– Вы действительно намерены поставить точку в карьере спортсменки?
– Нового контракта с клубом я не подписывала. Предложений тоже нет (смеется).
– А если серьезно?
– У меня просто нет физической возможности хорошо играть в волейбол. Концовку клубного сезона я проводила в режиме – игра, отдых, медицина. Играла порой через боль, тренироваться вообще не могла. У меня был разговор с главным тренером сборной, я объяснила Юрию Маричеву свою ситуацию. Мы поняли друг друга.
– Говорят, вам предстоит операция?
– Я была в Италии, консультировалась в клинике по поводу своих проблемных голеностопов. Врач решил, что этим летом операцию можно не делать, но рано или поздно мне придется вернуться к хирургу. Если, конечно, хочу жить до старости, не испытывая болей. Если ничего не предпринять, у меня в ближайшие семь лет возникнут проблемы со здоровьем.
– Теоретически, отказавшись от операции, вы можете поехать в Рио.
– Ради чего?
– Ради шестой Олимпиады в карьере.
– Не вижу смысла занимать чье-то место в составе. Поймите – любой игрок хочет играть! Ради этого он должен тренироваться. Место в сборной нужно завоевать, в том числе – работой на сборах. У меня этой возможности нет.
НЕПРИКАСАЕМЫЕ
– Вы так много сделали для российского волейбола, что имеете право попасть в олимпийский состав, не принимая участия в конкурентной борьбе. Например, в мужской сборной статус "неприкасаемого" имеет Сергей Тетюхин.
– Сергей может хорошо играть и может помочь на Играх. Он в Берлине на квалификации был очень хорош, а несколько важных игр провел просто блестяще.
– Вы тоже помогли сборной на олимпийской квалификации.
– В Анкаре я заболела гриппом, играла мало и уже тогда испытывала проблемы с голеностопами. Мое решение не ехать в Рио созрело давно. Ехать на Олимпиаду за былые заслуги – не для меня.
– Николай Карполь в свое время привозил на любой турнир молодого игрока, иногда даже двух, понимая, что помочь команде в серьезной "драке" они не смогут.
– Я сама так приехала в Атланту! Это были мои первые Игры, и волновалась так, что руки и ноги тряслись. Вышла на матч с Канадой вся на нервах, но две партии в итоге нормально провела, не дрогнула. Но те решения Карполя были оправданны.
– Чем? На Олимпиаде нужен результат, а не поиск талантов.
– Карполь вез на большой турнир тех, с кем связывал будущее сборной. Это было очень мудро. Что такое Олимпиада изнутри?! Это можно только пережить самому. Люди получали бесценный опыт, который помогал в будущем. А какое будущее у меня? Только завершать карьеру.
– В Лондон со сборной приезжали Евгения Эстес и Татьяна Кошелева. Причем всем было ясно, что Евгения вот-вот завершит карьеру, а Татьяна из-за травм была не готова играть, как она умеет и может.
– Это вы меня так уговариваете?
– Отчасти – да.
– Я хочу, чтобы меня поняли – я не отказываюсь играть за сборную и никогда этого не делала. Для меня решение не ехать в Рио означает отказ от мечты выиграть олимпийское золото. Это непростое решение. Но игрок должен работать, чтобы претендовать на место в составе.
КАТЯ И ЛЮБА
– Вы бы могли быть рядом с девушками в статусе де-факто играющего тренера.
– Тренеров в сборной хватает без меня. Возможно, я нужна команде как помощница тренерского штаба, но мой статус – игрок. Не можешь играть, как могла, – уходи. Пришло время других людей, это объективный процесс в спорте.
– В один день с вами об уходе из спорта заявила Екатерина Гамова. Для всех ее решение стало неприятным сюрпризом. А для вас?
– Думала, что Катя поборется за место в олимпийском составе. Она наверняка хорошо мотивирована, Рио был ее целью на лето. Она сама об этом говорила. Поэтому удивлена, что принято именно такое решение.
– Гамова говорит о травме.
– Не мне судить о том, чего не знаю. Только Гамова может говорить о том, насколько старые болячки мешают ей играть на привычном уровне.
– Вы обе – выдающиеся спортсменки. Выиграли очень много, но не Олимпиаду. Не жаль так расставаться с мечтой о главном золоте?
– Жаль, но наше поколение выиграло два чемпионата мира. Лиза Тищенко, игрок выдающегося таланта, чемпионат мира не выиграла. Лена Батухтина, игравшая до Гамовой на месте диагональной, а потом ставшая либеро, тоже звезда мирового волейбола 1990-х. Они своей карьерой заслужила золото Игр или чемпионата мира, но в итоге не сложилось. Нам с Катей грех жаловаться на спортивную судьбу. Я очень благодарна всем, кто вызывал меня в сборную на протяжении долгих лет и верил в меня до последнего.
