– Рита, расскажите, чем занимаетесь, пока спортивная карьера на паузе?
– Сейчас все так же много дел. Шоу олимпийских чемпионов, в котором я участвую, будет проходить и летом, и осенью. Кроме того, я представляю в России известную марку нижнего белья, занимаюсь ремонтом, посещаю мероприятия, ну и регулярные легкие тренировки никуда не делись. Часто езжу в Новогорск – чтобы немного потренироваться и восстановить спину – надо с ней работать и продолжать лечиться. Когда закончатся шоу, поедем в Корею на медицинское обследование. И, возможно, еще к одному врачу в Мюнхен.
– Следите за девушками из сборной?
– Слежу и стараюсь поддерживать. Им сейчас очень нелегко – помню себя в 2013 году в похожей ситуации, когда после ухода Жени Канаевой на нас обрушилось все бремя лидерства. Конечно, теперь смотрю далеко не все соревнования, да и не так интересно уже – смотрю только на наших девочек. Я так привыкла, что мы с Яной выступаем, что ощущения до сих пор очень странные...
– Ваш жених – пловец Александр Сухоруков – тренируется?
– Саша сейчас работает в расслабленном режиме. Когда тренировки идут по полной программе, в жизни есть только они, а сейчас нужно заниматься семейными делами. Но он так же плавает и соревнуется, служит в армии. Скоро у него будут армейские старты – как раз перед свадьбой.
- Cпорт формирует характер, стержень. Я рада, что меня родители отдали – я просила, и ко мне прислушались.
– Насколько пристально следите за его спортивными успехами?
– Сейчас приезжаю на все старты. Могу вообще не отлипать от него! Мне всегда нравилось болеть за Сашу, я использую любую возможность прийти на соревнования. Помню, на Олимпиаде после моего выступления он сказал, что больше никогда не будет смотреть – настолько сильно переживал за меня. Я ему ответила: "Теперь ты представляешь, каково мне?". Зато теперь он понимает, как я смотрела его выступления на чемпионате мира в Казани (в 2015 году. – Прим. "СЭ"), сидя в обнимку с подушкой в Сан-Паулу. Это тяжело, но мне нравится смотреть и поддерживать.
– Сложно совмещать спорт и личную жизнь, когда вы оба – спортсмены?
– Сейчас у обоих более легкие нагрузки, поэтому и совмещать получается. А когда мы готовились к Олимпиаде, он тренировался в Лос-Анджелесе, да в целом все четырехлетие работал в Америке, я – в Новогорске. Мне кажется, это было даже к лучшему: таким образом и он мог посвятить все свое время только тренировкам, и я. Каждый день созванивались по скайпу, а новогорский интернет, который постоянно отключался или не ловил, бесил нас. Это было своего рода испытанием. Сейчас все просто: я, как липучка, прилипла к нему. Конечно, он все равно встречается с друзьями, занимается какими-то своими делами, но мы, можно сказать, наверстываем упущенное.
– Эти испытания того стоили?
– Конечно! Они еще больше нас сблизили. Мы через это прошли, а ведь не у всех получается.
– Сейчас можете себе представить, что вот вы полноценно возвращаетесь в спорт – и опять разъезды по сборам, опять разлуки.
– Не знаю... Пока не думаю об этом – пытаюсь прийти в себя, выдохнуть, найти какую-то гармонию и расставить все по местам. В нашем виде спорта таких возвращений не было: если уж семья, значит – семья. Когда готовилась к Олимпиаде, времени не было ни на что – целыми днями были тренировки. Возможно, теперь и получилось бы как-то все совмещать, ведь у меня сейчас намного больше опыта.
С САШЕЙ МЫ БЫЛИ ВМЕСТЕ В ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ
– Когда-нибудь вообще думали, что у вас будет муж-спортсмен?
– На самом деле, когда была маленькой, думала, что у меня вообще никогда не будет мужа. Я всех стеснялась и ни с кем не общалась. А потом как-то так все случилось, мир перевернулся... Думаю, что спортсмен спортсмена лучше понимает. И девчонки, которые встречались со спортсменами, то же самое говорят. Он всегда тебя поймет, например, когда ты пришла после тяжелой тренировки, не заставит что-то готовить. Оба знают, что хочется отдохнуть и одновременно побыть вместе. Речь именно о профессиональных спортсменах, если человек просто бегает по утрам – это, конечно, не то.
