Вчера женская сборная России провела первый матч домашнего этапа "Гран-при". Действующие чемпионки Европы уступили чемпионкам мира, сборной США – 0:3 (22:25, 20:25, 19:25). В игре не принимала участия MVP золотого для нашей страны ЧЕ-2013 Татьяна Кошелева. Из-за бытовой травмы, полученной во время отпуска, она вынуждена приступить к тренировочной работе только в Калининграде, где присоединилась к национальной команде.
Травма у Кошелевой была досадной и неприятной. После возвращения из Таиланда, где Татьяна отдыхала, ей пришлось некоторое время провести в больнице, а затем по настоянию врачей продлить свои каникулы. Сейчас Кошелева тренируется вместе со сборной, но по своему плану. В заявку на мини-турнир в Калининграде ее фамилию не внесли, и когда Татьяна сможет играть, не может сказать даже она сама.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ
из Калининграда
– Нет смысла выходить на площадку только ради того, чтобы провести несколько розыгрышей или партию. Это неправильно – играть ради того, чтобы сыграть. Можно ведь так выйти, что команда с тобой "утонет". Пока я не готова помогать сборной делами.
– Впереди третий этап "Гран-при" в итальянском Кальяри. Есть "Финал шести" в американской Омахе, куда сборная России попадет при условии побед в пяти-шести матчах отборочного раунда.
– Я не назову вам сегодня дату, когда смогу по-настоящему быть полезной команде. Надеюсь, что сумею быстро набрать кондиции, которые можно считать приемлемыми.
– Тренерский штаб надеется, что вы сыграете в США. Если, конечно, мы туда попадем.
– Думаю, что в Америку, на финальный раунд, сборная в итоге поедет.
– Нужна ли сборной России эта поездка?
– Почему мы не должны играть там, где соберутся лучшие женские сборные мира?
– Турнир в Омахе завершится вечером 26 июля по американскому времени. В Москву сборная России сможет вернуться только 28 июля по российскому времени, а 22 августа в Токио в 9.30 по Москве для нас начнется первый матч Кубка мира.
– Я не вижу тут серьезной проблемы. Три недели – достаточный срок, чтобы пройти любую акклиматизацию. Мне кажется, что нам нужны пять игр в финальном раунде, где наверняка сыграют команды США, Бразилии, Китая, Японии. "Гран-при" – хороший турнир, чтобы получить необходимый опыт и сыграться.
– В прошлом году сборная летала в Японию, где прошел финальный раунд "Гран-при", и вернулась домой с бронзой. Однако затем команда неудачно выступила на чемпионате мира.
– Не думаю, что причину нашего неудачного выступления в Италии нужно искать в том, что команда летала в Японию на "Финал шести". Да, это тяжелый турнир. Там вообще нет выходных, но через это идет становление настоящей команды. Нам сегодня очень важно именно это – стать командой. В составе много молодых игроков, которым нужно пройти через подобные старты.
– Вы помните свой первый "Гран-при"?
– Да. Это было в 2007-м, при Джованни Капраре. Он давал мне играть, позволяя получить тот самый опыт, хотя в сборной тогда были такие выдающиеся нападающие, как Гамова, Година, Соколова.
– В 2009-м вас назвали лучшей нападающей "Гран-при". В прошлом году вы блистали в Токио, много сделав для того, чтобы сборная России стала призером турнира мирового уровня. Какой из сыгранных за карьеру "Финалов шести" "Гран-при" вам наиболее памятен?
– Не буду выделять какой-то один турнир. Памятно, как в 2009-м мне помог работавший с национальной командой Владимир Кузюткин. Я ему за это очень признательна. Порой он был очень жестким, но сумел по ходу "Гран-при" раскрыть те сильные качества, которые у меня были, помог поверить в себя.
– В сборной вы начинаете свой девятый сезон. В нынешнем составе национальной команды нет игроков, имеющих больший стаж выступлений за страну. Ветераном себя ощущаете?
– Кем?!
– Старожилом коллектива.
– Нет.