– У вас с Гамовой не возникнет желание все изменить? Вы женщины, вам можно и передумать.
– Все можно изменить, если есть условия и шанс. Я не могу говорить о Кате, но мой случай возможности полноценно работать с командой не оставляет.
В РИО – С МЕЧТОЙ О ЗОЛОТЕ
– Олимпиада очень сложный турнир в мире волейбола, даже особенный. Согласны с такой оценкой?
– Да, турнир именно особенный. У нас в России именно так повелось, что оценку выступления сборных дает именно Олимпиада, а не чемпионаты мира.
– Почему, как думаете?
– Играют всего 12 команд, на Игры очень сложный отбор, там всегда тяжелые игры. Причем каждая важна для общего итога.
– Из состава, который начал сбор в "Воллей Граде", только трое имеют олимпийский опыт. Это Наталия Гончарова, Евгения Старцева и Татьяна Кошелева. Причем на Играх играли только двое – Наталия и Евгения.
– У девушек есть опыт больших турниров, он им поможет. Я уверена, что они справятся с давлением и ответственностью. В коллективе есть лидеры, а играть наша команда умеет. Уровень мастерства ее ключевых игроков позволяет думать о максимальном результате.
– Максимальный результат – это победа или медали?
– Девочки морально готовы к тому, чтобы быть сегодня первыми на любом турнире. Важно, чтобы они были здоровы и хорошо готовы физически к тяжелому состязанию.
– Вы сами приняли участие в пяти Олимпиадах. Какая из них была самой памятной?
– Таких две – Афины и Сидней. На этих Играх мы играли в финалах.
– Когда сборная была ближе к победе – в Австралии или Греции?
– В Сиднее. Вели 2-0, но потом буквально остановились, и кубинки взяли три партии.
– Все игроки того поколения сборной России выделяют именно финал Игр 2000 года, утверждая, что именно тогда титул был очень близок. Почему?
– В Афины в 2004-м мы с большим трудом отобрались, потом тяжело шли к финалу. Бразильянок в полуфинале обыграли в ситуации, когда у соперниц было пять матч-боллов в четвертой партии и один – на тай-брейке. В Сиднее мы прошли отбор на Кубке мира, спокойно готовились к Играм и обыграли всех на пути к финалу. Куба тогда была выдающейся по таланту командой, но мы взяли две первых партии. Жаль, не хватило в итоге сил.
– Почему?
– У нас был очень жесткий режим. Мы могли только на час уйти из Олимпийской деревни, чтобы позвонить своим близким людям. Может, в итоге не нашли нужных эмоций, хотя готовы были очень хорошо.
ГРАН-ПРИ, КАРПОЛЬ
– Впереди у нашей сборной "Гран-при". Насколько важен спортивный результат в этом турнире в год Олимпиады?
– Результат всегда важен, но не нужно ради него отказываться от каких-то поисков игры. Очень важно найти оптимальный состав и сыграться. В этом году других турниров, чтобы наиграть комбинации, разобраться со своим козырями и слабостями просто нет.
– В трех предыдущих олимпийских циклах сборная России не принимала участия в "Гран-при" и сначала дошла до финала Игр, а потом вылетала на первой стадии плей-офф олимпийского турнира. Тут есть какая-то закономерность?
– Никакой. Тогда на "Гран-при" был отбор, мы его не сумели пройти. В 2004-м на этот турнир приезжала фактически вторая сборная. Те, кто должен был делать результат в Афинах, проводили сбор в Алуште.
– За это Россию ФИВБ тогда отлучила от "Гран-при" на один сезон.
– Это было решение Николая Карполя – играть тот "Гран-при" вторым составом. Жизнь показала, что это был правильный ход. В этой ситуации нам нужно было вместе тренироваться, а не летать летом по Юго-Восточной Азии.
– Краснодар был вашим 12-м клубом в карьере. Какое время было самым счастливым для вас как для спортсменки?
– Все годы в волейболе – хорошие или прекрасные. Всегда буду помнить своего первого тренера, успехи со сборной, счастливое время в клубах. Я позитивно настроена.
– Чем займетесь теперь, завершая карьеру?
– Домом, своими мужчинами. Они требуют моей заботы и внимания. Сын Данила, например, намерен пойти на год служить в армию.
– Где намерены жить?
– Пока – в Краснодаре.
– Есть время написать автобиографию. Как идея?
– Хорошая, но к мемуарам сегодня не готова.