Греко-римская

12 ноября 2014, 13:30

Борцов хотят поднять с колен

Владимир Иванов
Обозреватель

ГРЕКО-РИМСКАЯ БОРЬБА

На январском заседании бюро Объединенного мира борьбы (UWW) будет рассмотрен вопрос о запрете борьбы на "нижнем этаже" – в партере. Это кардинальным образом изменит один из самых древних видов спорта.

Лежачая позиция, которая на протяжении десятилетий была визитной карточкой классической борьбы, может пасть жертвой кампании по повышению зрелищности этого вида спорта.

Напомним, что в прошлом году борьба чуть не лишилась места в олимпийской программе, что привело к смене власти в международной федерации и появлению у новых руководителей множества идей, которые должны позволить борьбе стать более современной, коммерчески привлекательной и телегеничной. Правда, до сих пор изменения носили в основном косметический характер и были понятны главным образом специалистам.

Теперь же облик одной из трех дисциплин борьбы – греко-римской – может поменяться так, что это будет заметно даже несведущим. Ненад Лалович, президент UWW, на днях объявил, что в предстоящем сезоне "классиков", скорее всего, ждет замена двух трехминутных периодов на один пятиминутный, а главное – революционная отмена борьбы в партере.

Сторонники этого нововведения руководствуются простым принципом – креном в сторону зрелищности. Мол, в стойке приемы имеют большую амплитуду, да и в плане телевизионной картинки простому зрителю порой сложно понять, что происходит на ковре, когда борцы находятся в партере.

– Люди, которые боролись сами, знают, что партер – это неотъемлемая часть борьбы, – делится своим мнением пятикратный чемпион мира, главный тренер сборной России по греко-римской борьбе Гоги Когуашвили. – А те, кто сами не в теме, но хотят сделать как лучше, должны понимать, что просто так ничего не бывает. Борьбу в партере можно увидеть даже на античных вазах! На каждом подготовительном сборе этому компоненту уделяется огромное внимание. Партер – это хлеб хорошего борца!

Партер в борьбе такая же равноценная часть схватки, как и борьба "на втором этаже" – стойка. При этом, по мнению специалистов, часть куда более энергозатратная. Порой в поединке двух равных борцов судьбу победы решает именно работа на ковре. Как будет выглядеть схватка в случае отмены одного из важнейших ее компонентов? Пока это сложно представить даже самому борцовскому миру, пережившему за последние два года не меньше потрясений, чем за всю предыдущую историю. Отчасти поэтому подавляющее большинство спортсменов относится к новой идее, мягко говоря, настороженно.

– Не знаю, что из этого получится, но убежден, что это не самое удачное решение, – считает олимпийский чемпион 2008 года Ислам-Бека Альбиев. – В стойке проводится очень много красивых и зрелищных приемов, однако борьба хороша именно в партере. Отменять его нельзя! Говорю это не исходя из своих интересов, а исключительно из интересов борьбы. У нас ведь часто бывает, что в силу высокого мастерства обоих соперников ни один не может заработать баллы в стойке. В такие моменты все решается как раз в партере.

– Те, кто ратует за решение об отмене партера и думают, что после этого более зрелищной станет борьба в стойке, глубоко ошибаются, – заверяет Когуашвили. – В свое время с борьбой уже экспериментировали и пробовали упразднить партер. Поверьте, никакого каскада приемов тогда не последовало. Нужно знать историю, чтобы не повторять ошибок. Думаю, наступать на те же грабли – не лучшая мысль. К тому же очень много красивых приемов проводится именно из партера. Без него борьба лишь потеряет в зрелищности. Начнется банальная толкотня в стойке.

Единственный из борцов топ-уровня, кто не выпустил критических стрел в адрес возможности кардинальных изменений, – призер Олимпийских игр-2012 Мингиян Семенов:

– Если примут решение отменить борьбу в партере – я буду только "за". Лично для меня это даже лучше. Мне в стойке работать гораздо комфортнее, чем в партере. Именно в стойке очень сильны Адам Курак или, к примеру, Алексей Мишин. Но я поддержу любое решение. Наша задача не в обсуждении правил, а в том, чтобы как можно быстрее к ним приспособиться.

С другой стороны, при всей моей любви к стойке я прекрасно понимаю, что и в партере делают много зрелищных приемов. Так, Роман Власов использует его практически со 100-процентной эффективностью. Кстати, после того, как я заявил, что буду признателен, если партер отменят, он написал мне sms. Пошутил: мол, если его все-таки отменят, то он будет знать, кто в этом виноват. Как бы то ни было, я убежден, что российские борцы продолжат побеждать при любых правилах.

По мнению Альбиева, также рады отмене партера представители Западной Европы, которые технически подготовлены намного слабее, нежели борцы из России и других ведущих борцовских держав. С этим согласен и Когуашвили.

– В партере сильны именно те команды, которые занимают верхние места в медальной таблице, – объясняет специалист. – Это не случайно. Как я уже говорил, это важнейший компонент в борьбе, и все ведущие спортсмены уделяют ему огромное внимание. Работой в партере были знамениты великие Александр Карелин и Валерий Рязанцев. И теперь его хотят просто взять и отменить?

Впрочем, мнение спортсменов и тренеров в данном случае, увы, второстепенно. Если борьба хочет сохранить за собой место в олимпийской программе, то должна подстраиваться под требования телевизионщиков, от которых напрямую зависят рекламные и спонсорские контракты. И если телевещатели говорят, что противостояние борцов на ковре незрелищно, нединамично и не пользуется успехом у телеаудитории, значит, этот компонент борьбы ждет незавидная участь.