17 июн 2023 08:00
Есть два важных фактора, которые делают школьную программу по литературе скучной для учеников: незнание фактов истории и непонимание психологии героев. Интересно перечитывать классику именно во взрослом возрасте, потому что мы можем соотнести события в книге со своим представлением о мире и богатым жизненным опытом.
Рассказываем о пяти произведениях из школьной программы, которые однозначно стоит перечитать в более зрелом возрасте.
Жизнь русского дворянства начала XIX века описана поэтом в критическом ключе. Пушкин показывает читателю молодого повесу, «философа в осьмнадцать лет», который не нашел места для реализации своего потенциала. Он получил неплохое по тем временам образование, имеет хорошее положение в обществе и обречен на типичную жизнь состоятельного дворянина: балы, связи и любовные интриги.
Школьники зачастую не могут понять, почему в таких прекрасных условиях Онегина одолевает «русская хандра». Столкнувшись хотя бы раз с потерей ориентиров в жизни, с внутренним кризисом, острее понимаешь проблемы «лишнего человека».
Поведение Татьяны Лариной в финале романа также нередко непонятно подросткам, перед ними огромное количество примеров фильмов и книг, которые показывают, что нужно идти за своей любовью хоть на край света. Татьяна же поступает иначе, она отказывает Онегину, потому что «другому отдана», но честно признается в своих чувствах. Это делает ее «милым идеалом» Пушкина, который ценил в женщине верность и искренность, ведь он как никто знал, что для женщин в светском обществе адюльтер был обычным делом.
Лермонтов, продолжая традиции Пушкина, развивает идею поиска смысла жизни, а также ответственности за свои поступки перед людьми. Молодой мужчина ищет острых эмоций, ярких впечатлений, не замечая, как рушит судьбы своих возлюбленных. В образ таинственного сердцееда Печорина многие старшеклассницы безоговорочно влюбляются, не замечая в его нестандартном поведении внутреннего конфликта и проблемы целого поколения, каждый представитель которого считает себя особенным. Он действительно отличается от других глубиной переживаний, острым нежеланием признавать чувства и тем, что не может смириться со своей обыкновенной судьбой.
Тема самообмана зачастую не до конца раскрывается перед школьниками, находящимися в самом начале своего жизненного пути. А самая важная глава «Фаталист» вызывает у подростков недоумение, потому что в ней нет любовной линии — лишь долгие рассуждения о философских вопросах.
Еще один «лишний человек» — Илья Ильич Обломов — воспринимается школьниками как лентяй, который, влюбившись в Ольгу Ильинскую, получает шанс на «исправление», но не оправдывает его. Такая грубая трактовка делает чтение романа похожим на бессмысленные и скучные нравоучения старшего поколения. Произведение же гораздо глубже и имеет под собой социальную и философскую основу.
Гончаров описывает столкновение двух мировоззрений: западного, описанного в образе Штольца, и исконно русского в лице Обломова. Первое вытесняет постепенно то, что еще осталось в качестве «обломков» уходящей эпохи крепостнической России, изживающей саму себя. Изучив историю этого периода, узнав о конфликте «западников» и «славянофилов», а главное, увидев его актуальность и в современной эпохе, взрослый читатель способен гораздо глубже понять этот роман, проникнуться сочувствием к чувствительному, по-своему умному и утратившему свое место в социуме Обломову.
Купеческий город Калинов, в котором развивается действие пьесы, — олицетворение патриархального мира, где главенствуют законы уходящей эпохи, которая не меняется со времен «Домостроя». В ней царят строгость нравов, граничащая с жестокостью, желание следовать общепринятым и давно утратившим значение правилам, безоговорочное подчинение старшим. Все это «старый» мир, который пытается сохранить Марфа Игнатьевна Кабанова. Жена ее сына Катерина — представительница другого типа воспитания, она более свободная, чувственная, искренняя и не может жить по законам Калинова, где главное, чтобы все было «шито-крыто».
