Чемпионат Европы. Статьи

4 сентября 2017, 01:15

Золото, которого Россия чуть не испугалась

Владимир Иванов
Обозреватель

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ. Финал

Сборная России второй раз в своей истории выиграла чемпионат Европы.

РОССИЯ ГЕРМАНИЯ – 3:2 (25:19, 20:25, 25:20, 17:25, 15:13)

Вольвич

7

Фромм

11

Гранкин

2

Шотт

2

Волков

14

Калиберда

13

Бережко

3

Бом

7

Михайлов

19

Грецер

27

Власов

7

Кампа

3

Мартынюк

(л)

Ценгер

(л)

Жигалов

4

Крик

14

Бутько

1

Хирш

0

Куркаев

6

Циммерман

0

Голубев

(л)

Зингер

(л)

3 сентября. Краков. "Таурон Арена".

Этот турнир складывался таким образом, как будто все высшие волейбольные силы желали победы именно России. Ждали мы в четвертьфинале Польшу, а она туда не попала, проиграв словенцам. Думали, что в полуфинале будут итальянцы, но они вылетели от рук бельгийцев. В финале четко вырисовывалась Сербия, однако ее неожиданно переиграли немцы. Французы, напомним, вылетели еще в первом раунде плей-офф. Получается, что наша команда на своем золотом пути не встретилась ни с одной из сборных, которые ходили в фаворитах перед началом турнира.

Кто-то может назвать такую победу неполноценной, но это совершенно не так. Разве наша вина, что Польша никак не может собрать своих звездных по отдельности взятых игроков в кучу? Или что Бартош Курек – третий в списке высокооплачиваемых игроков мира – выглядит в сборной совершенно инородным существом? Чья проблема в том, что Иван Зайцев и итальянская федерация не нашли общий язык по вопросу фирмы кроссовок, в которых команде выходить на площадку? Сергей Шляпников должен был дать им в аренду Максима Михайлова, чтобы они одолели грозных бельгийцев?

Да, обстоятельства действительно складывались в нашу сторону. Но такими шансами нужно еще уметь воспользоваться. Потерять голову, раньше времени поверив в успех, очень просто. Мы уже радовались, когда в финале чемпионата Европы-2007 соперником России стала скромная Испания. А можно еще испугаться того, что журавль прямо с неба сам летит к тебе в руки.

НЕМЦАМ БЫЛО НЕЧЕГО ТЕРЯТЬ

Первые пять матчей на турнире наша команда провела безукоризненно. Вне всяких сомнений, огромная заслуга в этом принадлежит главному тренеру Сергею Шляпникову. Специалист известен своей строгостью и любовью к дисциплине. Для него нет авторитетов. Помню, на финале Мировой лиги в Куритибе он чуть не выгнал одного из игроков с тренировки, когда тот несколько раз провалил тренерское задание. Не всем такой подход по душе, но он дает результат. А это – главное! Шляпников стремится не понравиться спортсменам, а сделать из них победителей.

По части дисциплины и самоотдачи к российской команде не было ни единой претензии. Наша сборная играла от и до даже в те моменты, когда исход поединка был давно решен. Даже опытный 33-летний Юрий Бережко при пятиочковом перевесе отважно бросался на паркет за уходящими мячами, что уж говорить о молодых игроках. У соперников после таких эпизодов руки опускались окончательно. Когда противник сильнее тебя в техническом плане, переиграть его можно, но когда он вместе с этим его игроки готовы разбиться в кровь за ничего не решающее очко – пиши пропало.

Однако на финал россияне явно перенастроилась. Команда вышла закрепощенной, как будто с невидимыми гантелями на ногах.

Немцы в этом сезоне провалились в квалификации на чемпионат мира-2018, не сумели дойти даже до финала третьей группы Мировой лиги, а вот на чемпионате Европы взяли – и выстрелили. Германия впервые в своей истории добралась до матча за золото на чемпионате Европы. В игре с Россией терять ей было совершенно нечего, поэтому немецкая сборная вышла с приподнятым настроением. Ее игроки прекрасно понимали, что следующего такого шанса у них может и не быть, а потому пытались по максимуму получать удовольствие от происходящего. Нашим же в плане психологии было куда тяжелее – у них права на ошибку не было.