– Все знают, что вы с Александром познакомились на Универсиаде в Казани. Что вас зацепило в нем?
– Мне казалось, что я его где-то видела, что мы где-то встречались или даже были знакомы. Поразительно, но он почувствовал то же самое. Мы перебирали места, возможности, случаи, где мы могли встретиться, но... Саша шутит, что мы в прошлой жизни были вместе, поэтому такое ощущение и сложилось. Мы шли из столовой с Сашей Меркуловой и Ксенией Дудкиной – чемпионкой лондонского состава. Она как раз была с ним знакома и представила нас. Помню, он был такой загорелый, его белозубая улыбка... На самом деле это, наверное, была любовь с первого взгляда. Потому что меня никогда никто так не цеплял, никого к себе близко не подпускала.
– Даже не влюблялись?
– Прямо чтобы так – нет.
– А когда поняли, что влюбились?
– Девчонки мне об этом сразу сказали... Я ждала каждого сообщения, а потом все думала: "Что ответить? Что же ответить?" Сразу поняла, что он мне понравился, но все равно держала дистанцию.
– В чертах характера что понравилось?
– Он очень добрый и очень заботливый. Скорее всего, девушка ищет человека, похожего на своего отца. Я никогда не верила в это, но со временем начала видеть черты своего папы в Саше. Он такой же спокойный, добрый и заботливый, а главное – семейный. Отзывчивый, с чувством юмора. Мне кажется, что мы похожи, поэтому и сошлись.
БОЛЬШОГО ТОРЖЕСТВА ПО СЛУЧАЮ СВАДЬБЫ НЕ БУДЕТ
– Дата свадьбы уже назначена?
– Да, но она пока в секрете, планируем летом.
– Как проходит подготовка? Уже есть идеи про платье, церемонию и так далее?
– На самом деле сейчас можно фантазировать много. Но зарплаты спортсменов не позволяют рассчитывать на балы. Учитывая, что у нас сейчас ремонт, объединение семей, стараемся маме помогать, а еще столько всего – работа, тренировки, восстановление. Пока что не успеваю предметно заняться подготовкой. Хорошо, что есть маркетинговое агентство, с которым я сотрудничаю, и, конечно, мой Саша. Я, конечно, беспокоюсь, что у меня никак ничего не продвигается, но всему свое время.
– Свадьба для девушки, пожалуй, одно из самых значимых событий в жизни, состоящее из многих маленьких радостей: красивая прическа, украшение, туфли, наконец – платье. О мечтаете вы?
– Чаще представляю себя в чем-то элегантном, нежели в пышном платье принцессы. Хотела на свежем воздухе что-то организовать. Но самое главное, чтобы собрались все близкие. Не хочу делать никакие торжества по случаю нашей свадьбы – только для нас, для узкого круга, который всегда, надеюсь, будет с нами.
– А свадебное путешествие?
– Пока не знаю. Никогда не была на островах, где белый песок и голубое море – Мальдивы, Бали. Это моя мечта!
– Слежу за модой, да. Возможно, в связи с моей творческой натурой мне это так близко. Рисовать сейчас, к сожалению, нет времени, но я хочу пойти на курсы.
– Как распределяете бытовые обязанности с Александром?
– У нас сейчас как раз все формируется. Пока мы в более свободном графике, помогаем друг другу во всем. Я готовлю, он помогает, может посуду помыть или что-то еще. Стараемся делать все вместе, чтобы как-то притереться, привыкнуть друг к другу, разрешить сейчас какие-то бытовые вопросы, которые обычно возникают, чтобы в дальнейшем мы на твердом фундаменте могли строить свою семью.
– Готовить любите?
– Раньше я не готовила. Кухню потихоньку начала осваивать только после Олимпиады, когда стали с Сашей вместе жить. Мне нравится, особенно когда есть для кого! Это что-то новое, хотя сейчас, честно говоря, для меня все новое и интересное. Я могу проявить себя в разных сферах: сотрудничество с известным брендом, ремонт, свадьба. Больше стала уделять времени семье. На гимнастику смотрю сейчас с другого ракурса что ли.
