Чемпионат Европы. Статьи

19 сентября 2011, 03:10

Владимир Алекно: "Бразильцы добивают соперника, а мы даем шанс"

ЧЕМПИОНАТЫ ЕВРОПЫ

Антон СОЛОМИН
из Вены

- В спорте всегда бывает так, что кто-то побеждает, а кто-то проигрывает, - с грустью заметил главный тренер сборной России после вчерашнего поражения от поляков. - И мы, как проигравшие, сейчас переживаем грустные минуты. Если добиться успеха в полуфинале нам помешали неблагосклонность фортуны и какие-то другие посторонние факторы, то сегодня мы проиграли сами. Как команда…

Конечно, от главного тренера сборной, которую считали главным фаворитом европейского первенства, хотелось более пространного комментария. Но Алекно после матча с поляками был, увы, более чем немногословен. В этой ситуации выручает одно: мы успели поговорить и вчера днем, еще до встречи за третье место. И пусть разговор этот касался в основном рокового полуфинала с сербами, определенную пищу для размышлений он читателям, безусловно, даст.

- Не знаю, поймете ли вы меня правильно, но, к сожалению, в спорте слишком большое значение имеет человеческий фактор, - сказал Алекно. - К примеру, судья не зафиксировал очевидного касания блока и отдал решающее очко на тай-брейке нашим соперникам, а до этого при счете 22:20 в нашу пользу в четвертом сете после нашего добивания до пола, вместо того чтобы сделать счет 23:20, присудил спорный мяч. Он просто забрал всю мою работу и работу ребят… На ровном месте отобрал два очка, а ведь по такой игре это очень много. Отдельный разговор - что мы плохо принимали, плохо пасовали. И все же больше всего обидно не из-за этого.

Венгерский арбитр отсудил отвратительно. Ситуация со спорным мячом в четвертом сете - это еще полбеды. А вот последний розыгрыш в матче - и впрямь беда. Все видели, что мяч изменил траекторию, - особенно те, кто смотрел игру по телевизору. Для матчей такого уровня подобное просто неприемлемо. Но говорить об этом уже поздно.

- В команде много молодых игроков. Повлияло ли это?

- Бирюков не сыграл в полуфинале на максимуме своих возможностей. Но он дебютант сборной, и в субботу был просто не его матч. Ильиных хорошо вошел, удачно подал да и вообще помог, но когда дело дошло до приема, мне пришлось сделать обратную замену - потому что на Хтея и Соколова выпала двойная нагрузка в защите. Если бы мы проиграли без вариантов, то можно было бы сказать, что игрокам не хватило опыта. Но ситуация сложилась так, что для победы нам было нужно выполнить элементарные вещи, с которыми должен справляться любой новичок: добить до пола переходящий мяч, выполнить подачу - хотя бы просто попасть в площадку!

- Сразу после игры пошли разговоры, что против сборной России сыграл и новый для нас зал. Разве это справедливо, что одна команда проводит в Вене весь турнир, а другая приезжает сюда только на решающие матчи?

- Сербы играют на этой арене уже неделю. Как, кстати, и другой финалист - итальянцы.

- Неужели это случайность? - продолжил Алекно. Я могу высказать свое мнение по поводу регламента, но его никто не услышит. Перед нынешним турниром поменяли его формат и сказали, что уж теперь-то никто не будет выбирать себе соперников. А получилось все с точностью до наоборот: поляки проиграли словакам и выгадали для себя более удобную сетку плей-офф. Впрочем, это все мелочи.

- В любом случае нужно признать, что сербы провели великолепный матч. Ожидали ли вы от них такой игры?

- Они поймали кураж. Отыгрались с "-6" в первой партии. Хотя по тому, как уверенно мы вели в счете во втором и третьем сетах, невозможно понять, как соперникам это удалось. Во втором они и 20 очков не набрали. Но кто позволил сербам этот кураж поймать? Сборная России. Бразильцы в аналогичной ситуации беспощадно добивают более слабого соперника. А мы сами даем ему шанс. И позволяем думать, что против России можно играть.

- Проблема в психологии?

- Не только. Может быть, мы еще и не умеем сохранять необходимую концентрацию.