ОСТАЛИСЬ В МАТЧЕ ОТ ПОВТОРЕНИЯ РЕКОРДА СОВЕТСКОЙ СБОРНОЙ

Первый сет начинался в привычном для России на этом турнире русле – 7:2. Однако бросалось в глаза, насколько тяжело дается игра нашему главному снайперу Максиму Михайлову. У диагонального совершенно не шла фирменная убийственная подача и категорически не добивались до пола мячи в атаке.

Какое-то время Сергей Гранкин отыгрывался через других игроков, но не сказаться неважная игра лидера на сборной не могла. И уже к середине партии немцы сравняли счет – 14:14. Шляпников выпустил Егора Клюку вместо Бережко. Сет до победы россияне дотянули – концовка была выиграна вчистую – но осадок остался.

Вторую партию уже немцы начали с блицкрига – и это окончательно зажало наших игроков. Все действия россиян стали откровенно закрепощенными. Наши допускали много невынужденных ошибок, боялись рисковать и брать игру на себя, тогда как немцы продолжали лихачить с открытым забралом. Фортуна любит смельчаков, а посему Германии еще и много везло. Эту партию наши безнадежно проигрывали. Первая пробоина по самолюбию для команды на этом турнире.

Кстати, знаете когда последний раз какая-либо сборная выигрывала чемпионат Европы, не проиграв ни одного сета? В… 1951 году. 66 лет назад сборная СССР на предварительном этапе всухую одолела Бельгию и Италию, а в финальном – Болгарию, Францию, Румынию, Югославию и всю ту же Бельгию. Тогда чемпионаты Европы разыгрывались по круговой системе, никакого плей-офф не было. Россияне вплотную подобрались к уникальному достижению, однако вторая партия финала разбила надежды на вечный статистический рекорд. Более того, стало волнительно за куда более принципиальный момент – исход решающего матча.

МИХАЙЛОВ СОБРАЛСЯ НА ТАЙ-БРЕЙК

Третий сет был очень важным. Но россияне по-прежнему играли сумбурно, зажато и исключительно на характере и воле к победе. Примерно так пловцы-стайеры доплывают последние 200 м на "полторашке". При 13:14 вернулся в игру Бережко. Команды так и шли ноздря в ноздрю, пока при счете 22:21 на подачу не вышел Максим Жигалов. Джокер Шляпникова в очередной раз сработал. Эйс!

А потом были блестящие действия в атаке главной зажигалки команды Дмитрия Волкова и Михайлова, последний понемногу успокоился и начал показывать тот волейбол, который умеет. Партия!

Однако пыл немцев это ничуть не охладило. Четвертый сет начинался так же нервно, как и предыдущий, а потом соперник улетел вперед. Нам не помогали ни замены, ни тайм-ауты. 6:9, 9:14, 11:20… Стало понятно – быть тай-брейку.

В пятой партии все начиналось с чистого листа. Все, что было до этого, не имело никакого значения. Тай-брейк – это самая настоящая битва характеров. И началась эта битва для России очень грустно – со счета 2:5.

Шляпникову пришлось взять тайм-аут. Наш главный тренер, внутри которого наверняка все кипело, был невероятно спокоен. Вот она – дисциплина! А ведь для него этот чемпионат Европы был дебютным на посту главного тренера!

Сразу после перерыва Клюка успешно отыгрался от блока, а потом на подачу вышел Михайлов – и дважды затруднил прием. 5:5. Вперед россияне вырвались уже на подаче Александра Бутько. Снова забил Михайлов, потом из очень тяжелого положения – Волков, а затем результативный блок поставил Артем Вольвич. 13:10! Нервная концовка, но до победного конца Россия ее все-таки довела. Два последних мяча на счету Михайлова. Максим, как и полагается лидеру, собрался в самый важный момент.

Браво, команда! На зубах вытащить матч, который совершенно не получается, дорогого стоит! Россия во многом сама загнала себя в тяжелое положение, но сумела с достоинством выйти из него. Россияне – чемпионы Европы! И этого уже никто не отнимет. А все остальное – опыт.