Конфликт этих двух женщин — это конфликт не только поколений, но и мировоззрений, образа жизни. Кризис семьи, строящейся исключительно на чувстве долга, а не на любви и взаимопонимании, — то, что точно подметил Островский, но зачастую не может осознать человек в XXI веке в свои неполные семнадцать. Поступок Катерины в финале драмы становится для школьников еще более непонятным при современном образе жизни и легкости бракоразводного процесса.
Произведение, пронизанное отсылками ко всей предшествующей культуре, к античной мифологии и образам средневековой литературы, философское размышление Гоголя о судьбе России, которая «несется» как птица-тройка куда-то вдаль, не разбирая своего пути. Как понимают его школьники?
Безусловно, особенно интересными и запоминающимися являются для них образы помещиков, пороки которых очень тонко и иронично обличает Гоголь. Для того чтобы понять, зачем он изображает каждого из них так подробно и в чем опасность, например, «маниловщины», нужно увидеть отсылки поэмы к «Божественной комедии» Данте Алигьери. А чтобы понять образ Чичикова, нужно быть знакомым со средневековыми плутовскими романами, которые на протяжении сотен лет до «Мертвых душ» позволяли читателям увидеть поперечный разрез жизни общества, яркую и живую картину нравов, быта. Под силу ли это современному школьнику — решайте сами.
Напоследок хочется отметить, это вовсе не значит, что перечисленные произведения нужно изъять из школьной программы или заменить их современными авторами. Важно помнить, что именно в юном возрасте закладывается фундамент личности, основы понимания мира, искусства, литературы, и каждый должен оказать своему ребенку помощь в прочтении классики и показать собственным примером ее ценность и актуальность в современном мире.
У нас появилась почтовая рассылка! Каждую неделю вместе с одним из наших экспертов предлагаем вам бросить себе «здоровый» вызов: попробовать новую полезную привычку или отказаться от какой-нибудь вредной. Подписывайтесь, чтобы узнавать больше полезной информации о том, как заботиться о себе и становиться лучше с каждым днем!
NF
"Войну и мир" в 4 т. я прочитал в школе дважды, посмотрев фильм лишь в студенчестве. Времени отчего-то хватило...
20.06.2023
onix tc
"Война и мир"- практически не возможно прочитать из за отсутствия времени у школьников. Нам фильмы показывали по программным произведениям. Там выше кто то пишет, что это устаревшие произведения. За 30 лет выросло поколение с поверхностным отношением ко всему. К счастью не все. Все зависит от семьи. Классика - она потому и классика, что поднимает вечные проблемы, а, кроме того, это история глазами современников. Думаю, что без кассической литературы в школе не обойтись. Она учит думать, анализировать, делать выводы. Да и что бы любить свою страну - надо знать ее историю.
20.06.2023
Правый Крайний
Чудесная русская литература 19 века действительно больше для зрелого возраста, когда начинают интересовать глубокие философские вопросы.
20.06.2023
Jackson 57
Ой-ой-ой, ливалюцинер, мля! Терпунец... Нет, я понимаю, звездеть - не мешки таскать. Вы там своего Зеленозадого терпите - и ничего. Кто кричал: 2Да мы, да мы майдан, да мы любую власть..." И что? Позасовывали свои длинные языки в свои глубокие задницы и идёте как бараны на убой. А потом что-то про русских хрюкаете...
18.06.2023
Scallagrim
Народу тоже, который такую власть уже 1000 лет терпит.
18.06.2023
Солёный
А почему в школах нет "Комедии" Дантэ? Очень прикольная вещь. Почему по ней кино сняли, не понятно.
18.06.2023
Jackson 57
Ну, на этих авторах свет клином не сошёлся. Например, я открыл для себя в 7-м классе Маяковского, а в 10-м - Ремарка. Прочитал у них всё, до чего смог дотянуться. Когда у меня на шестом курсе ничего не получалось на дипломной работе (точнее, что-то такое получалось, но непонятно что:)), я одолел за две недели всю "Сагу о Форсайтах". А в уроках литературы меня более всего доставали эти самые "образа" героев из школьной программы. И мы с преподавательшей постоянно спорили о них, за что я и получил свой заслуженный трояк по её предмету в аттестат. Довыступался:))
17.06.2023
Jackson 57
Салтыков-Щедрин - приговор не русскому народу, а русской власти.