Нужно признать: мы не справляемся с тем уровнем ответственности, который на нас ложится. На каждом турнире сборную России называют фаворитом. После победы в Мировой лиге нам выдали очередную порцию авансов, но сербы опять обыгрывали нас в решающих моментах. Так какие же мы после этого фавориты? Значит, надо больше работать над собой. И доказывать свою состоятельность только результатом.

Если брать индивидуальные показатели, то, кроме Мильковича, я ни одного серба ни за какие коврижки не поменял бы на игрока своей команды. Тем не менее те же сербы, да и другие сборные нас побеждают. Знаете почему? Потому что против России все играют расслабленно.

Перед четвертьфиналом я разговаривал с болгарами о том, что Польша специально проиграла последний матч в группе, чтобы не выйти на нас в четвертьфинале. И Владимир Николов сказал мне тогда: "А нам легче играть с вами - перед поединком даже не нервничаем. Потому что в случае поражения никто слова плохого не скажет - ведь уступили-то лучшей команде мира. А если победим - это будет суперсенсация".

И в итоге сборная Болгарии действительно выдала отличный матч. А потом то же самое сделала и Сербия.

- Если Россия - лучший раздражитель для любого соперника, то кто же тогда является им для нашей команды?

- Да все должны являться! Но в экстремальных ситуациях мы не выдерживаем. Взять хотя бы марафон четвертого сета с сербами… В концовке не дожали соперника - и теперь жалеем о том, что вся колоссальная работа пошла насмарку.

- А чего не хватило, чтобы дожать?

- Может быть, удачи, которая явно была на стороне соперников. Если же серьезно анализировать игру сборной России, то могу сказать, что оба наших связующих не справляются с ответственностью. Хотя к Бутько у меня меньше всего претензий - в национальной команде он все-таки новичок. А вот Гранкина никак дебютантом не назовешь. В тяжелые моменты он просто не соответствовал уровню высококлассного связующего. Делал то количество ошибок, которые допустимы для новичка, но не для Гранкина.

- В субботней встрече вы, как и в победном финале Мировой лиги, заменили Гранкина на Бутько, но в начале пятой партии провели обратную замену. Значит, этот ход против сербов сработал хуже, чем против бразильцев? Почему?

- Точно не могу ответить. Может быть, уровень ответственности был другим. Хотя и финал Мировой лиги тоже очень важен.

- Сборная России уже 20 лет не может выиграть чемпионат Европы. Так что же нужно поменять, чтобы исправить эту ситуацию?

- Нужно работать. Прежде всего над совершенствованием техники - и прежде всего в клубах. Да и в сборной тоже. А влезть каждому игроку в голову нереально. Если ты технически не готов, тебе никто не поможет.

36
  • Григорич

    Что делает Алекно в спортзале не знаю, так как никого сам не воспитал, а только побирается. А Шипулин молодец - он только кроме последнего вундеркинда Жигалова еще воспитает дюжину таких же для халявщика Алекно и других тугих кошельков.

    22.09.2011

  • grandlika

    Сэр Майкл-Зачем же так нервничать,Сэр. Не хотите не болейте за эту сборную,я думаю сборная это переживёт.

    19.09.2011

  • РУССКИЙСИБ

    УБОЖЕСТВА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    19.09.2011

  • jl2812

    Сэр Майкл, да студентам должно быть стыдно, что у них такой преподаватель, который на весь интернет человека оскорбляет, не зная его. Дисциплина должна быть в сборной!

    19.09.2011

  • Сэр Майкл

    Нам в Калининграде везло на "коренных калиниградцев"! Я имею в виду де Чекко и Жигадло. Как же убого на их фоне смотрелся Гранкин. И как классно было, когда наши "коренные" играли против Великого Ллойда! Ну, а что про "вчера", ну что скажете-то? Гранкин? Или Жигадло?