59
  • Grey Owl

    Delavar-80... ты прав.

    06.09.2017

  • Cool-ебяка

    Всё правильно, выиграть на характере куда ценнее, чем когда танком по велосипеду, хотя и это смотрелось неплохо)) МОЛОДЦЫ, ПАРНИ! А Шляпников - настоящий тренер, без дураков.

    04.09.2017

  • corolla

    Спасибо ребята! Вы подарили радость миллионам Россиян!

    04.09.2017

  • Георгий1958

    Молодцы,Мужики. Спасибо за победу и за характер. Шляпникову тоже респект. Надеюсь,эта победа на взрослом уровне добавит ему уверенности.

    04.09.2017

  • Вася Рогов

    bezik,зато скамейка чистая)

    04.09.2017

  • bezik

    Вася Рогов, в комментариях всех отметили кроме Ащева и Феоктистова. Один был лидером скамейки, другой молодой, набирающийся опыта

    04.09.2017

  • Вася Рогов

    ИРОДЫ, а что же про Жигалова никто не упомянул, или забыли его важные эйсы в конце первого сета и на тай-бреке сложную подачу?

    04.09.2017

  • faizrah

    bezik, очень дипломатично!

    04.09.2017

  • faizrah

    Да! Тренер сдюжил! Сложно ему было.

    04.09.2017

  • Tim82

    Еще понравился Шляпа на этом турнире, особенно в финале, спокойно тасовал состав, искал варианты. На МЛ казалось, что он совсем аморфен в этих вопросах, но, видимо, это было стратегическое решение. А вот во вчерашнем финале он руководил командой и подбирал ее состав как думающий тренер, при этом не заморачиваясь ни на что - просто кто как играл и что мог выдать потенциально, все учитывалось по ходу матча.

    04.09.2017

  • bezik

    Жигалов и по ходу турнира практически всегда выходил только на подачу и наколотил 10 эйсов. Да и нафига менять Михайлова? Во всем мире мало диагональных его уровня: Уоллес, Зайцев, может еще кто есть вроде Грозера в форме или Атанасиевича, но оба нестабильны

    04.09.2017

  • bezik

    Delavar-80, я в курсе, сколько лет Бережко. Но его последний клубный сезон сложился не очень. Тем более, Маркин на каком-то предварительном турнире был признан лучшим. Но взяли Бережко и он очень помог. Сэр в 2013 году стал лучшим игроком на победном евро и взял золото ЧР, став и там лучшим. В следующем взял ЛЧ с Белгородом. Играл на ЧМ и Евро 15, после не выступал за сборную. В следующем году должен вроде как вернуться и поехать на ЧМ

    04.09.2017

  • rusfed 2.0

    bezik rusfed 2.0, да я не спорю с этим 12:58. Так-то я не с тобой спорю, а с твоим оппонентом ))

    04.09.2017

  • Delavar-80

    bezik Бережко молодой??!) 1984 года производства. Офигеть. А Жигалов в финале почти и не сыграл, выходил на подачу только. Лучше подскажите, кто следит регулярно, как сложилась судьба Мусэрского после Лондона ? Он в сборной уже не бывает?

    04.09.2017

  • Delavar-80

    uha1_1_1 Клюка?!? Неужели вы не видели как 2/3 игры порол лидер Михайлов? Да там в принципе , кроме может быть Волкова и Вольвича, все как в штаны наложили. Ни у кого не шло. Только Волков был по настоящему собран и стоек.

    04.09.2017

  • bezik

    rusfed 2.0, да я не спорю с этим. Но Алекно проиграл финал испанцам в 2007, а Шляпников выиграл финал у немцев. Но почему-то его считают таким сяким. А то, что Россия вынесла всех - это не сила команды и тренера, а слабые соперники, к слову, 2 раза соперником были вице-чемпионы Европы. Сложности преодолели, значит полководец не так и плох. Delavar-80, ты описал атаку для выигрыша очка, травму так не нанести специально, они опытные волейболисты и правильно блок ставить умеют. На данный момент, тренер дал шанс молодым игрокам играть в основе, угадал с составом, взяв Бережко и Жигалова на турнир, и выиграл первый же крупный турнир. А что будет на ЧМ жизнь покажет. Возможно он и повторит судьбу Воронуова, но именно на СЕЙЧАС все у него получилось

