Статьи

19 ноября 2013, 11:20

Россия - Италия. Зайцев вторую родину не пощадил

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
Специальный корреспондент

ЧЕМПИОНСКИЙ КУБОК ФИВБ. Мужчины

Сборная России стартовала в мужской половине чемпионского Кубка ФИВБ. Первый матч на турнире обернулся для россиян поражением – итальянцы в Японии взяли реванш за фиаско в финале ЧЕ-2013. Героем матча стал сын великого связующего советской сборной Вячеслава Зайцева Иван.

РОССИЯ – ИТАЛИЯ – 1:3 (26:28, 19:25, 25:19, 25:27)

Спиридонов

12

Пьяно

7

Апаликов

7

Ив. Зайцев

20

Павлов

11

Ланца

13

Сивожелез

4

Биарелли

9

Мусэрский

17

Травица

4

Гранкин

2

Коварж

9

Ермаков

(л)

Россини

(л)

Михайлов

8

Дольфо

0

Ильиных

8

Беретта

1

Время матча – 1:49 (29+26+24+30).

Набранные очки – 96:99 (атака – 58:50, блок —6:9, подача – 3:4, ошибки соперника – 29:36).

19 ноября. Киото. Shimadzu Arena Prefectural Gymnasium. 700 зрителей.

Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Киото

Официальная пресс-конференция главных тренеров на турнирах в Японии – предельно рутинное мероприятие. Ее всегда проводят вечером накануне первого игрового дня в официальном отеле состязаний. Для встречи коллег-соперников всегда выбирается поистине громадный по местным меркам зал. Пафос церемонии подчеркивает серьезное количество коллег, для которых японский язык родной. Именно для них, собственно, всегда и проводят эту пресс-конференцию. Журналисты, прилетевшие из Европы или Азии вместе с командой на турнир в Японию, всегда найдут возможность поговорить с тренером или игроком тет-а-тет.

Иное дело – японцы. Они неизменно спрашивают гостей своей страны о том, как им их сборная, как турнир и все, что в подобных ситуациях можно спросить у приехавших в страну чужаков. Лучше всех с задачей справляется главный тренер бразильянок Зе Роберту. На радость японским СМИ, он оперирует в комментариях именами и фамилиями, не путаясь в Эбате и Сакоде, Арисе и Нацуми, со знанием дела и с высоты своего авторитета рассуждая о том, кто бы из японских игроков мог сыграть на турнире и почему такое решение было бы полезно для сборной "Нихон коку". Именно так сами японцы называют свою страну.

Россияне в этом смысле японцев радуют реже. Владимир Кузюткин в свое время освоился, выучил фамилии лидеров японок и даже сдружился с коллегой Манабэ, но до уровня погружения в Японию бразильского коллеги все равно не дотянул. Юрий Маричев рутину очень не любит, а потому на официальное мероприятие в Нагое он не пришел – сидел в номере отеля и смотрел очередное видео игры "Нихон коку", готовясь к иному собранию, со своей командой. За шефа отдувался старший тренер женской сборной России Игорь Курносов, но японцы, полагаю, этой подмены не заметили.

Андрей Воронков в гигантский – в половину футбольного поля – зал отеля "Тойю" вчера пришел. Корректно ответил на пару вопросов, а потом был вынужден пойти на рукопожатие с тем, кому с лета руки не подает. С главным тренером "Скуадры" Марио Берутто Воронков идейно разошелся по ходу Мировой лиги, а именно в Сургуте. Итальянец в Сибири наговорил массу глупостей, публично обвинив коллегу в неумении вести себя в приличном обществе. Воронков ответил в присущей ему манере: сдержанно, но метко и зло. Мол, если кто и способен учить других хорошим манерам, но это точно не тренер итальянской сборной. В итоге отношения двух команд – это маленькая холодная война. Мы и впрямь очень разные. Иван Зайцев и Ко, скажем, днем у отеля спокойно дымили в специально отведенном для курильщиков месте. У нас такое показное отношение к спортивному режиму – это вызов всем и всему, если не демонстративный удар по принятым за основу правилам поведения в коллективе.

Показательно и то, как две европейские команды начинали первый матч турнира в Японии. Берутто прижал к уху наушник и взял в руки последнее ноу-хау – электронный планшет. Теперь тренер стараниями японских производителей гаджетов может рисовать игровые схемы до бесконечности, получая прямо по ходу игры любые данные от сидящих на трибуне за компьютерами скаутов по беспроводному интернету. К комплекту прилагается мини-рация. Воронков остался верен тому, к чему давно привык. Игроков на бой с принципиальным соперником он проводил, стоя у кромки площадки и хлопнув каждого по рукам. А планшетку со съемными листами бумаги не выпускает из рук его ассистент, итальянец Серджо Бузатто.

