– Что можно занести команде в актив по итогам трех матчей в Калининграде?
– Две победы. Все равно это тоже и радость, и хороший опыт, и хорошо сыграли – это большой плюс.
– Тренер Владимир Кузюткин говорил о хорошем эмоциональном настрое. Было такое?
– Было. Особенно, мне кажется, это проявилось в первой игре с Доминиканой. К тому моменту мы очень соскучились по победам, чуть-чуть не хватало в Китае. И выплеснули все в игре с доминиканками.
– То, что вы не сыграете во втором матче с Бельгией, было известно изначально?
– Владимир Иванович делает так уже второй тур – я пропускаю вторую игру. Не скажу, что мне это в полной мере нравится. Потому что в Китае после паузы вышла на матч как будто потеряв форму. Но игрок обязан выходить в любой ситуации – как с замены, так и через два дня игровых. Поэтому хорошо, что мы пробуем на площадке всех, не опасаясь за свой имидж и за набранные очки.
– На "Гран-при" мы во главу угла не ставим спортивные задачи. Но едва ли приятно проигрывать несколько матчей кряду.
– Конечно, все хотят выигрывать. Не бывает такого, что ты выходишь на матч с мыслью: "Пойду-ка проиграю". Но проблема в том, что мы занимаемся самокопанием без общего взгляда. Анализировать свою игру – очень правильно. Надо пересиливать себя и принимать критику. Ее никто не любит, но иногда ее важно услышать.
ЧЕТЫРЕ ИРЫ, ЧЕТЫРЕ КАТИ
– Сложно ли вам каждый день выходить новым стартовым составом и как бы заново начинать оттачивать комбинации?
– Выбора нет. Где-то можно поныть, все мы живые, но это должны быть только слова. На деле ты должен рвать и метать. Мы все в равных условиях.
– Вы говорили, что командное взаимодействие начинает складываться. Что получается сразу, а что пока дается с трудом?
– Нам нужно еще искать взаимодействие в атаке. От нас хотят скоростной игры, а скорость подразумевает, к примеру, ювелирную точность во второй передаче. Взаимодействие будет оттачиваться долго. Для меня игры очень важны. Все, что ты отработал на тренировках, проверяется именно в матчах. Но я также понимаю, что только в тренировках можно отработать недочеты, чтобы потом их влить в игру. "Гран-при" не дает возможности тренироваться в полную силу. Наверное, оттачивать нюансы мы будем на сборах в Анапе.
– Помимо Ирины Филиштинской, с которой вы сыграны по выступлению в клубе, есть еще молодая Татьяна Романова. Что можете о ней сказать?
– Думаю, что она очень перспективная. У нее, конечно, все равно было волнение, но при правильной работе, при понимании, все будет хорошо. Пока сам не поймешь, что нужно развиваться, роста не будет – поэтому желаю Тане этого понимания и развития.
– Так много Ирин в команде собралось!
– Да, у нас четыре Иры, четыре Кати! И когда тренер говорит "Ирочка!", я сразу реагирую – к кому вопрос?
– Как между собой решаете эту проблему?
– Мы друг друга по прозвищам называем. Фамилия зачастую меняется, а прозвище все равно остается старое. Например, Ксюша Парубец будет для нас всегда Иля, от ее девичьей фамилии Ильченко. Да и я как бы фамилию не меняла, все равно буду Заря. С девчонками в этом плане легче, тренер к нам официально обращается. Филиштинская у нас Фил, мне очень нравится – лаконично так. Фетисова – Фетис, Воронкова – Ворон, Воронище!
ОТДЫХА МНОГО НЕ БЫВАЕТ
– Ждете, когда все "ветераны" команды вернутся в обойму?
– Да, будет интересно. Это усилит команду.
– Кто-то из тех, кого сейчас просматривает тренерский штаб, претендует на попадание в основу?
– У них сейчас огромная возможность доказать, что они могут заменять кого-то в основе. Но более конкретно можно сказать, когда команда соберется в целиком, мы давно не тренировались все вместе.
– Не было желания взять паузу, как сделали другие лидеры сборной? Все-таки тяжело играть после чемпионата еще столько турниров подряд.
– Мне тяжело. Я девчонка эмоциональная, у меня был напряженный сезон. Для меня тяжело вливаться на первый турнир, а дальше уже можно морально подготовиться. Порой не хватает опыта игр с суперкомандами. И это сказалось на Олимпиаде в том числе. Три игры в пять партий в Китае – это огромнейший опыт. Мне это интересно.
– По завершении "Гран-при" будет небольшой отдых?
– С отдыхом тоже нюансы. Я понимаю тренера. Ему хочется работать. Отдых у нас варьируется, и, конечно, его всегда хотелось бы чуть больше. Лидеры команды тоже не лежали на диване два месяца, но они поддерживали форму в более комфортных условиях. В целом мы с тренером нашли компромисс. Нам, бывает, дают пару дней плюсом к отдыху – тем, кто поопытнее, или у кого дети.
– Что для вас отдых, как предпочитаете отвлекаться от волейбола?
– Люблю вышивать крестиком, сейчас вот пробую вышивать бисером – я в восторге! Меня это расслабляет. Бывают периоды, когда не хочется никого видеть, хочется в лес. Сейчас вот в ближайшее окно отдыха поедем в Уфу к родителям мужа, моя мама тоже приедет. Будет рыбалка, будет малина! Обожаю ее и все время пропускаю сезон.
– Пляжного отдыха не хотелось?
