4 августа 2020, 13:00
Чой Сук-хьон покончила с собой 26 июня. В своих дневниках она обвинила в оскорблениях и насилии тренеров и товарища по команде. Чой было всего 22 года.
Спортсменка занималась триатлоном в одном из региональных клубов — в Корее это популярно. На последнем чемпионате страны она была 14-й — с учетом совсем молодого возраста совсем неплохо. На Чой всерьез рассчитывали как на будущую участницу Олимпийских игр. Но при этом подвергали ее постоянным унижениям и избиениям.
Все это Чой записывала на телефон. На аудио-записях, которые попали в руки журналистов уже после ее смерти, слышны крики, звуки ударов, а «доктор» (впоследствие выяснится, что у этого человека нет медицинского образования) требует «поднять челюсть и закрыть свой рот». Чой также вела дневник, где записывала день за днем все унижения, которые приходилось перенести.
Когда дело дошло до точки кипения, этой весной, Чой обратилась в полицию. Также она написала жалобу в городской совет, а в апреле обратилась в Олимпийский комитет Южной Кореи. Но похоже, ничего не изменилось. Если верить дневнику, каждый день Чой «били как собаку», а по словам чиновников — они тут же начали расследования.
Но его результатов девушка уже не дождалась. 26 июня, в день трагедии, она написала две смс-ки. Одна из них — подруге по команде, с просьбой позаботиться о собаке. Другая — маме. «Пожалуйста, сделай так, чтобы мир узнал обо всех преступлениях, которые они совершили!»
И вот теперь семья Чой борется за свою дочь. Где они были раньше? Чой с 15 лет жила одна в спортинтернате. Распространенная история и в Южной Корее, и в России, и во многих других странах. Уже пару лет как она жаловалась родителям, что спортивная карьера стала невыносимой. На год, в 2018-м, Чой даже бросала триатлон и жила дома. Но потом зачем-то вернулась.
Главной причиной разногласий с тренером были, как ни странно, проблемы с весом. Для триатлона это действительно необычно: казалось бы, уж там-то от гигантских циклических нагрузок лишние килограммы должны уходить сами собой. Да и разница в несколько сот граммов не делает особой погоды, в отличие от фигурного катания или гимнастики.
Но Чой регулярно травили за лишний вес. Уже после ее смерти подруга по команде рассказала, как тренер однажды застукал их на обеде с бутылочкой «Кока-Колы». За это он позвал девушек вечером к себе в номер и заставил вдвоем съесть хлеба на 150 долларов (можете себе представить количество). После этого спортсменок тошнило, а тренер говорил, что это за «Колу».
Помимо тренеров, Чой обвинила в издевательствах и старших товарищей по команде. Один из них публично признал свою вину и принес извинения семье погибшей девушки. Его, как и тренеров и врача, дисквалифицировали пожизненно. Причем тренеры свою вину категорически отрицают. Уголовное расследование дела все еще продолжается.
Трагическая история Чой развернулась на волне всеобщего обсуждения темы насилия в спорте. С обвинениями в адрес тренеров выступили гимнастки со всего мира, корейские фигуристки и многие другие. Американский фильм Athlete A, посвященный истории сексуального насилия в спортивной гимнастике, стал одной из самых популярных документальных лент года.
В Москве недавно покончила с собой 20-летняя чемпионка мира среди юниоров по фигурному катанию Екатерина Александровская. Что все эти трагедии, если не повод задуматься? Тренерам — о том, что на самом деле испытывают в душе их ученики. А родителям и спортсменам — стоят ли результаты столь высокой цены.