– Мечтаете о большой семье? Детей должно быть много?
– Да. И Саша как-то говорил – пятерых. Надеюсь, что он все же шутит. Но большая семья – это очень здорово! Во мне же есть часть восточного менталитета, папа, к примеру, был седьмым ребенком в семье. У них так заведено, и это очень здорово. Но на это нужно много времени и все силы. Посмотрим, у нас все только начинается.
– В спортивных семьях дети нередко выбирают для себя спорт. Вы как в этом плане настроены?
– Спортом точно наши дети будут заниматься, мы с Сашей решили. Поначалу хотя бы для себя, а потом пусть сами выберут. Cпорт формирует характер, стержень. Я рада, что меня родители отдали – я просила, и ко мне прислушались. А начинала ведь просто для себя. Посмотрим, что из этого выйдет. Опыта у нас много, если у кого-то будут серьезные результаты, обязательно поможем.
ЛЮБЛЮ ЖИВОТНЫХ, НО ЗАВЕСТИ ПИТОМЦА ВОЗМОЖНОСТИ НЕТ
– У вас ведь с Яной Кудрявцевой была общая собака – Леброша.
– Да, она сейчас у ее сестры живет в Москве, все осталось как есть. Скучаю по ней, иногда вижу, но редко. Очень люблю животных, но пока завести кого-то нет возможности, постоянно в разъездах. Иногда вижу Леброшу, а иногда прошу Сашу отвезти меня в какой-нибудь питомник погладить зверей. Он говорит – ну мы же купим. Нет, отвечаю, не буду брать с собой деньги. И вот иногда ездим за порцией такой радости и милоты.
– Хорошо, что аллергии на домашних животных нет. В противном случае выдерживать постоянное нанесение макияжа, наверное, было бы невыносимо...
– После выступления, конечно, быстро весь грим смываем. Но в период соревнований очень страдают волосы, потому что затягиваются в тугой пучок. В жизни стараюсь не красится, тем более что Саше очень нравится, когда я без косметики. Крашусь иногда по настроению или на какие-то мероприятия. Мне повезло, у мамы не было особых проблем с кожей, и у меня тоже.
Есть другая история – реакция кожи на солнце, аллергия. Я поэтому не ездила на сборы в Хорватию, потому что каждый раз у меня была какая-то аллергия. То подверну ногу, наложат компресс, иду купаться, а компресс вступает в химическую реакцию с соленой водой, солнцем и моей кожей. Начинается химический ожог, у меня такое было несколько лет подряд. Но перед Олимпиадой уже никак не лечили, потому что старались лишний раз таблетку, даже разрешенную, не принимать, чтобы не было к нам никаких вопросов.
– Реакция была именно на солнце?
– Думаю, да. В олимпийском сезоне у нас чемпионат Европы был в Израиле, и там опять случился ожог – был наклеен кинезиотейп, я в нем пошла в море... Что-то не так с этим. У меня очень чувствительная кожа, хоть я и смуглая. В детстве загорала много, а сейчас только или рано утром, или вечером. Специально не загораю никогда, потому что начинается аллергия. В Израиле это очень мешало, все зудело, когда надевала купальник, эта сетка с камнями неприятно ложилась на кожу. Но в 2016 году мы обошлись без каких-либо препаратов.
Я – ТИПИЧНАЯ ДЕВОЧКА
– Знаю, что вы рисуете и увлекаетесь дизайном, следите за модой.
– Слежу за модой, да. Возможно, в связи с моей творческой натурой мне это так близко. Рисовать сейчас, к сожалению, нет времени, но я хочу пойти на курсы. Сейчас делаем ремонт, работаю вместе с дизайнерами – мне это тоже очень интересно. Мы многое обсуждаем, я говорю где-то, как нужно сделать. Когда спрашивают, чего я хочу, у меня сразу происходит взрыв фантазии. Мне говорят, мол, обычно все делают квартиру в одном стиле... А у меня – одно черное, другое белое, тут – дерево в потолок.
– Яркая квартира получается?
