Кемеровский "Кузбасс" сенсационно выиграл чемпионат России. Команда у сибиряков на загляденье. За каждым интересная история. Вот доигровщик Ярослав Подлесных. Он из Пятигорска. Да-да, волейболист из Пятигорска. Города, знаменитого на всю страну командой КВН и санаториями, но никак не волейболистами.
Как и большинство мальчишек на Кавказе, Ярослав занимался борьбой. Однако в какой-то момент резко вытянулся, и на ковре ему стало неуютно. Зато с тех времен Подлесных сохранил акробатические навыки – и эффектно применяет их в своем нынешнем виде спорта. Если все остальные волейболисты мира прыгают за уходящими мячами "рыбкой", то этот парень иногда принимает с кувырком.
А еще он начинал в суперлиге как пасующий. Но в какой-то момент понял, что душа больше лежит к атакам – и переквалифицировался в доигровщики. Той же дорогой в свое время пошел легендарный Сергей Тетюхин – кумир Ярослава. Именно Подлесных забил золотое, 25-е очко в четвертой партии четвертой игры с казанским "Зенитом". Впереди у него дебют в сборной России.
– Это ваше первое чемпионство. Как прошли первые дни после победы? Гуляли ночами напролет?
– Радости много было. На следующий день – 9 мая – у нас был банкет. Отмечали сразу День Победы и наш успех. Очень здорово посидели. Все было адекватно, без такого, чтобы голова уезжала.
– Что нужно выиграть, чтобы потом голова уехала?
– Это вообще не про меня. Если человек расположен к этому, сверхэмоционален, то может сделать вещи, за которые потом будет стыдно. А я вообще не пьющий. Алкоголь не пробовал ни разу.
– За всю жизнь?
– Никогда. Даже шампанское из кубка не пил. Так что трезво на все смотрю.
– Это у вас принцип такой?
– Да просто как-то неинтересно. Может, когда-нибудь захочется, но пока такого желания нет. Даже когда в нашей детской компании пришли к тому, чтобы надо попробовать курить или выпить, я ушел оттуда. И с головой окунулся в спорт.
– Что творилось после победы в Кемерово?
– Я давно знал, что здесь самые лучшие болельщики, но такого не ожидал. Арена была переполнена, плюс возле нее стоял большой экран – и многие смотрели там. Помимо этого, установили еще один экран на бульваре, там была смотровая площадка. Площадь была полная! После матча еду домой, люди сигналят. Как на футболе! Очень душевно было.
– Вас в Кемерово узнают?
– Да, в магазинах частенько подходят. Руку жмут, желают удачи.
– Признаюсь: до последнего думал, что "Зенит" перевернет эту серию. Насколько велики страхи на этот счет были у вас?
– У нас не было страхов. Наоборот, все говорили, что "Зенит" выиграет в Кемерово два матча – и это подстегивало. Спасибо тем, кто в нас не верил. После первой игры в Казани многие уверяли – это случайность. Мы выиграли вторую, слышим: "Да не, ну это точно случайность".
– И третью вы проиграли в трех партиях.
– В этот день, похоже, поймали акклиматизацию. Плюс излишнее желание сказывалось, было понятно, что две гостевые победы дарили нам невероятный шанс. Это давило. Потом проанализировали тот матч, подошли к четвертому с более холодной головой. При этом мы прекрасно понимали, что заканчивать серию нужно дома.
– У вас ни одного матча за сборную. Но в финальной серии вы были ярче звездного доигровщика соперников – Эрвина Нгапета. Как думаете, вы сейчас на том же топ-уровне?
– Да нет смысла смотреть на звания. Нужно оценивать текущий уровень игроков. Я просто играю так, как могу. И никогда не смотрю, кто стоит против меня: заслуженный мастер спорта или перворазрядник. Вот у меня даже КМС подтвержденного нет. Первый разряд.
– Вы серьезно?
– Абсолютно. После чемпионство, наверное, присвоят мастера спорта. Но в целом – мне все равно.
– Авторитетов никогда не признавали?
– Когда только начинал играть и выходил против Белгорода, то изначально с огромным уважением смотрел на Сергея Тетюхина и Дмитрия Мусэрского. Они для меня – кумиры. Я мечтал поиграть с ними в одной команде – и это сбылось. Провел сезон в "Белогорье".
– Есть объяснение, почему получилось у вас там не все?
