Кузюткин тренировал сборную России в 2009-2011 годах. Спустя полтора олимпийских цикла, в 2017-м, он вернулся и выиграл первые же пять матчей – команда без особых проблем отобралась на чемпионат мира 2018 года. Впереди еще несколько интересных и важных турниров – Кубок Ельцина, Гран-при, Межконтинентальный кубок и чемпионат Европы. В интервью "СЭ" Владимир Кузюткин рассказал о том, как будет меняться команда, а также о задачах на ближайшие два года.
МОЛОДАЯ ПОРОСЛЬ
– Работу со сборной вы возобновили с пяти побед в пяти матчах, и результатом наверняка довольны. Но все ли получилось в отборе на чемпионат мира?
– С точки зрения решения самой проблемы – да. Все-таки одной из главных задач у нас было попадание на чемпионат мира, ее никто не снимал. Какие бы соперники ни были, их все равно надо побеждать. Моим условием на сезон было привлечение молодых игроков – к сожалению, этого пока не получается, вмешиваются форс-мажоры. Мы, к примеру, хотели привлечь молодых, которые участвовали в отборе к молодежному чемпионату мира, а они выиграли – к своему счастью. И к нашему сожалению в некотором смысле. Теперь их не сможем привлечь в основную сборную. Но от своих слов не отказываюсь – дам отдых основным игрокам, которые выступали все последние годы – Гончаровой, Кошелевой, Панковой, Щербань... Но из-за того, что Руссу, Котикова, а также Малыгина, получившая травму в конце национального чемпионата, отсутствуют, у нас есть небольшие проблемы. Сейчас на Кубок Ельцина вернутся Старцева, Филиштинская. Привлекаем молодую связующую Романову. От формирования команды, привлечения игроков, которые могут помочь – мы не уходим, несмотря на решение спортивных задач. Считаю, что это приятные проблемы, когда надо привлечь в сборную новых игроков, особенно молодых.
– На Кубок Ельцина уже поедет более молодая команда?
– Не хочу говорить так категорично, будут такие волейболистки, как Фролова и Кутюкова, уже достаточно опытные спортсменки. Они могут помочь в дальнейшем для формирования основного состава. А такие игроки, как Ильченко, Сперскайте, Воронкова, Лазарева – да, это большой десант молодых игроков. К большому сожалению, не могу привлечь 17-летних, которых планировал вначале. Хотелось посмотреть их в деле и показать общественности. Но они сейчас тренируются у Вадима Панкова.
– То есть, резерв у нас очень хороший?
– После Олимпиады многие команды готовят состав с прицелом на ближайшие четыре года и даже на восемь лет. Это нормально для постолимпийского сезона. Хотелось бы и нам от этого не отставать, нельзя же все время опираться на одних и тех же. Никакого сомнения не вызывают ни Гончарова, ни Кошелева – это наши лидеры, и мы на них рассчитываем. Но обязательно хотелось бы к ним добавить и перспективную молодежь. У нас есть хорошая поросль, и мы вправе на этих спортсменок рассчитывать. Но нельзя списывать со счетов и тех, кто действительно может помочь команде, пусть они и не так молоды.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СОСТАВ НЕ МОЖЕТ ИГРАТЬ КАК ЭЛИТА
– Мы поедем экспериментальным составом на Гран-при. Но перед командой все равно будут стоять высокие задачи?
– Кто-то написал, что когда мы экспериментируем, то опускаемся до средних команд. Но еще не видел ни одной сборной, которая экспериментирует и встает в ряд ведущих держав. Выходя на игру, задач никто не снимает – все хотят выиграть. Но требовать выигрыша от молодых любой ценой? Не знаю, педагогично ли это. Очень много травмированных, к сожалению, – Малыгина, Щербань. Не хочу, чтобы на это ссылались, но хочу, чтобы знали и понимали – это факт, никуда не денешься.
– Какие компоненты у нас более сильные, а какие – хотелось бы подтянуть?
– Думаю, что в перспективе у нас есть возможность усилить прием. Такую задачу мы отчасти в этом году можем решить. К чемпионату Европы в плане приема команда будет во всеоружии, этот компонент всегда у нас был ахиллесовой пятой. С точки зрения нападения, думаю, все останется в порядке – это традиционно сильная наша сторона. Может быть, у нас отстает защита, но у нас есть возможность компенсировать это блоком и приемом. На такую возможность я рассчитываю.
– А что касается связок?
– У нас есть Старцева, которая зарекомендовала себя хорошей пасующей, плюс молодая Романова, которую я тоже хочу показать. Она уже сейчас достойна находиться в рядах кандидатов в сборную. Вы, думаю, ее увидите ее на Гран-при. Не сбрасываем со счетов и опытную Панкову. Но на "Гран-при" и "Кубке Ельцина" ее не будет, там сыграют Филиштинская, Романова и Старцева – я на них рассчитываю.
