14 августа 2011, 14:15
"ГРАН-ПРИ-2011"
ВОЛЕЙБОЛЬНАЯ АЗИЯ
Андрея АНФИНОГЕНТОВА
Увидеть провинциальный Китай сборная России сумела только из окна автобуса. В понедельник в 6.00 по Москве она покинет Цюаньчжоу и потратит день на дорогу до Токио - автобусом в Сямынь, самолетом в Нариту, один из двух аэропортов японской столицы, автобусом до отеля на Одайбе. Вот там и прогуляется на свежем воздухе. Благо, желание созрело. Помог Китай.
Выпускать из отеля своих гостей хозяева тура в Цюаньчжоу готовы только в сопровождении милиции и только ради игры или тренировки. Все, чего в итоге удалось добиться, - два часа в супермаркете, где главной целью был местный чай. Кассу магазину девушки сделали, но на этом рискованные с точки зрения китайской стороны поездки себя исчерпали. Даже вызов такси оказался проблемой. Его вежливо блокировали, присылая вместо машины приставленного к команде гида. Объясняли эту политику специально обученные люди просто: безопасность волейбольных гостей - высшая ценность для принимающей стороны. Мол, гости дорогие, сидите в комфорте и под кондиционерами в тишине и покое. Покой быстро наскучил, но хозяева непреклонны: лучше не рисковать.
Виной тому, похоже, не только безопасность, но и какие-то китайские секреты. Об одном из них регулярно напоминают военные самолеты, летающие над отелем по одному им известному графику. Удивляться этим маневрам не стоит: Цюаньчжоу разделяет с Тайванем узкий морской пролив, а связывает очень многое. По дороге в игровой зал команды могут посматривать из окон своих автобусов на громадного Чжэн Чэнгуна. Памятник самому знаменитому китайскому пирату, известному в Европе как Коксинга, установлен на зеленом высоком холме близ моря. Там, где сын японки и китайца в средине XVII века творил историю, выгнав голландцев с самого большого китайского острова и создав там собственное государство Дунган. Его Тайвань не без основания считает своей предтечей.
Отношения между КНР и Китайской республикой (так официально называет себя государство-остров) за последние годы заметно потеплели: идет постоянный дипломатический диалог, появились прямые авиарейсы, сильно упрощены въездные процедуры. Но авиабаза и военный флот никуда не делись, равно как и громадные плакаты, укрепленные на холмах вдоль береговой линии. На материке с их помощью предлагают острову дружбу по расчету: "Один народ, одно государство - две системы". Тайвань гордо отвечает теми же средствами наглядной агитации: "У нас своя страна, свой мир". Тема эта для Китая непростая, а пускать на эту территорию чужаков тут никто точно не собирается.
Как бы там ни было, а наша сборная сидела в Цюаньчжоу под негласным домашним арестом. От тоски спасала богатая зеленью и немаленькая по размеру территория да работа.
Тренируется сборная на "Гран-при" ежедневно, занятий у Кузюткина обычно два в день, а штаб команды еще и просмотры матчей соперников устраивает. Игру Китая и Германии разбирали в буквальном смысле ночью - раньше не получалось. Это при том, что сам главный тренер в Цюаньчжоу чувствует себя неважно: пищевое отравление.
Впрочем, едва ли эта неприятность помешает Кузюткину встретить важный для нас и принципиальный для Китая матч в полной готовности.
- Игра будет сложной, - сказал главный тренер сегодня утром. - Китай на предварительных турах экспериментирует - ему место в финальном раунде гарантировано. А нам нужна победа, чтобы ехать в Токио с хорошим запасом и шансом на творческий поиск. Я бы, например, хотел посмотреть в серьезной игре Матиенко, дать игровое время Фатеевой, еще раз попробовать на приеме Седову. Все это реально, когда мы обеспечим себе бронь в Макао.
Для этого россиянкам нужно сегодня выиграть, ответив хозяевам на заточение в отеле.
Цюаньчжоу