    04.09.2017

  • duha1_1_1

    Delavar-80 Шляпников лучший на сегодняшний момент тренер. Никто и рядом не стоит. Алехно вон на кубке проигрывает всем подряд с Леоном. Если бы не Клюка, и Германию вынесли в одну калитку. Уже Стецко, всегда спокойный, и тот готов был взорваться после действий Клюки

    04.09.2017

  • rusfed 2.0

    Алекно не сразу стал тем, кто он есть. Напомню, что и из сборной он в конце нулевых годов уходил (или его уходили), и потом получил второй шанс, чтобы стать героем в Лондоне. Шляпников как тренер взрослой команды - дебютант, и он все еще начинающий тренер касательно большого волейбола, и это вполне естественно, что он еще не ас. Но он растет. Самое главное - прогресс и развитие

    04.09.2017

  • Delavar-80

    bezik Ты прикалываешь чтоли? Судьи то за что карают атаку когда мяч посылается не в площадку а в параллель площадке по кончикам пальцев соперника со всей силы? За этим смотрят, и смотрят уже давно. Я не сторонник грязных методов, но иногда встряхнуть лидера соперника так можно.___ Про календарь я имел ввиду, что сложилось так, что как раз не сыграли. Да и даже если бы с этими итальянцами без 2 основных лидеров сыграли - думаю, справились. А доказательство легкости соперников - мы до немцев кажется НИ ОДНОГО сета не проиграли. Это не наша гениальность, это уровень соперников, поэтому и радоваться тут так не стоит. К слову,чемпионат европы следующий тоже с другой схемой. Но какая разница? Если мы с таким "полководцем" выйдем на площадку, при первых же сложностях он наложит в штаны.

    04.09.2017

  • bezik

    Я даже не знаю, как тебя назвать чтобы не оскорбить. Это где ж ты видел нанесение травмы или специальная атака в тело? Какой-то бред сумасшедшего про везение/календарь. Россия должна была играть по сетке с поляками и французами/итальянцами, если бы те не проиграли Словении и Бельгии соответственно. Иран и Италия в сильнейшем составе не сильнее. С Бразилией играли полуосновным составом на МЛ и уступили 2-3, что вполне терпимо. И как на евро должны играть бразильцы, пиндосы и иранцы? В следующем году ЧМ, там совершенно другая схема проведения и количество матчей. Думаю, с тобой больше не о чем говорить

    04.09.2017

  • Delavar-80

    bezik Там причем тут тайм-ауты? Если у человека устойчивая психика - это не поможет, Гроцер все отработал, он играл не на "настроение или порыве", он играл на уровне. Чтобы его сбить с этого уровня, надо было либо подловить его под сеткой и вье..ть по пальцам как следует (даже ценой карточки). Либо на крайняк мячом в тело намеренно сыграть. Не наносить прям травму, а выбить из колеи. Нужен был "контакт", а эти тайм-ауты - мертвому припарка.____Результат достигнут?!) Впереди новый ОИ цикл, если мы с тренером, который накладывает в штаны в первом же серьезном матче выйдем на ОИ - нам 100% ничерта не светит. Надо судить по игре, она на этом ЧЕ серьезная была лишь одна - с немцами. Так календарь и уровень соперников сложился. Если бы на турнире были Бразильцы, Иранцы и в полном составе Итальянцы, мы бы и в 4ку с таким тренером не зашли. Будь объективен,а ни как мартышка радуйся везению и календарю.

    04.09.2017

  • bezik

    Грбич тоже плохой тренер, раз сербы уступили немцам, выиграв 2 первых сета? или тренер французов, которые взяли Евро 15 и МЛ15 и 17, но провалились на ОИ и тут.