    19.09.2011

  • Сэр Майкл

    3000 Вольт! Для меня "Сборная России по волейболу" перестала существовать! В первом сете игры с поляками. Мне противно, что этой сборной руководит такая МРАЗЬ! Мне противны ВСЕ ИГРОКИ, которые позволяют себе работать под "руководством" такой МРАЗИ! Послать на весь мир своего подопечного МАТОМ, зная, что он тебе тем же ответить не может? И уже было такое с Зенитом в ЛЧ! Однажды я обматерил своего студента-дипломника, предварительно швырнув его башкой об стенку. НО! Он полез под 3000В! Мне было стыдно, я его даже не выгнал с диплома. Мама его (а мы были одни), после его успешной защиты пришла лично и подарила цветы. За "чуткое отношение" к ее ребенку.... А я лично буду болеть за Спиридонова. По нему видно, что он за словом в карман не полезет...

    19.09.2011

  • ostrov1902

    greyk 15:00 | 19 Сентября 2011 Прежде пустого балабольствования надо узнать,что там между ними было!!!Может... ------------------------------------------------------ ------------------------ Может да,а может и нет...ты то откуда знаешь? Х...ля ты мне тут песни поешь о том.что может быть и о том что не может...? Я знаю только одно-нельзя ставить крест на человеке в возрасте 23 г.(и не только) за проступок. А что сказал Алекно ?- -Пока я гл.тренер сборной-его в команде не будет... -Он кто?- Святой ? Он не до х...я ли о себе возомнил,что б домать жизнь молодому человеку? -Почитай интервью Шипулина...это слова мудрого человека..

    19.09.2011

  • grandlika

    Проиграли ,с кем не бывает.Теперь забыли и кровь из носа,но на Олимпиаду отобраться.

    19.09.2011

  • jl2812

    rafa, хватит ерунду говорить, есть у наших игроков понятие - Родина! Они просто все устали, заменить не кем. Большой турнир МЛ, затем ЧЕ

    19.09.2011

  • raff

    Кончились времена спортсменов для которых есть понятие Родина. У Сербов она есть, у Македонцев, Поляков...

    19.09.2011

  • zlat

    Товарищ Saveнков, поскольку вы не в теме - Семен решил поберечь спину перед более серьезными играми сборной. Он об этом в интервью говорил. Бережко восстанавливается после травмы - комментатор довел инфу. Вот поэтому Михайлов и иже с ним без замен в любом психологическом и физическом состоянии... Потому что кто-то все же должен путевку на эти самые турниры добыть! А инстинкт, в том числе и убийцы,это не майка, ее с чужого плеча не наденешь. Михайлов выглядел передерганным и недосыпающим - видно было с самого первого матча. Нервничали многие - у Бирюкова вообще круги под глазами были, как будто он ночами в больнице дежурит... В критические моменты у кого-то кровь от головы отливает, а у кого-то - наоборот. У сборной России - в любом составе - наоборот! Уж что-что, а беспомощного Полотавского мы не раз видели! И Алекно тоже. Так что после сербов креативить должен быть он - главный тренер. Чтобы для ребят очко в очко - это не была критическая ситуация. Она - следствие роста общего уровня волейбола.

    19.09.2011

  • demon85

    Настоящие профессионалы должны всегда и везде играть на своём уровне. А что было в матче с поляками? Не хотели? Позор! А, может, они после сербов все нажрались с горя? Настраивать на игры должен ТРЕНЕР. И, обьясните мне, как можно не разобрать(обьяснить игрокам) игру соперников у которых играет ОДИН человек (пусть даже и Милькович)?

    19.09.2011

  • rusfеd 2.0

    Может, Алекно еще и юн и незрел как тренер, но за последние 10 лет он единственный, при ком команда играла и добивалась каких-то результатов. Все равно реальной конкуренции ему в России нет, а итальянцев брать - они-то уж точно в роли педагогов наших молодых воспитывать не будут

    19.09.2011

  • jl2812

    lich, Блатт тоже после треумфальной победы на Евро 2007 года, сколько крупных турниров проиграл, не разу в полуфинал не вышел, хорошо что сейчас бронзу взяли, там тоже с македонцами на грани было, а уж французам в чистую проиграли. Это спорт, и волейбол и баскетбол, а также хоккей и др. командные игры, здесб бывают и тримф и неудачи. А команда у нас молодая и перспективная и тренер хороший!