– Пугают перелеты. Вроде целое лето летаешь, и хотелось бы вроде пляжа... Но перелеты – думаешь: "О боже, нет".
– Тяжело высоким людям летать...
– Да!... Хорошо, когда дают место у аварийное выхода. Перелет в Китай дался нормально, сидели на местах, где можно было вытянуть ноги. В поездах в этом плане удобнее, там может и места не так много, но там лежишь, и это легче переносить, чем сидеть весь полет.
КАПИТАН КОМАНДЫ
– Вы совсем недавно стали капитаном. Как вам в этой роли?
– Огромная ответственность. Для меня это впервые! Одно дело подойти и сказать "эгегей!", а другое – ты должен показать собственным примером. Поначалу, особенно в Китае, на меня это давило, сейчас стало лучше. Хорошо быть капитаном, когда ты здорово играешь. Вроде сама все сделала хорошо, можешь и от других потребовать.
– Показалось, что в Калининграде у вас отлично получилось влиться в эту роль – именно на второй игре, когда вы взаимодействовали с игроками на тайм-ауте, пока сидели в запасе.
– Работа капитана, наверное, не только в поддержке. Но я пока для себя только открываю эту роль. Я все время думала об ответственности, были мысли даже отказаться, но потом я села и подумала: "Ира, ты должна взрослеть, если ты это пройдешь, ты прибавишь в умении разговаривать с тренером, с девочками". Ведь кроме добрых слов, в команду все равно нужно привносить критику. Возможно, какие-то такие вещи без роли капитана я бы не попробовала.
– Вы будете капитаном и на следующих турнирах?
– Не обсуждали это. Пока что настраиваюсь только на "Гран-при".
– Уже можете сказать, что окончательно отошли от событий Рио-де-Жанейро?
– Только недавно сгладилось обидное поражение от Сербии. Оно все равно остается в воспоминаниях, но так сильно душу не терзает. Хотя обида все равно остается, но все равно это опыт.
– Крутой опыт?
– Очень! Я много чего после Игр вынесла. Мы говорили, что вот, мол, неудачно выступили, а нам отвечали: да вы что, это же Олимпиада, а вы в пятерке! И тут ты понимаешь, что даже какая-нибудь сборная Зимбабве попала на Игры, и набивает татуировки, потому что просто туда поехали. Все равно круто в первый раз выступить на Олимпиаде, а результат – потом обязательно исправишь. В следующий раз будет уже чуть меньше эмоций, так что эта поездка нужна была в любом случае.
ЗАМУЖНЯЯ КОРОЛЕВА
– Как замужество изменило жизнь?
– Это тоже этап взросления. Это помогает выстраивать общение. Например, в быту ты должен аккуратно объяснить супругу, что тебе что-то не нравится. Мне приходилось тяжело, но теперь уже говорю: "Давай переделаем, мне будет приятно, если ты сделаешь по-другому". И это огромный рост! В некоторых моментах просто горжусь собой! И это передается на площадку.
– Очень круто.
– А еще мой муж хорошо разбирается в волейболе, и есть много нюансов, на которые он мне указывает. И я тоже стала по-другому смотреть на игру. Муж много показывает, что можно улучшить. Бывает, просто подгоняет: давай, мол, тренируйся, посмотри – она сильнее.
– А не бывает такого, что такие слова задевают?
– Когда как. Да, задевает, и слезы были, и оправдания, и "что ты мне говоришь, я все знаю", и отрицание. Но в таких моментах как раз и происходит рост.
– Но иногда, наверное, приходите домой с фразой: "Все, сегодня никакого волейбола"?
– Да, конечно, переключаемся. Волейбола в жизни и так много.
– А с другой стороны, волейбол вас объединяет!
– Да, нереальная поддержка! Не надо ничего объяснять.
– И, наверное, идеальный баланс работа-семья, в том плане, что где-то есть возможность ездить вместе.
– У нас был год, когда муж работал в московском "Динамо", а я играла в казанском. Тяжело отпускать человека в аэропорт, когда тебе хочется еще побыть с ним. И хотя эта возможность сейчас есть в сборной, все равно нет много свободного времени. Но, так или иначе мы рядом.
– Долго думали, менять ли фамилию после свадьбы?
– Очень долго! Сначала подали заявление с тем, что фамилию не меняем. Было опасение, что много документов переделывать. Но оказалось, что только российский паспорт за месяц делают, с заграном можно ездить год, с правами тоже есть отсрочка. Села подумать: поменяю! Фамилия-то красивая – Королева! В паспорте без "ё".
– Не переживали за то, что в волейболе вас знают как Заряжко и долго будут думать – а кто такая Королева?
– Да, наверное, так и есть. Сейчас эксперимент с "Гран-при", когда вроде в заявке ты Заряжко, называют так же, а на майке уже Королева. Смотрю, как народ будет воспринимать под новой фамилией.
Ирина КОРОЛЕВА родилась 4 октября 1991 года в Новосибирске
До лета 2017 года выступала под девичьей фамилией Заря?жко
Начинала карьеру в Хабаровске. На клубном уровне выступала за "Самородок" (2009-2011), "Уралочку-НТМК" (2011-2016), "Динамо-Казань" (с 2016 года)
Серебряный (2016, 2017) и бронзовый (2012, 2015) призер чемпионата страны.
С 2013 года – в сборной России. Двукратная чемпионка Европы (2013, 2015). Участница чемпионата мира-2014 и Олимпиады-2016.