Новости

Новости

7 августа 2008, 18:44

Василий Кулак: "Золотой медали в Пекине не будет"

Андрей САМОХОТОВ
Корреспондент

     Большая часть украинских спортсменов уже заселилась в Олимпийскую деревню Пекина. А те немногие, которые решили повременить с вылетом на главный старт четырехлетия, последние приготовления проводят преимущественно в Конча-Заспе. Признаться честно, впервые корреспондент "СЭ в Украине" столкнулся с такими трудностями при входе на территорию олимпийской базы под Киевом. Потребовался звонок и личное разрешение главного тренера сборной Украины Василия Кулака. Для того чтобы попасть в сам зал тяжелой атлетики пришлось пройти и еще одну инстанцию, получив сопровождающего. В общем, можно представить, какие меры безопасности ожидают олимпийцев в Пекине, если их так блюдут еще на территории Украины.

     Напомним, что украинская сборная по тяжелой атлетике завоевала девять олимпийских лицензий: женщины четыре из четырех возможных, мужчины пять из шести. Впрочем, далеко не всех обладателей пекинских путевок можно было увидеть в тот день в зале. Не было Юлии Довгаль. Вице-чемпион Афин Игорь Разоренов и бронзовый призер чемпионата мира Ольга Коробка уже перешли в режим одной тренировки. Артем Удачин также последовал их примеру, правда, выбрал для работы послеобеденное время. Вместе с ним тренировались Надежда Миронюк, Наталия Давыдова, а также Игорь Шимечко и Алексей Торохтий, которых можно назвать главной надеждой украинцев на Игры в Лондоне-2012. Не было и еще одного потенциального героя следующего четырехлетия Артема Иванова.

СЛОЖНО УЛОЖИТЬ СПОРТСМЕНОВ СПАТЬ В СЕМЬ ЧАСОВ

     - Лежит с температурой, - объяснил в интервью "СЭ в Украине" Василий Кулак. - Вы же видите, они после тренировки вспотевшие повесят футболку на плечо и идут в гостиницу, как вот только что Игорь Шимечко. Простудиться ничего не стоит. Я сразу же замечание делаю, но только вот не всегда вижу. В Пекин вылетаю с первой группой, в которую входят тренеры, массажисты, Миронюк и Давыдова. Коробка. Довгаль, Иванов остаются до девятого августа в Конча-Заспе. Удачину, Шимечко, Торохтию, Разоренову заказаны билеты на одиннадцатое. Я не могу задержаться, потому что нужно заявку сделать. Посмотреть рейтинг, где-то добавить, а где-то уменьшить. Ведь есть спортсмены, которым не выгодно попасть в группу "А". Потому что со своим результатом они там будут начинать первыми и первыми заканчивать. Нужно просчитать и поставить начальный вес, который потом изменить уже невозможно. Это все тактическая борьба, которой должен заняться именно главный тренер.

     - А вы не боитесь повторить ошибку предыдущей Олимпиады, когда длительное пребывание в жарких Афинах сыграло злую шутку с Ольгой Коробкой?

     - Тяжелая атлетика - единственный вид спорта, в котором международная федерация требует от всех спортсменов пройти допинг-контроль за восемь дней до соревнований, раньше было хотя бы за шесть. Коробка выступала на девятый день после приезда и просто сгорела. Выйдет на улицу, чтобы сходить в столовую, возвращается вся мокрая и так каждый день. Сколько мы ее переодевали. Теперь понимаю, что нужно было после допинг-контроля вернуть спортсменку домой и привезти назад за два дня до старта соревнований. С Пекина же ее не повезешь в Киев. Один перелет занимает восемь-девять часов. Поэтому мы полностью поменяли расписание тренировок. Но если поднять в шесть утра не проблема, то вот уложить спать в семь вечера очень сложно. Но мы сделали все, чтобы наши спортсмены могли работать в полную силу в Пекине.

     - Жаркий климат может сказаться на общем уровне результатов тяжелоатлетов в Пекине?