    19.09.2011

  • lich

    Хочется пожелать Владимиру Алекно мудрости! Слишком часто он надеется на самих игроков! Тяжёлая эта тренерская ноша - разбираться в непростых тонкостях характеров! Пускай поучится у Блатта!

    19.09.2011

  • greyk

    partisan и иже с ним Прежде пустого балабольствования надо узнать,что там между ними было!!!Может Спиридон сказал:Пил,пью и буду пить??!!Или вообще послал на 3 буквы?! Незнаючи вылил грязь на человека-получаешся сам с дерьмецом! А в команде все молодцы,окромя Гранкина.Связующего очень не хватает...

    19.09.2011

  • jl2812

    Согласна из тем, что сторожил не хватало, таких как Тетюхин, Хомутских, бережко, Остапенко. Дядька всегда в сборной должен быть. Ну ничего, через годик возмужают, и тренер нормальный, хороший мужик у нас, и на данный момент лучший! Иностранцы-тренеры еще хуже, только бабки хапать!

    19.09.2011

  • jl2812

    Хватит Алекно поливать, ведь никто из российских тренеров не согласился сборную тренировать. А десциплина и ответственность должна быть, и Спиридонов для все примером будет, единственное, что за клуб запретили играть, это плохо, игровая практика должна быть. Но и покрывать такие моменты, как гулянки и пьянки сборных нельзя, вспомните, что со сборной по хоккею стало, Быков тоже все покрывал, распустил дисциплину, и ИТОГ!!!!!!!!!!!!!

    19.09.2011

  • ostrov1902

    Насчет Спиридонова...эта история Алекно не красит. Нельзя ставить крест на человеке в 23 года.даже если он и накосячил... А Алекно повел себя так как будто он святее Папы Римского. Он че,такой правильный по-жизни и ведет жизнь монаха-аскета ? Я уважаю Алекно как специалиста и считаю.что он лучший тренер в настоящий момент в России, но как человек-он повидимому с дерьмецом.

    19.09.2011

  • chart

    partisan 13:06 | 19 Сентября 2011 Согласен. Тетюхин, Хомутских, да и Спиридонов явно не мешали бы. Очень разочарован игрой Мусерского против Сербии. Ни подачи (в первой партии все мимо), ни блока, ни приема.

    19.09.2011

  • ostrov1902

    У нас хорошая команда,молодая,мощная,но с духом беда...правильно сказал Алекно-нет инстинкта убийцы.а на том уровне,что мы играем,он необходим. Я не смотрел игру с поляками...после матча с сербами-не мог,но предпологал,что можем проиграть...это кстати и неудивительно. До сих пор не могу отойти от полуфинала...как проиграли....одному Мильковичу-непонятно. Не хочу разбирать ТТХ игры игроков,но реально все на себе тащили Михайлов и Хтей,остальные.... Почему Алекно не взял еще одного дядьку типа Тетюхина или еще лучше-Хомутских-непонятно. Они бы точно сербам игру не отдали.

    19.09.2011

  • chart

    Я был на полуфинале Россия - Сербия. Наша сборная выглядела откровенно слабо: 1. Очень слабая защита. Блок совершенно не работал. Потеряно огромное число очков на блоке. Подачу принимали неплохо, но прием в игре - катастрофа, в результате все (!!!) длинные розыгрыши мяча выиграны сербами. 2. Претензий по игре не было только к Михайлову и к Соколову. Огромный процент ошибок на подаче. 3. В проигрыше вина тренера тоже есть. В первой партии, когда у сербов пошла игра при счете в нашу пользу 10:5 Алекно обязан был брать тайм-аут, в пятой партии перед сербским матч-боллом - обязан был брать, но оба раза не брал. Сербский тренер же каждый раз прерывал нашу серию. 4. Можно было бы сказать о безобразном поведении сербских болельщиков, заполонивших зал, свистевших и улюлюкавших при каждой нашей подаче - но это оправдание для слабых. Вывод: С такой командой далеко не уедишь.