    04.09.2017

  • bezik

    Delavar-80, и назови несколько способов выбить Гроцера из колеи? Клюка на блоке и выбил немца из атаки, тот в 5 сете 2-3 ошибки совершил, за счет чего Россия и догнала, а затем дожала

    04.09.2017

  • bezik

    bezik, под Гроцера брали минимум 2 таймаута и после них он подавал не хуже. Все он сделал, что надо, откуда ты знаешь как встряхивать игроков? Дал передышку основе, когда стало ясно, что 4 сет пролетят, вовремя убрал Гранкина и Власова. Такое ощущение, что все хотят видеть как наш тренер матом ругается на игроков. встряхивает как считает нужным. Резуьлтат достигнут, значит тренер прав во всем.

    04.09.2017

  • Delavar-80

    bezik Ты привел свои аргументы, но на мой главный - не ответил ни слова по сути. Наш тренер был растерян как мальчишка, особенно когда "летели" в 4й партии. Я думаю дай ему волю, он бы сбежал в подтрибунку. На лице все было написано, пересмотри сам, если не веришь.____ Что, мне рассказывать тебе как встряхнуть ребят? Да и Гроцера можно было выбить из колеи несколькими способа, если видишь, что у того все летит.

    04.09.2017

  • bezik

    Delavar-80, ну а почему не привести пример Алекно в Рио, где был вынос от Бразилии и поражение за бронзу при 2-0? Откуда такие умники вылазят? Абсолютно спокойно и правильно делал тренер. В Лондоне у Алекно не было в основе молодежи, были опытные ребята, а здесь 3 игроков моложе 23 лет. Да и что может сделать тренер, если Грозер подает за 100 км/ч, а условный Власов не может обыграть одиночный блок?

    04.09.2017

  • Delavar-80

    Видели как поднимал боевой дух и вселял уверенность в немцев их итальянский тренер на протяжении всего матча?!? Нашему до него как до луны.

    04.09.2017

  • Delavar-80

    Весь нервяк из-за тренера. Он не чемпион, сырой, дергался сам, боялся - его не уверенность была видна на протяжении всего матча. Поведение Алекно в Лондоне в финале даже не сравнить с поведением "Шляпочника". Тренер должен успокаивать и вселять в тайм-аутах уверенность в ребят, а этот сам еле держал себя в руках, по лицу все видно было, он потерялся. Вот откуда все эти нервяки.

    04.09.2017

  • pitpen09

    Человек, который смеётся*** Согласен,попутал с 4-м сетом

    04.09.2017

  • ухтышъ

    МОЛОДЦЫ!!!

    04.09.2017

  • nick red

    Красаучеги, Бутько железный, Гранкин в четвертой имхо поплыл

    04.09.2017

  • Як Цидрак

    С победой! Все равно не понял, зачем Гранкина на банку посадили? 4 и 5 сет, что не атака, так в тройной блок. Хорошо, что Макс вытащил. Работать и работать. Шляпников???

    04.09.2017

  • bigzhuk1

    Молодцы!

    04.09.2017

  • rusfed 2.0

    *этим и вызваны*

    04.09.2017

  • rusfed 2.0

    Клюка поздно начал играть, эти и вызваны огрехи в его технике. Некоторые пробелы, возможно, уже не получится исправить. А вот Волков прогрессирует семимильными шагами. Самый большой риск в его случае - как бы его медные трубы не загубили. И жаль, что Полетаев выпал в этом сезоне

    04.09.2017

  • valderoma

    Какие молодцы все ребята! Смотрел все их встречи. Это - СУПЕР! Финал - всегда особая песня и мандраж присутствует. Рад, что всё закончилось так, как надо - нашей победой! Так держать!

    04.09.2017

  • Bache Gabrielsen

    Да, игра получилась нервной. Но это даже хорошо, что сыграли 5 сетов в тяжелой борьбе - стало ясно, что нашей сборной еще много над чем работать. Если бы и немцев грохнули в трех сетах, началось бы у игроков, а возможно, и у тренеров появляться впечатление, что мы круче всех. Теперь всем ясно, что с такой игрой Бразилию и США не обыграешь. Значит - отпраздновали по-быстрому, и вперед, за работу. To duha1_1_1: тебе Клюка что-то плохое в личной жизни сделал ? :) Этот парень - будущее нашего волейбола. В этот раз не все получалось, видимо, по причинам, которые ниже изложил Don, думаю, что на следующем турнире он будет в полном порядке.