     - В зале будут работать кондиционеры, поэтому вряд ли показатели окажутся ниже, чем на других международных стартах. Спортсмены даже не должны почувствовать разницы. Так что вперед к штанге - и поднимать вес, за который потом не будет стыдно.

ЕСЛИ РАЗОРЕНОВ ЕДЕТ В ПЕКИН, ТО ТОЛЬКО ЗА МЕДАЛЬЮ

     - Какие результаты показывали лидеры команды на последних прикидках и на что они могут рассчитывать с ними на Олимпиаде?

     - Могут рассчитывать на второе - пятое место, по крайней мере, не ниже. Сзади украинская сборная плестись не будет.

     - О золоте умалчиваете из-за суеверий или же имеете на это основания?

     - В Пекине золотой медали не будет. У нас нет таких ярких лидеров, как были в Атланте и Афинах. Мы за полгода до выхода на олимпийский помост знали, что не будет равных Тимуру Таймазову. В Атланте мы также планировали медаль для Станислава Рыбальченко (до 99 кг). Но он по непонятным причинам не поднял нужный вес и тогда третьим стал молодой Денис Готфрид. В Сиднее главным тренером не был, и отвечать за результат не могу. В Афинах мы рассчитывали на золото и бронзу. Наталия Скакун была вне конкуренции в мире. Китайская сборная даже не выставила свою спортсменку в 63 кг. Было очевидно, что она проиграет Скакун. А в этой стране вопрос стоит так: четыре женские лицензии - четыре медали. Мы рассчитывали, что третьим станет Игорь Разоренов. Он завоевал серебро.

     - Ни у кого не вызывало сомнений участие Разоренова в Олимпиаде-2004. Но включение этого пусть даже очень титулованного спортсмена в пекинскую команду выглядит, по меньшей мере, странным, ведь за последнее четырехлетие он практически не появлялся на международной арене, а если и участвовал в соревнованиях, то разве что в чемпионатах Украины?

     - Специалисты, которые много лет проработали в тяжелой атлетике, знают, что такое возраст для нашего вида спорта. Но Разоренов - очень талантливый спортсмен, чемпион мира, чемпион Европы, призер Олимпиады. Все эти титулы, конечно, подкупают. Но самое интересное, что когда он вылечил все свои травмы, никто не смог составить ему конкуренцию в Украине. Завершается наша подготовка к Олимпиаде. Неплохо выглядит Торохтий. Но он дебютант и как поведет себя в напряженной олимпийской атмосфере, не ясно. Разоренова мы знаем и уверены, если он почувствует, что не будет бороться за медаль, то не поедет в Пекин. Прогнозы делать несолидно. Помост покажет. Может случиться и так, что он станет чемпионом. Игорь на тренировках поднимает 195 и 235 килограмм. А сегодня на первом месте в рейтинге стоит даже меньшая сумма 420. Но это Олимпиада. Там все может быть, может и ничего не быть, конечно. Но у Разоренова, по крайней мере, есть огонек. Нелогично, например, ждать сейчас медалей от Иванова, Шимечко или Торохтия. В Пекине их задача попасть в шестерку. Время идет быстро, и вы эти фамилии очень скоро услышите.

СЛЕЗЫ - ЭТО ПРЕДСТАРТОВЫЙ СИНДРОМ

     - А почему мужской сборной в отличие от женщин не удалось завоевать максимум олимпийских лицензий?

