30 января 2019, 11:15
Мария Никулашкина из Санкт-Петербурга
В сезоне-2016 Маргарита Гаспарян доходила до четвертого круга Australian Open, громила Каролину Плишкову, дебютировала в сборной России в Кубке федерации и рассматривалась как кандидат на поездку на Олимпийские игры в Рио. Но летом она получила травму колена и после Уимблдона перенесла операцию. За следующий год она сыграла лишь два турнира – квалификацию "Кубка Кремля", и 100-тысячник в Дубае, но лишь усугубила свое состояние и была вынуждена снова лечь под нож.
– Предполагалось, что будет одна операция и максимум через два-три месяца я уже смогу играть, – говорит Маргарита. – Но, к сожалению, она была сделана очень плохо, поэтому мне пришлось сделать еще одну и еще одну. После каждой восстанавливалась по два-три месяца, а после последней вообще больше четырех. Поэтому так долго. Возможно, где-то была и моя ошибка. В том, что я после второй операции начала форсировать восстановление.
– Как справлялись с мыслями вроде: "За что мне это?"
– Такие мысли, думаю, возникают у всех. Но потом начинаешь мыслить более позитивно, перебарывать себя. Остается только принять это. Были и мысли: "А может не получится?" и "А может уже закончить с этим?". Ведь было потрачено очень много сил и нервов. Но я рада, что я все это выдержала, и у меня все получилось. Сейчас уже все хорошо.
Новое возвращение, в апреле 2018-го, Гаспарян, выпавшая из рейтинга WTA начинала с маленьких турниров ITF – полуфинал на 25-тысячнике в Узбекистане, финал в Испании. Потом было поражение от Ангелик Кербер в первом круге US Open и первый титул после травмы (второй за карьеру) в Ташкенте. Еще два четвертьфинала на турнирах WTA в Линце и Люксембурге, два полуфинала на челленджерах и возвращение в топ-100.
– Ваше возвращение в теннис получился весьма стремительным – вы уже снова в топ-100. Так получилось за счет большого желания, удачи или еще чего-то?
– Точно не удачи. Уверена, это благодаря тому, что я очень сильно хотела вернуться и у меня была цель. И даже мой тренер не думал, что я так быстро смогу вернуться. Но я очень много работала, чтобы достичь этого результата.
– Какую роль в этом возвращении сыграл ваш тренер – Карлос Мартинес?
– Вот с ним мне повезло. После всех операций и лечения я была совсем одна. В поисках тренера и места для тренировок. Я прилетела в Испанию, но у нас с ним не было никаких договоренностей. Он сказал, что будет мне помогать по возможности, потому что в то время он еще работал со Светой Кузнецовой. А потом так получилось, что они прекратили сотрудничество. Он стал мне помогать. На протяжении всех этих месяцев он меня очень сильно поддерживал. Мы очень много работали на корте. Некоторые моменты мне было тяжело принять, потому что это было что-то новое для меня. Но было достаточно интересно.
– Это связано с разностью подходов? С тем, что он – испанец, а вы игрок атакующего плана?
– Все так думают. И я сама так думала. На самом деле, это абсолютно неправильно. Испанцы не учат играть пассивно – они учат действовать более умно и быть более стабильной. Он хотел, чтобы я именно это внедрила в свою игру.
– Вы сказали в одном из интервью, что к возвращению вас мотивировала и поддерживала Анастасия Мыскина.
– Это правда. Я очень благодарна Насте. Она посоветовала мне, куда обратиться по поводу третьей операции. И мне очень повезло, что я попала именно в эту клинику. И на протяжении всего этого времени мы были на связи. Она мне помогает, когда я тренируюсь в Москве. И даже на турнир в Индию со мной поехала. В такую страну, в которую не все хотят ехать. Она прекрасный человек, и я очень ей благодарна.
Маргарита любит повторять – и в интервью и даже общаясь с болельщиками в соцсетях, что главное – ставить перед собой цели и идти к ним.
– В ближайшем будущем мне хочется каждый день совершенствоваться, повышать свой уровень, работать и добавлять что-то новое в свою игру. В этом году я ставлю перед собой очень высокие цели. Посмотрим, получится ли осуществить.
– Когда лечились и думали, что, может быть, придется закончить, не ловили себя на мысли: "Не могу уйти из тенниса, потому что не сделала то-то и не выиграла там-то"?
– У меня были другие мысли. Мне было обидно закончить. Я знала, что могу хорошо играть и что у меня были высокие результаты. И когда ты попадаешь на такие турниры, как этот в Санкт-Петербурге, ты понимаешь, что ты этим живешь и тебе нравится ездить на хорошие соревнования и видеть разные страны. Заканчивать со всем этим вообще не хотелось. И потом я люблю эти эмоции от побед. Это мое.
– Ожидали от себя чего-то особенного на St.Petersburg Ladies Trophy?
– Если честно, ничего не ожидала. Просто хотела пройти квалификацию и играть в основе. Старалась быть сфокусированной в каждом матче. Очень рада, что получилось.
Капитан сборной России Игорь Андреев пригласил Маргариту в команду на предстоящие на следующей недели матчи группы I – третьего по силе дивизиона Кубка федерации – вместе с Дарьей Касаткиной, Анастасией Павлюченковой, Анастасией Потаповой и Натальей Вихлянцевой.
– Я очень рада, что меня взяли в команду. Это многое значит. Летим в Польшу после этого турнира. К сожалению, сейчас мы находимся далеко. Но у нас прекрасная команда. Я надеюсь, что мы пройдем через это и вернемся туда, где, я считаю, заслуживаем быть.
– А когда вы вернулись в Тур после длительного отсутствия, ощутили, что что-то поменялось?
– Поменялось на самом деле многое. Сейчас абсолютно все играют очень хорошо и совсем нет легких матчей. Помню, раньше были такие игры, где кто-то мог не то чтобы слить, а просто сыграть без желания. Сейчас таких очень-очень мало. Все борются, все хотят выигрывать. Все очень хорошо настроенные. Сейчас намного тяжелее, чем раньше. К тому же еще и молодые подтягиваются. А они все очень мотивированные и ничего не боятся.
– Одна из них выиграла два "Больших шлема" подряд.
– Наоми Осака – большая молодец. Уверена. что она очень много работала, чтобы достичь такого результата. Она очень хорошо играет, действует агрессивно, прекрасно двигается на корте. Как говорится, респект.
– Но и именитые игры позиций не сдают. Та же Серена Уильямс, например.
– Ну, Серена – отдельный разговор. Она, мне кажется, в любом возрасте будет играть замечательно.