– Но за результат спросят вас, Наталию Обмочаеву, Екатерину Косьяненко. Именно вы – три самых опытных в нынешнем составе игрока, ее лидеры.
– Это верно, но еще есть главный тренер. Он первый, кому достается критика. Надеюсь, в этом году ее будет немного.
– Этот "Гран-при" сборная начала с семью дебютантками в заявке. Трое выходят в стартовом составе – Екатерина Орлова, Ксения Ильченко, Екатерина Любушкина. Остальные – Ксения Кравченко, Екатерина и Ольга Ефимовы, Ольга Бирюкова – успели сыграть на турнире, выходя на замену. Кого из новичков выделите?
– Данные, чтобы играть на хорошем уровне, есть у всех. Девушки с характером – это про Любушкину и Орлову. На клубном уровне обе Кати играли в Лиге чемпионов, причем на очень серьезном уровне. Любушкина со своим итальянским клубом весной дошла до финала главного еврокубка. Это здорово. Сейчас нашей команде очень важен опыт и вера в себя. Повторюсь, нам очень важно стать командой. В этом смысле помогают несколько тяжелых игр с лучшими сборными мира. Два года назад дебютанток в составе было много и как команда мы состоялись именно в "Гран-при". В финальный раунд тогда не попали, хотя выиграли семь матчей из девяти. Зато потом взяли золото на чемпионате Европы.
– На Кубке мира и "Финале шести" "Гран-при" участники играют между собой по круговой системе. На чемпионатах мира и Европы титул разыгрывают в плей-офф. Какая система кажется вам более справедливой?
– Круговая. Все проведут равное количество игр с одними и теми же соперниками. И не важно, какая у тебя группа, кто встретился в первом раунде плей-офф.
– Сборная США – чемпион мира. Бразильянки выиграли год назад "Гран-при". Заметно прибавила команда Китая, игравшая в финале чемпионата мира. Есть ли в современном женском волейболе команда, которая доминирует, как это было в 90-х с Кубой или в мужском волейболе, когда сначала почти все турниры выигрывали итальянцы, потом бразильцы, а затем пришло время России?
– Думаю, что нам сегодня нужно думать о более приземленных вещах – своем приеме, блоке, подаче, атаке. Если во время "Гран-при" сможем найти волейбол, который будет приносить результат, можно порассуждать о силе и слабостях соперников. Побеждать теоретически можно всех, но говорить о чем-то всерьез сегодня рано. Сборная России в этом году провела слишком мало серьезных матчей, чтобы давать ей какие-то оценки.
– В мае истек ваш контракт в Краснодаре. Где вы продолжите свою клубную карьеру?
– В России. Здесь, в Калининграде, подпишу новый договор с краснодарским "Динамо". Агент привез бумаги на подпись, согласовав все условия с клубом.
– Правда ли, что у вас был вариант в Турции?
– Правда. Звали три турецких клуба. "Фенербахче" предлагал большой контракт, "Эдзаджибаши", где работает Джованни Капрара, увлекал возможностью играть в сильнейшем на сегодняшний день женском клубе мира и общаться с тренером на русском языке.
– Турецкая лига сегодня объективно № 1 в мире женского волейбола. Почему не поехали за новым опытом?
– Потому, что дома – это дома. Если условия сопоставимы, любой игрок выберет привычную лигу и родную страну.
– Федерация в мае приняла решение об ограничении переходов для игроков российских сборных. В предолимпийский год не всякий волейболист из обоймы национальной команды сможет уехать за границу. Вас это коснулось?
– Никак. Если бы я по-настоящему захотела уехать, то уехала бы. Меня ведь приглашали в топовые клубы. "Эдзаджибаши" выиграл Лигу чемпионов и клубный чемпионат мира. "Фенербахче" – чемпион Турции. Интерес до последнего также проявлял "Вакифбанк". Тоже большой клуб, в прошлом сезоне выиграл Суперкубок Турции, играл в "Финале четырех" Лиги чемпионов, где в полуфинале уступил "Эдзаджибаши". Но я остаюсь в Краснодаре, где тоже есть сильная команда, которая способна на многое.