     - В этом году наша женская сборная впервые выиграла чемпионат Европы. И это при том, что не выступали Миронюк и Давыдова. Мы заранее все просчитали. Чугай заняла в своей категории девятое месте, но этого было достаточно, чтобы украинская команда победила в общем зачете. Мы знали, что будем первыми, как только Довгаль взяла вес 135 килограмм. Главное, чтобы не было баранки у Оли Коробки. Ей неинтересно выступать на чемпионатах Европы. Там она до двадцати килограммов выигрывает у серебряного призера. В мире наша женская сборная занимает четвертое-шестое место, и девочки без особого напряжения завоевали все лицензии. Ребята же просто не в состоянии бороться в маленьких весовых категориях. Я больше шестнадцати лет возглавляю украинскую сборную, у нас всегда была беда с малыми весами. Невозможно найти достойного представителя в категориях до 56, 62, 69 и 77 кг. Даже в пятнадцать сильнейших на чемпионате мира никто из наших атлетов не попадает. Проходит внутренний старт и некого на сбор пригласить. Еще в советские времена был такой спортсмен в сборной, как Бронислав Рыжик из Запорожья. Результаты не росли, но его все равно носили на руках. Потому что он был один такой. А сейчас еще нужно очень постараться, чтобы укомплектовать сборную так, чтобы все пять спортсменов попали в десятку. Разоренов в хорошей форме, как я уже говорил. Удачин - тоже. Правда, его немного беспокоит спина. Но это закономерное явление, все стонут, у всех все болит - так называемый предстартовый синдром. Даже слезы - это нормально. Ближе к соревнованиям спортсмены мобилизируются, а приедут на место старта, их вообще не узнаешь. Не болит рука, не болит нога и главное - результат.

     - Ольга Коробка на тренировках уже вступила в почетный "клуб 300", или же даже рекордный результат не спасет чемпионку континента в борьбе с грозными кореянкой Ми Ран Джан и китаянкой My Шуаньшуань?

     - Надо мной посмеялись бы, если бы сказал, что Коробка способна бороться с представительницами Кореи и Китая. Мы на другом полюсе живем и у нас другое обеспечение. Оля больше трехсот килограмм на тренировках не поднимает. Она поднимала триста во время подготовки к Олимпиаде в Афинах. Это уже история и можно сказать, что ее результат превышал сумму олимпийской чемпионки Афин. В Пекине у нас будут другие соперницы, в частности казашка, которая показала на национальном чемпионате 135 и 170 килограммов. Оля такие килограмм мы официально не поднимала. Но это еще ничего не значит. Американка, выступая дома, показывает чудо-результат. А приехала на соревнования, увидела Коробку - и нет ее. Гречанки поднимали 290 килограммов, как и Оля. Только начались соревнования - 115-117, 135-145. Оля же чувствует себя спокойно, еще и поддевает соперниц. 300 - для нее реальная цифра. Ее европейский рекорд в рывке 134 килограмм, в толчке - 163. Три килограмма добавила и уже 300. Можно спокойно спать.

     - Бронза Наталии Давыдовой на прошлогоднем мировом форуме в Таиланде - это весомая заявка на успех в Пекине?

     - 69 кг - очень тяжелая категория. Там шесть-семь спортсменок будут бороться за три медали. Трое почти одинаковых по уровню атлеток претендуют на золото. У Давыдовой есть маленький шанс вмешаться в распределение медалей. Но нельзя говорить сегодня, что это однозначный призер Олимпиады. Давыдова сейчас поднимает больше, чем в Таиланде. Иначе ей бы нечего было делать на Олимпиаде. В Пекин съезжаются все сильнейшие, в то время как чемпионат мира некоторые спортсменки могли пропускать.

В ГУАНЧЖОУ СОБАКУ СЪЕЛИ

     - Василий Григорьевич, для вас это будет уже четвертая Олимпиада. Скажите, когда украинская сборная по тяжелой атлетике выглядела наиболее убедительно?