    19.09.2011

  • Saveнков

    На десерт: Известный волейбольный специалист Геннадий Шипулин прокомментировал скандал с участием волейболиста Алексея Спиридонова. Напомним, что Спиридонов был оштрафован и дисквалифицирован за пьянство во время пребывания в сборной. "Я считаю, что со Спиридоновым поступили слишком жёстко. Можно отчислить из сборной, лишить премии — это я понимаю. Но пусть парень играет за клуб и не теряет квалификации! Кроме того, волейболист высокого уровня — это штучная профессия. Чтобы воспитать талантливого игрока, требуется очень много времени, а погубить спортсмена легко. Для кого-то и полгода простоя — конец карьеры. Кроме того, федерация поставила в трудное положение клуб Спиридонова. В моей тренерской практике были случаи, когда игроки пили. И проще всего было бы их дисквалифицировать, выгнать. Но тренер — это педагог и должен по крайней мере пытаться как-то повлиять на своего подопечного, а не рубить сплеча. Иначе, может быть, сам тренер где-то в чем-то недоработал? И ещё не нужно забывать, что век спортсмена короток, и нельзя лишать его права на профессию. Кстати, два волейболиста, у которых были те же проблемы, что и у Спиридонова, сумели себя преодолеть и сейчас выступают в составе сборной на чемпионате Европы. Понятно, по этическим соображениям я не буду называть их фамилии", — приводят слова Шипулина одно из центральных изданий

    19.09.2011

  • Saveнков

    1. Россия 2:3 Сербия. Сегодня нашим аукнулось. Летом сборная России в Софии против сборной Болгарии поддалась сопернику, отдав ей две партии. Тем самым, дали ей путевку в финал Мировой лиги, сами уже попав туда. Умышленно проиграв 2 сета болгарам, наши не пустили в финал Мировой лиги сборную Сербии. То есть, Россия и Болгарии устроили междусобойчик. У наших был выбор - кому подыграть: и там братья-славяне, и здесь. Выбрали хозяев матча болгар (зал неистовал!). Сербы смотрели по ТВ и ругались по-черному. Сегодня Сербия "отомстила" прагматичным россиянам! 2. НАШИ ВЕЛИКИЕ ТРЕНЕРЫ. 2.1. Согласен с Андреем Николаевичем, во время тайм-аутов (когда было слышно) Алекно ничего креативного не говорил, а был похож (как в анекдоте наоборот) на одного из игроков-знатоков команды «Что? Где? Когда?), который твердит «Успеем-успеем». Так вот, и тренер все устанавливал «Надо сняться - надо сняться». 2.2. Так же и другой великий тренер «Рубина» К.Бердыев по 10 минут в конце каждого матча с «Динамо» (Киев) кричал Шаронову: «Дима, еще 3 минуты!». Вот и вся тактика и стратегия! 3. ТРЕНЕР И КАДРЫ. 3.1. Может, я не в теме, но где Полтавский, Остапенко, Бережко? 3.2. Всю Мировую лигу играли практически одним составом, при этом среди запасных грелся в тренировочном костюме Спиридонов (других я в лицо почти не знаю). Потом он нарушает режим, отчисляется. И что, тренер Алекно за это не отвечает? Продолжение следует!

    19.09.2011

  • jl2812

    Алекно - хороший тренер! И команда молодая, перспективная, все у них в будущем будет хорошо, через годик возмужают, и на олимпиаде мы будем уже другие и в силовой и психологической форме. Не повезло где то, и устали после мировой лиги, да и судьи работали тихонечко против нас. А команда с будущим, я вкрю. И тренер у нас хороший, сколько иностранцев уже было, еще хуже.

    19.09.2011

  • sport_smen

    Подготовка к олимпиаде идет , конечно не без сбоев , но главное ощущения что наши фавориты олимпиады не покидают !