– Что будет с позицией либеро?
– Все привыкли видеть на этой позиции Малову. Но, к нашему сожалению, она в этом году взяла перерыв по семейным обстоятельствам. Мы пригласили двух других опытных либеро, лучших на сегодняшний момент в плане приема – Третьякову и Галкину. Молодыми их не назовешь, но для либеро возраст не имеет значения.
НЕ ИМЕЕМ ПРАВА РИСКОВАТЬ ГОНЧАРОВОЙ
– Каких-то изменений в тактике, рисунке игры стоит ждать от команды?
– Когда меняется такое количество игроков – сейчас на площадке не будет 3-4 человек тех, к которым болельщики уже привыкли. И мне бы хотелось бы больше вникнуть в глубину технического мастерства, чем разучивать какую-то комбинацию – это не самое главное сейчас. Важнее найти людей, которые способны тренироваться, составить конкуренцию тем, кто уже примелькался. Тяжело конкурировать с такими звездами, как Гончарова и Кошелева, это даже невозможно. Но с остальными соперничать реально – к этому сейчас стремлюсь.
– Кошелева год провела в зарубежном чемпионате – как считаете, ей этот год пошел на пользу?
– Она профессионал, претензий к ней с профессиональной точки зрения у меня нет. Она уже опытный игрок, знает, что ей нужно. Как тренер сборной я на нее очень рассчитываю. Считаю, что она еще не сказала своего последнего слова и принесет пользу стране. Так же, как и Гончарова.
– Наталья третий год подряд признается лучшим игроком чемпионата России – статистика более чем говорящая сама за себя.
– Ее КПД очень высок. Она очень помогает не только "Динамо", но и сборной. Поэтому я на Наташу очень рассчитываю, считаю, что она не нуждается в рекомендациях. А вот в дополнительном отдыхе за все эти годы нуждается, его мы с руководством федерации ей с удовольствием предоставляем в этом году. Ради каких-то результатов рисковать здоровьем каких-то игроков мы не имеем права.
НА ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПОЕДУТ ЛУЧШИЕ
– Главным стартом в этом году будет чемпионат Европы?
– Да, этот турнир, как и Межконтинентальный кубок, мы рассматриваем как очень ответственный турнир, и уже никаких скидок там не будет. Будем тренироваться лучшим составом, там уже будет не до экспериментов. Но об этом рано говорить, все-таки основная подготовка пройдет в августе.
– Новый главный тренер мужской сборной Сергей Шляпников отметил, что революции в команде, в том же тренировочном процессе с его приходом не случилось, он наоборот старается перенять все лучшее, что было при Владимире Алекно. Вы в этом плане придерживаетесь такой же тактики или будете что-то менять?
– В тренировках мы все разные. На отборочном турнире я никаких изменений не делал – за неделю рисковать игроками и наработанными схемами я не имею права. Все-таки это отбор на чемпионат мира. Поехали те, кого мы видели все последние годы в команде, за исключением либеро. Тяжело за неделю все переломать и переделать. Да, мы позволяли себе там некоторые "вольности" в плане риска, но от главной цели не отходили – путевку мы завоевали. А уже сейчас можно подумать о творческой стороне. Чтобы будущее было лучше, чем настоящее.
– Решение вернуться в сборную вам далось без сомнений?
– Нет, конечно. Сомнения были, не без этого. Но все-таки я знал ряд игроков, работал с ними и я вправе на них рассчитывать. Это звезды мирового уровня, нельзя без Старцевой, Кошелевой, Гончаровой, Щербань добиться какого-то результата.
– Цели перед собой ставите самые высокие? С прицелом на 2020-й год?
– Все цели хотелось бы закончить двухлетием, на четыре года загадывать тяжело. У нас большое количество молодых игроков, 17-18-летних, которые могут вмешаться в процесс в хорошем смысле слова. Мне бы хотелось заглянуть пока в ближайшие два года, и раз уж мы попали на чемпионат мира, там сыграть хорошо. Я не исключаю при этом ближайших соревнований, в том числе Межконтинентальный кубок и чемпионат Европы. Все ждут в нем чего-то хорошего, я тоже на это надеюсь.
– Что в работе будет самым сложным?
– Больших трудностей не вижу. Но мне бы хотелось избежать травм. Мне жаль, что я не смог испытать в полной мере Малыгину, на которую очень рассчитывал. Не могу проверить Щербань. Хотелось бы избежать досадных травм, которые преследуют, конечно, не только нас. Но они мешают подготовке. С другой стороны, в такие моменты мне приходится обращаться к другим игрокам – поэтому нет худа без добра. Но лучше, чтобы этого "худа" не было.