20 сентября 2015, 14:00
КУБОК МИРА. Мужчины
Андрей АНФИНОГЕНТОВ из Токио
– В Японии сборная России провела десять матчей – два спарринга с чемпионом страны из Хиросимы, восемь – в рамках Кубка мира. Одержано девять побед. Вы довольны тем, как идут дела?
– Я могу быть довольным только тем, как мы проводим здесь игры – шагая вперед по ходу турнира. Немного, но прибавляем. Мы очень хороший раздражитель для всех команд. Но счета во всех наших победных матчах, кроме одного, – 3:0. Хотя я бы не стал обольщаться этими победами.
– Все самое важное и интересное – впереди?
– Два матча – с Италией и США – сразу стояли особняком. Для меня наши восемь побед это только прелюдия к главному. Можно даже сказать, что это был подготовительный этап, который мы провели в состязательном режиме. Здесь, в Токио, у меня как у тренера закончилось время, когда я мог что-то искать, меняя и добавляя какие-то штрихи к игре команды.
– В Японии вы перешли не только на вариант с Дмитрием Мусэрским в роли диагонального. Теперь сборная использует в игре два либеро. Алексей Обмочаев защищается, Александр Янутов принимает.
– Решение принял по ходу турнира, посмотрев, как игроки выглядят в официальных матчах. Ничего выдумывать не нужно, только используй сильные качества игроков.
– Сборная по ходу турнира поменяла модель игры. Вы репетировали такие изменения до старта Кубка?
– Задолго до приезда в Японию я обсудил со всеми игроками такую возможность.
– Интересно, что они ответили?
– "Если нужно для сборной, мы сыграем как вы скажете, Романыч".
– Кому из этих двух игроков, сменивших амплуа – Дмитрию Мусэрскому или Максиму Михайлову, – сложнее дается новая роль?
– У каждого свои непростые моменты. Макс – такой парень, что если нужно, он и либеро сыграет. В прошлом году, на этапе Кубка России в Серпухове, он, восстанавливаясь после операции, либеро как раз и исполнил. Игроки этого амплуа в лазарете оказались, пришлось Михайловым дырку в составе латать. Очень важно, чтобы Максим верил в то, что делает. Мусэрскому сложнее из-за того, что теперь он не уходит на три расстановки с площадки, как это происходит с центральными. Физически Диме непросто, но я предложил ему играть пос-то-ян-но! То количество мячей, которые он получает для атаки, – рекордные для Мусэрского. Для игрока самое важное – приносить команде пользу, очки.
– Будь у вас возможность, вы бы что-то изменили в подготовке к турниру?
– Если мы пораньше провели такие спарринги, как в Москве с Ираном. Мне после тех матчей стало понятно: надо что-то менять. Если мы говорим про игру, которая приносит победы. Мы хорошо работали на сборах, а с Ираном играем – на равных! А что тогда будет с Польшей и США? В той схеме, которая была у сборной рабочей, нас все просчитали.
– Может, стоило посмотреть больше кандидатов, дать кому-то шанс проявить себя?
– Кого я упустил, кого в деле в этом году мы все с вами не видели, подскажите? Мировая лига очень многие вопросы сняла, если говорить о том, кто чего может, когда твои соперники – США, Польша, Иран.
– Капитан сборной на Мировой лиге Андрей Ащев хорошо провел тут турнир. Есть Тарас Хтей, который в клубе играет вместе с Сергеем Тетюхиным…
– Ащев травмирован. Будь иначе, Андрей был бы в сборной. Хтей был вызван, но с приступом аппендицита в волейбол даже во дворе не поиграешь. Тут не до Кубка мира. В будущем на Тараса я рассчитываю.
– Накануне вылета в Японию вы назвали фамилии двух игроков, которые остались вне заявки. Это блокирующий Артем Смоляр и доигровщик Денис Бирюков. Почему Бирюков, один из самых техничных российских игроков, в очередной раз остался вне заявки на большой турнир?
– Техничный ли игрок Бартош Курек? Не очень. Зато сильный, и он сегодня ведет Польшу к победам. Бьет так, что три блокирующих – не преграда. Макс Михайлов. Он разве может сказать про себя: я очень техничный? Нет, он сильный. Очень сильный. А очень умный и очень техничный – это Тетюхин. Кого вы выбираете?
– Тетюхина. Он в очередной раз удивляет публику и соперников. А вас?
– И меня, и сильно. Сергей снова всех приятно удивил. Признаться, не предполагал, что он так сильно нам поможет. Без него мы играем принципиально иначе.
– Впереди у сборной два сложнейших матча. Они уместятся во временной промежуток, равный 34 часам. Можно ли в этой ситуации сэкономить силы игроков?
– Нет. Какая экономия сил – это просто глупость. Ты проигрываешь матч, и твоя стратегия с экономией никому не нужна.
– Вы наверняка просматривали матчи американцев и итальянцев, видели, как играют поляки. Кого выделите?
– Самое яркое впечатление – игра сборной США. Очень хорошо смотрится команда. Да и результат говорит сам за себя. Польша и Америка пока ничего не проиграли, американцы отдали соперникам всего две партии в двух разных матчах.
– Кубок мира – долгий турнир. Но глобально все решается в двух–трех матчах на финише. Если бы у вас была возможность, что бы изменили в этих соревнованиях?
– Надо понимать, что в Кубке мира очень многое решается для европейцев, но не для американцев. Например, без Бразилии, хозяина Олимпиады, аргентинцы спокойно пройдут отбор в Южной Америке, а здесь играют в свое удовольствие. Та же картина с американцами, канадцами. Будет результат – прекрасно, нет – ничего страшного. В Европе конкуренция принципиально иная, а квот у ЕКВ не так много.
– Пока шел турнир в Японии, в России изменили дату проведения Суперкубка. Волейбольная классика – Казань против Белгорода – сдвинута на 8 ноября. С чем это связано и кто сейчас, когда в России идет розыгрыш Кубка Победы, занят подготовкой "Зенита"?
– Помощник мой многолетний, Александр Серебренников. Пятеро игроков здесь – Андерсон играет за свою сборную, со мной Михайлов, Сивожелез, Спиридонов, Полетаев. Сразу после чемпионата Европы летим в Бразилию на клубный чемпионат мира, где вместе первый раз и соберемся. С "Белогорьем" будем играть, едва вернувшись в Казань из Белу-Оризонти, где пройдет этот турнир. Пауз не будет. Все, пошла работа, когда нужен результат.