    19.09.2011

  • xyligunos_inc

    Как у нас любят впадать в отчаянье по любому поводу. Болезнь какая-то. У нас великолепная молодая сборная. Да - переоценили себя, да - нужно искать достойную замену Михайлову и Мусерскому, когда у них не идет игра. Но мочить все подряд - это мазохизм. Кроме того, в Европе на результат очень сильно влияет судейство. В футболе это не так заметно, потому что много клубов, где играют легионеры, огромная конкуренция в судействе и пр. А в волейболе такого нет. Весь интерес сосредоточен на игре национальных сборных. А тут у судьи уже другая мотивация. Европа - это как общий дом с кондоминимумом. Для венгра сербы - соседи (условно: один в 5 квартире живет, а другой - 6). Что - сосед не поможет соседу? А мы - чужие. Может венгр, который судил, раньше СССР ненавидел, а теперь продолжает ненавидеть Россию. Конечно, он будет придерживаться правил, но у судьи масса способов незаметно помогать нашим противникам. Не замечать касания, заступы, сетки. Я такое судейство против нас часто замечаю. Понятно, что, как любят говорить, надо играть так, чтобы "ни у кого не было сомнений" , "быть на голову выше", но сейчас другая ситуация. Не такого разрыва в мастерстве, как 10 лет назад. Все идут ноздря в ноздрю и благоволение судьи дорого стоит. Я бы на месте наших функционеров добивался бы привлечения на европейские чемпионаты "нейтральных" судей, из неевропейских стран. А в нашу команду я верю. И Алекно верю. Я уверен, что их ждет великое будущее. Если только мы не испортим им драйв своим нытьем.

    19.09.2011

  • Ветал

    да Алекно нормальный тренер...игроки просто лохи...уровень оснащения на максимальном уровне, а так бабы бабами...

    19.09.2011

  • V_A_N

    Алекно вместо того, чтобы признать свои ошибки (все мы люди - не роботы) стал искать оправдания. Ну и конечно же нашёл;))) Сохранять концентрацию - основная задача психологической подготовки игроков. Но для Алекно, видно, эта наука слишком сложновата. "Элементарные вещи" превращаются в ошибки именно из-за психологического давления и отсутствия подготовки противостоять этому давлению. Вспомним, что Алекно говорит игрокам сборной в критический момент матча: "Надо сняться! Сейчас надо обязательно сняться!!!" Игроки прекрасно сами понимают, что сняться надо. Только вот как именно? Какой подачи ждать? Какую комбинацию разыграть? Кому пасовать? Куда бить? Кого и как блокировать? Но Алекно этого как раз и не говорит!!!!!!!!!!! Например, Шляпников в подобные моменты даёт тому же связующему чёткие указания: при таком-то приёме пасуй тому-то так-то.

    19.09.2011

  • aleks271160

    unicef: У нас в футболе самые большие в среднем зарплаты в Европе,даже такой "великий" игрок ,как Тимофей Калачев заключил контракт с "великим" клубом-Ростов на 240 тыс. евро. А где победы? Так что дело не в зарплатах.

    19.09.2011

  • Robson

    Отдельный разговор - что мы плохо принимали, плохо пасовали... Это не отдельный, это главный разговор! Хватит валить на судей,залы и т.д.

    19.09.2011

  • Ветал

    морально - волевых нет вообще)

    19.09.2011

  • novosib84

    Я не думаю, что стоит менять Алекно после такого турнира. Да, концовка ЧЕ безвозвратно провалена, но нужно работать, работать и еще раз работать. И надеяться на wild card на КМ в Японию.

    19.09.2011

  • Flo

    Что сделать, очевидно ясно, срочно менять ГТ на что то стоящее, Алекно достиг своего максимума и не способен создать и управлять командой победителем, не по Сеньке шапка.

    19.09.2011

  • TIGRAN

    В финале мировой лиги и на чемпионите Европы были две разные команды. Вероятно, дело в размере призовых. Стыдно!

    19.09.2011

  • razdolbaev78

    На то ты и тренер, чтоб научить и даже заствить своих подопечных добивать соперника! Позорное выступление, отсутствие силы воли и умения идти до конца. Проиграть два важных матча - это НЕУД! Мы ждем победы волейбольной сборной на Чемпионатах Европы, Чемпионатах Мира и Олимпиадах с советских времен!!!! Сколько еще ждать? В баскетболе у сборной есть титул, в хоккее, гандболе.. у женщин вообще все неплохо... зато мужская волейбольная сборная постоянно является одним из лидеров волейбола мирового, но ничего выиграть не может! (мировая Лига не в счет, это коммерческий турнир, да еще проходящий каждый год). Плохо работаете, ребята!

    19.09.2011