22 июля 2019, 16:15
Женская сборная России по водному поло, считавшаяся одним из фаворитов чемпионата мира в Кванджу, вылетела в четвертьфинале, проиграв Австралии 7:9. После матча помощник главного тренера Андрей Белофастов рассказал журналистам о нищенском положении наставников и краткосрочных контрактах, которыми “держат за одно место”. “СЭ” выяснил у президента федерации, что происходит в виде спорта, которым мы еще недавно могли гордиться. Теперь российские ватерполисты в прямом и переносном смысле на дне. Мужская сборная в начале 2000-х брала олимпийские медали, сейчас пролетает чемпионатов мира. Женская чудом держится на плаву и даже взяла бронзу в Рио, но нисходящая тенденция в результатах также очевидна. По этому интервью видна трагичная ситуация, в которой сейчас многие игровые виды спорта в России - отсутствие денег и зависимость от государственной поддержки.
– Алексей Викторович, как вам первая неделя чемпионата мира в Корее? Как организация турнира?
– Оставляет желать лучшего. Я вот как раз сижу рядом с министром спорта Татарстана. Почему выбрали Казань (хозяином ЧМ-2025. – Прим. "СЭ")? Потому что Казань делает все намного лучше, там гостеприимство, уровень организации в разы сильнее, чем здесь.
– Что вам не нравится в Кванджу?
– Татьяна Покровская (главный тренер сборной России по синхронному плаванию. – Прим. "СЭ") вам расскажет, как она не успевала на автобусы, которые уезжали непонятно по какому принципу, как бассейн здесь сломался. В итоге в одном бассейне разминалось 20 команд с риском получить травму. Трибуны совершенно пустые.
– А как бассейн может поломаться?
– А вот так. У них должен был быть 50-метровый разминочный бассейн, но он что-то пошло не так. Поставили какую-то ванну непонятную – наверное, из дома кто-то принес. И в ней всех заставили вместе тренироваться.
– Если говорить о прыжках в воду – китайцы взяли 12 золотых медалей из 13. Они настолько доминируют? Нет здесь фактора судейства?
– Китайцы – конечно, большие спортсмены. Но интересно: когда их поддерживают судьи и они идут с большим отрывом, у них все хорошо. Но как только кто-нибудь, как наши Захаров или Кузнецов, начинают прыгать с ними вровень – то у них не выдерживают нервы. Здесь судят на руку китайцам. Ну ничего. Будем составлять список судей на Олимпиаду. Ставить тех, кто будет судить честно.
– То есть помощь судей китайцам заметна?
– Она не то что заметна, она… Наш тренер Евангулов много чего сказал про неприкосновенность китайцев. Уже крик души от всего происходящего.
Если тренер хочет работать в сборной за зарплату – ему нечего там делать
– Тренер сборной России по водному поло Белофастов тоже разразился криком души после поражения от Австралии. Мол, тренеров "держат за одно место" контрактами на три месяца и денег мало платят. Как прокомментируете?
– Первый раз слышу про контракты на три месяца. Я не понимаю, почему он говорит про деньги. Он получает в клубе большую зарплату, его хотели выгнать из "Синтеза", отовсюду, я попросил правительство Татарстана оставить и дать зарплату. Он получает нормальные деньги. Мне удивительно это слышать. Платит зарплату ЦСП, Центр спортивной подготовки. Они провалили прошлый сезон – естественно, ставки упали. Лучше выступайте – будете больше получать!
– Ему задали вопрос: "Зарплата у вас тысяч 30?" Он ответил, что в 4 раза меньше. Получается 7500 рублей. Это так?
– Честно говоря, не знаю. Но пожалуйста – не хочет он быть тренером, придут другие. Которые будут работать бесплатно. Нынешние тренеры получают огромные деньги в клубах, премии за победы. Если он хочет работать в сборной за зарплату – ему нечего там делать.
– Есть желающие? Даже без зарплаты работать?
– Желающих очень много. Я с ним сегодня переговорю, спрошу, правда ли он деньги ставит вперед главной национальной команды. Я его отстоял в клубе, в качестве второго тренера сборной. Если что не нравится – пусть скажет мне, а не интервью раздает.
– Может быть, тоже крик души у человека после поражения.
– Крик души – когда против Австралии 14 раз не реализуется большинство. Здесь надо кричать.
– И все-таки – на какой срок контракт с тренерами? В других видах спорта обычно на год, два заключаются.
– Я первый раз слышу вообще о каких-то контрактах. Я сказал, что весь нынешний штаб будет работать до Олимпийских игр. Какие три месяца?
– То есть договор до лета 2020 года? Бумага же должна быть какая-то по логике.
– Пусть они съездят в Министерство спорта, с которым у них заключены контракты, разберутся там.
– Но тренеры продолжат работать до Олимпиады, здесь изменений нет?
– Абсолютно никаких.
– В целом по итогам первой недели как оцените выступление российских спортсменов?
– В синхронном плавании, прыжках в воду – пять с плюсом точно. Водное поло – четыре с минусом. Девчонки боролись, ну не получилось, это спорт. Надо учесть ошибки и идти вперед. Главный старт – Олимпийские игры. Они все-таки бронзовые призеры, должны показать класс. Тем более что все специалисты, с которым я в Кванджу общался, говорили, что наша сборная гораздо сильнее австралийской. Я считаю, произошедшее – это даже хорошо. Наконец-то хоть кто-то может обратить внимание на этот вид спорта. Сейчас мы не имеем ни сильного внутреннего чемпионата, ни спонсорских денег, ни бассейнов, ни базы. Но вопреки всему есть еще какой-то результат. Вот сегодня вылетели – может, кто-то из правительства обратит внимание на это вид спорта. Мы собираемся сделать Госсовет по поддержке и развитию этого вида спорта. Может, кто-то нас услышит.
– А как вообще быть таким видам спорта, у которых нет денег? Ведь привлечь частных инвесторов сложно.
– Очень сложно. Был один клуб – "Динамо", у которого спонсоры были, но и они ушли.
– Получается, единственный вариант – просить у государства?
– А я не понимаю, почему футбол и хоккей государство поддерживает, а водное поло – нет. Надо поддерживать, создавать клубы. У нас была команда ЦСК ВМФ. 17 олимпийских чемпионов! Ее просто закрыли. В СССР было восемь профессиональных команд в Москве, сейчас еле-еле одна живет. В Питере – то же самое. Не имея внутреннего чемпионата, мы лишаемся сильных игроков для сборной.
– Это же скорее следствие. У нас же рыночная экономика, даже в футболе клубы загибаются. До водного поло деньги вряд ли дойдут.
– В общем, опустим ругань. Мы будем делать свое дело, и уверен, будем делать его максимально хорошо, насколько возможно.