     - В 1992 году, когда я только принял ее. Вот это была команда: на одно место пять-шесть равносильных претендентов. Вы не представляете, какие баталии шли вокруг формирования сборной на чемпионат мира-1993. И мы тогда выиграли общий зачет, став первыми среди всех видов спорта в независимой Украине. В 1994 году сборная стала чемпионом Европы. Сегодня не та молодежь, не то отношение к спорту. Я смотрю не только на тяжелую атлетику, но и на ситуацию в гимнастике, легкой атлетике. Сформировать полноценную сборную, которая была бы конкурентно способна на мировом уровне, очень тяжело. Сегодня хорошо если в весовой категории два сильных спортсмена, максимум три. А есть ведь веса, где один лидер, а в некоторых вообще никого. Давайте смотреть в корень, как говорил Козьма Прутков. Позакрывались детско-юношеские спортивные школы. Тренеру, чтобы получать зарплату, нужно набрать четыре группы по восемнадцать человек. Гдe взять столько, а потом как с ними одновременно работать. И потом нужно проводить отбор, а не тянуть в секцию все, что шевелится. Поверьте, я не жалуюсь. У меня прекрасная команда тренеров и хорошее настроение перед Олимпиадой. Наши лидеры ни в чем не нуждаются. То, что им не дает государство, нахожу сам. Есть люди, которым не безразлична тяжелая атлетика. У нас в зале пылесос, стиральная машина, холодильник, музыкальный центр, съемочная аппаратура. Единственное, не удалось решить проблему с питанием. В Конча-Заспе планировали сделать шведский стол. Но разве это возможно, если существует восемь видов питания от 36 гривен до 102. С 24 июня нашим олимпийцам стали выделять в день 126 гривен, но ведь до этого три месяца было 102, а еще раньше приходилось питаться на 68.

     - В Пекине за желудки наших спортсменов не опасаетесь?

     - Нет, там как раз будет шведский стол. Пищеблок должен работать круглые сутки и одновременно обслуживать до восьми тысяч человек. Правда, китайцы запретили что-либо выносить из столовой. Хочешь, есть - приходи, хоть десять раз. Но тут возникает другая проблема. Коробка выпивает в день три литра воды - все-таки вес под 170. Нагрузки большие, и ей нужно восстанавливаться. Говорят, что китайцы не разрешат брать с собой воду. Получится, что она не сможет нормально отдохнуть, захотела воды - в столовую. Но надеюсь этот вопрос все-таки удастся решить. А кухню обещают европейскую. В Доминиканской Республике во время чемпионата мира вся еда была азиатская, это тяжело было выдержать. А пять лет назад, мы ели собаку в Гуанчжоу! Ели бы и дальше, если бы белорусский тренер, который там работал, не сказал, что это за мясо. На вкус даже лучше, чем кролик.

КОРОБКА СЦЕПИЛА ЗУБЫ И МОЛЧИТ

     - Как считаете, кто из украинских тяжелоатлетов завершит карьеру после Олимпиады?

     - Думаю, уйдет Миронюк. Не знаю, как сложится судьба Оли Коробки. Ей очень тяжело 170 килограмм носить на своих ногах при таких нагрузках. Она здорово бегает и прыгает. Не каждая маленькая ее догонит на короткой дистанции. Все прекрасно, если бы не нужно было так много поднимать. Коробка плачет, у нее болят суставы и мышцы, но понимает, нужно идти до конца. Что будет дальше, не знаю. Она сцепила зубы и молчит. Думаю, завершат выступления Удачин, Разоренов, Мушик, Пилиев. Останутся Шимечко, Торохтий, Иванов. Они будут лидерами не только в Украине, но и в мире до Олимпиады 2012 года. Это необыкновенно талантливые ребята. Мы просто не успеваем их подвести к Пекину. Они только с юниорского возраста вышли, второй год в сборной, а форсировать форму нельзя. Можно получить травму, как физическую, так и психологическую. У женщин есть надежда на Артемову, которая готовилась в составе сборной Украины к этой Олимпиаде.

     - А что скажете о себе, не раздумали прощаться с должностью главного тренера сборной?

     - Нет, ухожу. Я не знаю, как завершится эта Олимпиада. Хотя, если бы думал, что ситуация безнадежна, уже давно все бросил. Как бы не выступила команда, с мужчинами однозначно работать не буду, с женщинами - еще не решил. Нигде в мире один человек не возглавляет две сборные. Мне больше шестидесяти лет и все на моих плечах. С шести утра до десяти вечера на ногах. Один раз уже почти ушел, после Атланты. Мы с женой решили переехать к дочери и внукам, которые живут в Италии. Но тогда приняли решение включить женскую тяжелую атлетику в программу Олимпиады. Валерий Борзов сказал: "Василий, вот начни работать с женщинами, а потом уйдешь". Уйти не могу до сих пор.

 

Источник: sport.com.ua