила? Другой вопрос, насколько Олимпиада в Токио будет нужна самой Марии?
В прошлом она неоднократно говорила, что Игры и, в частности, медаль высшего достоинства, очень важны для нее и после второго места в Лондоне собиралась за золотом в Рио. Однако планы разрушила мельдониевая дисквалификация. Перед возвращением теннисистки в тур весной 2017-го ее агент Макс Айзенбад говорил в интервью CNN, что Шарапова готова выступать именно до Токио-2020. А сама Мария как-то обмолвилась, что хочет завершить на олимпийском турнире свою карьеру. Правда, с течением времени, тональность экс-первой ракетки мира и ее команды с "непременно едем" менялась на "как получится".
В конце 2017-го из уст Шараповой звучало уже следующее: "Сейчас я не могу себе такое представить, но никогда не говори никогда. Я бы хотела сыграть на Олимпиаде-2020, но, если не выйдет, это не станет для меня разочарованием". А в январе этого в Шэньчжэне в ответ на острый вопрос россиянка сказала, что не хочет даже думать о Токио.
"Я пока не уверена, – говорила она. – Не знаю, потому что не хочу думать о следующем сезоне. В прошлом году я не смогла сыграть полный календарь. А в этом случае (для попадания на Игры. – Прим. "СЭ") придётся играть дополнительные три недели (в Кубке федерации), чтобы иметь возможность попасть на турнир, на котором не факт, что я смогу выступить. Хочу двигаться шаг за шагом. В этом году я хочу выступать на главных турнирах – для меня это "Большие шлемы". Хочу быть здоровой и сосредотачиваюсь именно на этом. Мне сложно заглядывать в 2020-й".
Действительно здоровье все чаще подводит теннисистку, которой вот-вот исполнится 32. Только в этом сезоне она снялась с четырех турниров. И с каждым новым обострением травмы и новым отказом перспективы российской суперзвезды выглядят все туманнее. Может быть, действительно она до Токио-2020 и не доиграет.