– Нет, я больше люблю спокойствие, яркости в цветах нет. Больше каких-то интересных штучек. Посмотрим, как на это Саша отреагирует. Ему в принципе нравится. Знаете, никогда не думала, что меня будут интересовать красивые люстры. А сейчас буквально открываются какие-то другие миры! Я с самого детства жила художественной гимнастикой, и сейчас, конечно, стараюсь больше времени уделять семье.
- На свои личные маленькие радости время находится?
– Очень мало времени на себя остается, к сожалению. Иногда бегаешь, бегаешь, а в какой-то момент останавливаешься и не можешь вспомнить, когда в последний раз делала массаж. Иногда успеваю забежать в магазин, купить себе сумку и ходить радоваться ей – типичная девочка! Иногда стараюсь взять брата и сходить с ним в кино, или чтобы он куда-то съездил с Сашей: решил вопрос по ремонту, или куда-то еще. Чтобы он просто так в телефоне не сидел, ведь жизнь кипит, вокруг столько всего интересного!
- Я понимаю, что, даже когда закончу и стану мамой, все равно у меня не будет скучной жизни. Потому что планка уже задана, будет хотеться чего-то нового, к чему и буду стремиться.
– За формой следить приходится? Держите диету?
– Немного отошла от этого. Понятно, что и шоу, и мастер-классы, и какие-то показательные выступления, поэтому стараюсь следить за собой – не объедаюсь на ночь, пью много воды. Но, если честно, уже особо и не хочется. Когда все можно и нет пунктика, что надо следить за каждым приемом пищи, более спокойно к еде относишься. Иногда могу забегаться и не поесть, но когда готовлю, стараюсь питаться чаще и понемногу.
ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ ШОКОМ НЕ СТАЛА
– К светским мероприятиям так и не привыкли?
– Мероприятия, связанные со спортом, мне очень близки. Мне нравится сходить на какой-то показ, я безумно люблю красивые вещи. Мне нравится принимать участие в фотосессиях, нравится то, что получается в итоге. Нравится участвовать в различных шоу, например Intimissimi On Ice в Вероне на льду. Это светские мероприятия, но тоже очень интересные, остальные же – просто часть моей работы.
– Как часто теперь удается видеться с Яной Кудрявцевой?
– Виделись в Питере, когда я приезжала туда на шоу. Она в этот день с утра улетела, но мы успели встретиться и поболтать. На самом деле я очень скучаю по каким-то нашим общим моментам и просто нашему времени вместе. Кажется, что это было так давно, столько всего успело произойти! Сейчас каждая в какой-то своей жизни.
– Повзрослели?
– Трудно сказать. Амина Василовна (Зарипова, тренер Мамун. – Прим. "СЭ") всегда говорила: "Вы живете в своем мире, вы абсолютно не приспособлены ко всему, что творится во взрослой жизни – вас кормят, экипируют и так далее. Вы не готовите, не стираете, детей в сад не отводите". Но ведь пока с этим не столкнешься в реальности, до конца не поймешь. Мы сейчас с Сашей во все это погрузились, но наши мамы нам помогают, да и особых трудностей пока не возникает.
– Шока не было от новой жизни?
– Нет, все очень интересно. Но в спорте на самом деле все тоже довольно разнообразно, не считая времени в зале. Я понимаю, что даже когда закончу и стану мамой, все равно у меня не будет скучной жизни. Потому что планка уже задана, будет хотеться чего-то нового, к чему и буду стремиться.
– По разъездам не скучаете?
– Да их и сейчас очень много на самом деле. Недавно по приглашению МОК мы были в Лондоне на съемках, где менялись видами спорта. Скоро поеду в Италию, будут гастроли с шоу, на эти выходные буду в Испании с мастер-классом. И еще много планов.
- Удалось в последнее время воплотить какую-то свою большую мечту или хотя бы просто позволить себе маленькую радость?
– Поплавали с дельфинами, это было моей давней мечтой! Я сделала такой подарок Саше на день рождения и вместе с ним его разделила. Когда поехали, поняла внезапно, что мы сейчас будем плавать с огромными двухметровыми животными, и стало страшно. Но все прошло отлично!