Никакой планшет, впрочем, и никакая аналитика и статистика не объяснят, почему россияне проиграли первую партию. Наши за стартовые полчаса выиграли у итальянцев почти все, что можно выиграть в волейболе, – атаку (проценты – 53:52), прием (56/16:29/10), лишь в цифрах проиграли подачу (эйсы – 0:2), уступив по-настоящему только на блоке (0:4). Формально именно атака Сивожелеза в итальянский живой блок решила исход партии. Хотя на деле важнее оказались наши ошибки. Долгая погоня (соперник на подаче Зайцева повел 5:1) завершилась после атаки того же Зайцева в аут. Так наши впервые повели – 23:22, успев чуть раньше спасти просто невероятный мяч. Японцы на повторах долго показывали кроссовок Мусэрского, которым он сыграл по падающему на тарафлекс мячу. Итальянцы, увидев такое, дрогнули: Коварж пробил в сетку. Так счет в игре впервые сравнялся – 20:20. Ошибка в атаке Зайцева и скидка Спиридонова, помноженная на игру в защите Павлова (он поднял тяжелый мяч после атаки Зайцева), позволили нашим подойти к концовке с двумя сет-боллами. Увы, эйс Травицы и три ошибки в атаке (была у нас и скидка в аут, и такая же по результату силовая атака Павлова) обернулись проигранным со счетом 0:3 отрезком. Он в итоге стал ключевым. Итальянцы, поведя в счете (25:24), больше не ошибались.

К середине второй парии выяснилось: матч придется спасать. Итальянцы снова ушли в отрыв на подаче Ивана Зайцева – 8:5. Все наши попытки устроить погоню, усложняя подачу, пользы делу не приносили. Похоже, мешал просто дикий холод в игровом зале. В "Шимадзу Арена" некомфортно ощущаешь себя, даже сидя на трибуне в пальто и кашне, а что говорить об игроках?! Тот, кто быстрее поймает свою игру, в Киото получит минимальную, но важную фору над соперником. У итальянцев с этим был полным порядок. Они свое почти не теряли, а Зайцев забивал. При счете 15:21 во второй партии Воронков снял с игры много ошибавшегося Сивожелеза и заменил Павлова на Михайлова. Партию спасти не удалось, но следующую россияне провели, как они могут и умеют. Лидировали с первого розыгрыша, уверенно принимали, поставили 4 очковых блока. Ключевым моментом в этой партии стал предельно долгий для мужчин розыгрыш. Скидку Михайлова и его же атаку итальянцы подняли, но сами ничего придумать в атаке не смогли. Травица в итоге решил атаковать сам, но тщетно. До Михайлова тут же довели мяч идеально, а тот от души пробил по рукам Россини. Мяч ловили уже на втором ярусе трибун. Так счет стал 19:14 и своего сопернику россияне уже не отдали.

Увы, на этом наша губительная для дела щедрость себя не исчерпала. Новую партию чемпионы Европы начали удручающе – 3:10, а на подаче Зайцева соперник снова набирал очки сериями. Погоня была недолгой, а ее героем стал казанец Николай Апаликов. Он вышел подавать при счете 14:20, а ушел, снова рискнув, но сделав ошибку. Впрочем, выигранный со счетом 6:0 отрезок игры позволял Апаликову подавать так, как он считает нужным. Увы, сломать итальянцев после такого фееричного отрезка наши не сумели. При счете 21:21 Гранкин, атакуя, не забил на пустой сетке переходящий мяч. Игроки с минуту спорили, пытаясь доказать голландцу Лодерусу, что Биарелли, пытаясь спасти выглядевшую безнадежной ситуацию, уложил руки на трос. Рефери, похоже, этого не видел, а потому остался равнодушным к нашим апелляциям. Тут же Травица подал навылет, наши еще дважды догоняли соперника, но при счете 24:24 Мусэрский подал в сетку. Итальянцы же своего не упустили. Доигровку они реализовали образцово, а потом наши не смогли организовать атаку, позволив Коваржу добить метавший по площадке мяч до пола.

В итоге – 1:3, Иван Зайцев свою вторую родину не пощадил. Берутто, сидя рядом с Воронковым на пресс-конференции, буквально светился от счастья. Нашим же теперь противопоказано терять очки. Это поражение – серьезная неприятность, но все еще можно исправить.

14