В первый день женского турнира на чемпионате Европы по борьбе россиянки завоевали одну медаль - бронза на счету Алены Карташовой.
Дмитрий ОКУНЕВ из Баку
Не найдется, наверное, на всем белом свете мужчины, кого бы оставило равнодушным бытовое выяснение отношений между двумя женщинами. Тут, правда, мужчины подразделяются на две категории: одни во что бы то ни стало попытаются стычку прекратить, а другие достанут камеру мобильного телефона - и ну снимать! Мужские драки, может, и профессиональнее, зато женские - искреннее. Барышни таскают друг дружку за волосы на базарах и в метро, в офисах и на курортах. Наверняка найдется среди нас счастливчик, за право обладать которым в кровь рубились две сногсшибательные особы.
Не рискуя фатально ошибиться, предположу: женская спортивная борьба была выдумана в свое время с целью направить неуемную энергию представительниц прекрасного пола в более цивилизованное русло. Вот вам, дескать, регламент, так что будьте добры. И барышням есть где разгуляться, и мужчины довольны. Шесть лет назад в Афинах женская борьба дебютировала в почетной роли олимпийского вида спорта - и на корню поменяла к себе отношение. Правда, по сравнению с мужчинами женщины по-прежнему в не совсем равном положении. Вольники и классики на Играх дерутся в семи весовых категориях, тогда как дамы - лишь в четырех. К неолимпийским дисциплинам до 51, 59 и 67 кг и относятся потому не лучше, чем к бедным родственникам. Вот и пришлось на чемпионате Европы в Баку в авральном порядке переводить прославленную российскую спортсменку Алену Карташову, вице-чемпионку Игр в Пекине в весе до 63 кг, в более тяжелую категорию. Существенно уступая оппоненткам в массе, Карташова тем не менее сумела добороться до бронзовой медали, что при сложившихся обстоятельствах равносильно победе.
- Что мы имеем в неолимпийских категориях, то мы и имеем, - разводит руками главный тренер сборной России Юрий Голубовский. - В этих дисциплинах у нас весьма скудный выбор: девушки стремятся попасть на Олимпиаду. Так, даже третье место в олимпийской категории оплачивается куда выше, чем чемпионство в неолимпийской. Карташова переболела, у нее была неприятная травма, затем операция. Нынешние соревнования для нее как постепенное возвращение в колею. В дальнейшем Алена вернется в свою весовую категорию и будет показывать ту борьбу, на которую способна. Ну и надо изыскивать пути решения проблемы.
Здесь необходимо написать пару строк о самом Голубовском. Нынешний главный тренер сборной России навеки вписал свое имя в историю в 99-м, когда в финале чемпионата мира по сумо победил темнокожего американца Эммануэля Ярбороу, весившего далеко за триста килограммов. Боевой вес россиянина, внимание, перед той памятной схваткой составлял 103 килограмма. Голубовский и нынче в отличной спортивной форме, а о его борцовских качествах с уважением высказывается единственный на сегодняшний день отечественный профи Алан Габараев.
* * *
В ходе вояжа по маршруту Москва - Баку ваш корреспондент познакомился с главным тренером сборной США по женской борьбе Терри Стайнером. Само собой, первый вопрос любому американцу из мира борьбы, заданный россиянином, всегда звучит следующим образом:
- Как там жив-здоров Рулон Гарднер?
- Все о’кей, - совершенно не удивляется постановке вопроса Стайнер, тренирующий американских женщин с 2002 года. - Живет в Солт-Лейк-Сити, у него свой клуб.
- А вы с какими целями пожаловали на чемпионат Европы?
- Хочу посмотреть соревнования, приобрести новый опыт. Посещение подобных турниров - крайне важное и полезное дело. Кстати, в работе со сборной США мне помогает ваш соотечественник, а с Юрием Голубовским нас связывают теплые дружеские отношения.
Вот как! Даже главный тренер далеко не последней в мировой табели о рангах команды не гнушается путешествием через полмира ради достижения большой цели.
- Ну здесь же никто секретов не делает, - говорит Голубовский. - Наоборот, это хорошо. Обмен опытом, методиками тренировок просто необходим. Почему нет? Тем более никакого секретного оружия мы здесь не разработаем. А стиль европейской борьбы несколько отличается от американского и азиатского.