    04.09.2017

  • Don Miguel

    Что "Волков тянул всю команду" - преувеличение. Процент в атаке у него (и у Клюки) 33%, маловато, конечно, а вот Михайлов настрелял 44%. Грозер, кстати, только 41%. В приеме Волков и Клюка(!), облитый грязью "великим многократно нумерованным, показали 50% отличного приема, в таких матчах это здорово, выше только у Мартынюка, 54%. При этом в Волкова подали 32 раза, в Мартынюка - 24. Хуже всех показатели у Бережко, всего 36% в приеме и 21%(???) в атаке.

    04.09.2017

  • duha1_1_1

    Don Miguel- гнать этого Клюку клюкой под зад, чуть всю команду не утопил. Правильно про него СЭ забыл и не указал в перечне игроков. Надеюсь не будет мерзопакостного больше в этой сборной

    04.09.2017

  • Halifax

    2-5 было на тай брейке... и в этот момент был апафиоз нервяка, когда закрадывались фиговые мысли... команда то в целом неплохая, боевитая, что собственно парни и подтвердили!!! Молорики, столько нервов сожгли болелам... вот они настоящие матчи в спорте

    04.09.2017

  • Петя

    МОЛОДЦЫ!!!

    04.09.2017

  • Человек, который смеётся

    pitpen09 Пересмотри матч еще раз, ну или тай - брейк, было именно 2 - 5, и именно поэтому Шляпников взял тайм - аут. Зачем его брать при счете 3-4?

    04.09.2017

  • egoshin-alex

    Димка Волков тянул команду из трясины, когда не пошло у Михайлова и Вольвича. Очень вырос в плане психологии!

    04.09.2017

  • pitpen09

    2-5 не было на тайбреке,был просмотр и 3-4

    04.09.2017

  • Вася Рогов

    У меня вчера передоз от валидола был. Ну молодцы, на нервах и на классе дотянули.

    04.09.2017

  • Гаттузо Крут!!!!!!#!

    В какой-то момент еще до тай-брейка казалось ,что все пропало, проигрывали детские мячи. Но вовремя расчехлился Михайлов. С победой.

    04.09.2017

  • fanat2017

    Победа с ложкой дёгтя,нельзя так нервировать себя и болел. Понятно,что Германия,финал,но осадок остался неприятный. Выиграли !!!! БРАВО!!! В следующий раз надо быть увереннее.

    04.09.2017

  • xxx5

    Молодчаги парни !!! Мужики !!! Брависсимо !!!

    04.09.2017

  • foreverCSKAforever

    Молодцы!!! Однако в свете разгромной победы футбольной сборной над бело-голубыми на главной должен присутствовать Черчесов и остальные руководители РФС, благодаря кому был достигнут этот фантастический результат.

    04.09.2017

  • П_о_в_а_р

    Вопреки не той системе.

    04.09.2017

  • ValeraK

    Валера, верим!!!

    04.09.2017

  • Вадим-17

    Всех с победой!!! Красавцы!!!

    04.09.2017

  • vasiunchik

    Браво! Брависимо!!!

    04.09.2017

  • Петрович50

    МОГЁМ !!! БРАВО !!!

    04.09.2017

  • Хидетоши Наката

    Как приятно утро начинается )

    04.09.2017

  • Don Miguel

    Духа, ты только на голову болен, или на все места? Клюка давно игрок основы, него не залеченная до конца травма, не хватает игровой практики. Это, в первую очередь, сказывается на качестве приема, еще и в атаке, и при подаче. Но он выше и прыгучей Бережко, его и поставили. чтобы сдерживать Грозера, Бережко тот не считал за субстанцию. Свое он делал, а где не мог - помогали другие. А оскорблять спортсменов - признак мелкой и мерзкой душенки

    04.09.2017

  • duha1_1_1

    СЭ согласен со мной, в перечне игроков сборной Клюка даже не упомянут и очков у него нет, хотя отыграл 3 полных сета

    04.09.2017

  • Швейцарец

    И Что!??? Из - за Этой "Победы" в Бабском Спорте Завтра Выходной!???.....

    04.09.2017