– Да сыроват еще был. Не сказать, что я все портил. Просто задачи у команды стояли высокие и игрового времени мне давали не так много. Хотя некоторые эпизоды до сих пор приятно вспоминать. Играли Лигу чемпионов в Польше. При счете 1:1 меня выпустили, и мы играли с Сергеем Тетюхиным в доигровке. Выиграли 3:1. Столько эмоций было!
– У Тетюхина многому научились?
– Не передать. Он реально великий. При всех своих титулах в тренировочном процессе Сергей вел за собой всех. Он просто не знает, что такое схалявить или отработать на 50%. Вот как в играх прыгал за безнадежными мячами, точно так же пластался и на тренировках. Учился этому у него. И очень рад, что теперь Сергей Юрьевич – генеральный менеджер.
– Как думаете, могло ли у вас хоть где-то после Белгорода получиться так же хорошо, как в "Кузбассе"?
– Кемерово оказалось идеальным вариантом. Потом узнал, что Туомас хотел взять меня еще тогда, как я переходил в "Белогорье". Саммельвуо, к слову, тоже не смотрит на громкость имен или возраст. Если видит, что человек способен играть так, как ему нужно – берет его.
– Оно и видно. Вы не так давно были пасующим, Антон Карпухов играл в низших дивизионах, Виктор Полетаев и Игорь Кобзарь хоть и в Казани, но были запасными, Дмитрия Пашицкого вытащили из Польши. Как такая команда сумела выиграть чемпионат России?
– Это все аналитическая работа. Каждого игрока долго просматривали, общались с предыдущими тренерами по поводу их отношения к тренировочному процессу. Не глядя на звания, как это сейчас модно делать, "Кузбасс" набирал малоизвестных игроков на перспективу. И это сработало.
– Туомас часто говорит, что главное – это атмосфера. За счет чего он ее создает?
– Он постоянно объясняет, что мы всегда должны быть едины. У нас реально один за всех и все за одного. Я даже представить не могу, чтобы у кого-то из нас был конфликт, а все остальные стояли и смотрели. Да все сразу полетим!
– В Пятигорске вами гордятся?
– Те, с кем мы занимались, наверное, знают про меня. После финала родители говорили, что им многие звонили, поздравляли.
– Вам в детстве не говорили, что в этом городе нужно не на волейбол идти, а в команду КВН?
– А я никого не слушал. В 9-м классе мне сказали, что есть возможность перейти в спортинтернат в другой город. Сообщила это Татьяна Валентиновна Воробьева, мой первый тренер и одновременно учитель физкультуры. И что уезжать нужно уже завтра.
Сразу пошел к директору и сказал: "Отдайте мои документы, я уезжаю". Она посмотрела на меня: "Мальчик, ты чего? Родителей зови, тогда будем разговаривать". Побежал к Татьяне Валентиновне – все решили. Вечером родители приходят с работы. Кидаю на стол папку с документами. "Мам, пап, я завтра уезжаю"…
– Они в шоке?
– Да. Но ни слова против не сказали, за что я им очень благодарен. Наоборот подбодрили, сказали: "Давай, дерзай". Они по-прежнему живут в Пятигорске. И я туда с удовольствием туда возвращаюсь при первой же возможности. Горы тянут.
– Есть вещи, к которым южный человек не может привыкнуть в Кемерово?
– Для меня это овощи. Очень люблю огурцы, помидоры, но такие, которые растут на Кавказе, найти в Сибири просто невозможно.
– Вы два года отыграли в "Грозном". С Рамзаном Кадыровым виделись?
– Один раз. Пожал нам руки, пофоткались. Он произвел самое положительное впечатление. Стержень, закалка – это сразу чувствуется. С первой встречи ощущается, что он лидер. Хотя все время ходил с улыбкой, на позитиве. Мне он показался приятным человеком. Отношусь к нему с уважением.
– Лига чемпионов в Кемерово – шик?
– Еще какой!
– Арена вот только стандартам не соответствует. Что делать?
– Добавят еще места – и все нормально будет. Думаю, в городе будет бум.
– Не опасаетесь попасть на какую-нибудь испанскую команду? Лететь полдня придется.
– Это часть спорта. Куда скажут лететь – туда и отправимся. Никаких проблем.
– Что для вас означает попадание в сборную?
– Очередной этап, новый вызов. Тут собраны лучшие игроки страны, даже тренироваться будет интересно.
– Своими кувырками не боитесь психику иностранным соперникам повредить? Мы-то привыкли.
– Ха-ха. А я не думаю о соперниках.