- Чем же?
- Американский стиль направлен на выносливость, хорошую физическую подготовку. Может, они недостаточно совершенны в техническом плане. Но стремятся бороться от первого свистка и до последнего. Это надо перенимать. У нас, к сожалению, не всегда так бывает. А американки борются вне зависимости от того, выигрывают или проигрывают. У азиатов же лучше развиты скоростные качества. Они взрывные. Техника недостаточно разнообразная, но движения четкие и отточенные. У нас хороший технический арсенал, но можем где-то уступать в напоре, стремлении. Не всегда боремся до конца. Эти аспекты надо учитывать.
- А чем вольная борьба отличается от женской?
- Кардинальных различий в правилах и регламенте не существует. Если же вопрос рассматривать более глубоко, то тут главное отличие в восприятии борьбы мужчиной и женщиной. Вон, видите, стоит очаровательная высокая девушка? - говорит Голубовский и указывает на симпатичную брюнетку. - Разве можно сказать, что она занимается борьбой? На наших спортс-менок давят психологические моменты, и справляются они порой с трудом. Может, есть желание почувствовать себя в экстремальной ситуации, пощекотать себе нервы.
- Не комплексуют?
- Абсолютно нет. Выглядят они достаточно привлекательно. И по большому счету ничем не отличаются от других женщин.
* * *
Женская схватка на ковре захватывает. Притягивает глаз. Сомневаетесь? Тогда приходите на соревнования и убедитесь в этом сами. Здесь все пропитано особой энергетикой, страсть совсем другая, нежели у мужчин. Вот, к примеру, норвежка и француженка сошлись в неразлучных объятиях. Судья прыгал-прыгал вокруг, орал что-то, а им все нипочем. В итоге тот, видимо, не выдержал и француженку оттаскивал чуть ли не за волосы.
Лишь свисток судьи разлучил нашу Наталью Смирнову и Марианн Шаштин из Венгрии, боровшихся за третье место. Увы, горечь поражения пришлось испытать россиянке, следом получившей мини-нагоняй от руководства.
А вот когда на ковер в финале турнира до 59 кг вышла Соня Ахмадлы из Азербайджана, зал превратился в кипящий, скворчащий и шипящий котел. При неистовой, дающей фору иным футбольным аренам поддержке, местная прима оступиться, наверное, не могла. Она и не оступилась.
- В чем все-таки главная специфика работы с женским коллективом? - снова пытаю Голубовского.
- А я этот вопрос постоянно себе задаю. Специфика в любом аспекте, в каждой мелочи. Всякий раз думаю: а вот в этом моменте у мужчин совсем все по-другому. Психология разная, приобретения двигательных навыков. Да любую область возьмем - и в ней кроется специфика.
- За время своей работы были чем-то совершенно потрясены?
- Вот совсем свежий случай. Пара минут до контрольного взвешивания: прибегает запыхавшаяся девочка из Норвегии. По всему видно, вес сгоняла. Тщетно: перевес 150 граммов. Так она взяла ножницы - и подрезала себе волосы! (Смеется.) К соревнованиям в итоге допустили.
- Какими методами руководствуетесь в работе? Не орете на подопечных, как волейбольный тренер Николай Карполь?
- Наблюдал за Карполем на Олимпийских играх. Было интересно. У меня к каждой спортсменке подход индивидуальный. Кому-то, дабы подстегнуть, надо объяснять на повышенных тонах. А если накричать на другую, она в ракушку закроется. Правда, когда эмоции перехлестывают, могу и лишнее сказать.
- Отношения внутри команды сложные?
- Не знаю ни одного коллектива в единоборствах, где все были бы подругами. Там, где есть конкуренция, дружбы как таковой нет. Но товарищеские взаимоотношения быть должны. Я хочу, чтобы команда была сплоченной. Взаимовыручка обязательно должна присутствовать. Это сборная России, и распрям тут не место.
- Девочки записываются в секции борьбы добровольно?
- Ну да. Их же никто не заставляет. Все с определенными характерами, мировоззрением, прошедшие особый жизненный путь. В большинстве случаев они выходят из сложных семей. Есть и из детдома. Они умеют за себя постоять.