17.06.2023
Jackson 57
"Муха - ЦеКа что???"
17.06.2023
Догада
Можно подумать, что мотивы постоянно неудовлетворенной барыни в Му-му детям понятны сразу
17.06.2023
traveller09
Поэтому...читайте классику прежде всего. Любую. А уже потом, когда будете готовы критически воспринимать информацию, читайте...что хотите.
17.06.2023
traveller09
Проблема современного образования и классики, которую заставляют читать... Я сейчас даже Грефа не буду упоминать, когда он объяснял сложность управления людьми, кто может критически мыслить... Да и про язык си и математику для полного погружения в программирование я не вижу смысла говорить в данной теме. Скажу лишь следующее. Классика имеет одно неоспоримое преимущество перед...Гарри Поттером. Там нет нынешних повесток! Можно читать Джейн Остин, можно читать Достоевского, можно читать Диккенса, можно читать Толстого, но любой из них излагал прежде всего СВОИ мысли. Они могли ошибаться, НО уж точно не писать так, как пишут сейчас. И история недавняя с писательницей, которая написала Гарри Поттера, лишь подтверждает это.
17.06.2023
Ксения Иванова
Вообще-то когда произведения школьной программы проходят, ученика не оставляют с ними один на один - учитель все поясняет приблизительно как в этой статье. И, кстати, тот же "Герой нашего времени" куда глубже, чем здесь его прокомментировали. Да и лёгкость бракоразводных процессов, и упомянутая в отношении "Грозы", очень мнимая. Это вечный вой на болотах "ушел к молоденькой", "сбежал от трудностей", "бросил с ребенком" - единицы разводятся цивилизованно. Так что пусть детки поднапрягутся и продолжают изучать. Не все ж возраст согласия сдвигать в сторону уменьшения, надо как-то помогать разбираться в людях и чувствах. Да, времена сильно изменились, но это антураж - чувствуют люди примерно одинаково
17.06.2023
IQ-87%
Не знаю -я перечитываю Хаксли -О Чудный Новый Мир- хорошо под ситуацию заходит
17.06.2023
IQ-87%
Много вы понимаете- Муха есть-остальное приложится-по желанию
17.06.2023
Как так?
Подытоживая, можно сказать, если хотите вести дискуссию как Евгеша Батиков - читайте русскую классику? )))
17.06.2023
ФК Зенит всея Руси
« 5 книг из школьной программы, которые можно понять только с возрастом» = Таких книг в школьной программе не пять, а 75%, как минимум. Для меня и Дон Кихот, и Война и мир, и особенно Пошехонская старина Салтыкова-Щедрина - гораздо в большей степени, чем перечисленные здесь пять. Да хоть тот же Чехов. Есть книги, которые следует перечитывть с возрастом, и вооще классика это сложнейший материал; не для растущего и пока не развитого ума.
17.06.2023
bruno conti
а как в школьной программе понять книги - целина -возрождение - поднятая целина - кремлевские куранты - разгром -бронепоезд 14-69 ????? или по история начиная со 2 и оканчивая 28 сьездом кпсс???? - как слабо счас сдать на кандидата филфак наук, если знать продовольственную программу начиная от ленина-сталина-хрущева-брежнева-горбачева наизусть????? а? че ???
17.06.2023
Багз Банни
Согласен с вами. К Гоголю и Салтыкову-Щедрину я бы еще добавил Достоевского и Лескова. Очень верно описывали суть человека, именно русского человека.
17.06.2023
IQ-87%
Школьники увы -примета времени- они в телефонах живут- но телевизор или комп в помощ- депутаты-спортсмены- даже куча деятелей -нынешней культуры-ужас ужасный-уши вянут
17.06.2023
по факту
17.06.2023
IQ-87%
Как чем-англо саксы написали -а это уже плохо само по себе
17.06.2023
Scallagrim
"Мертвые души" прочтению обязательны. Насчет других пречисленных, тут мнения могут быть разные, но романм Гоголя каждый русский человек прочитать должен. И даже не из-за сюжета или скрытой там философии, а из-за исключительного русского языка, каковым этот роман написан. Гоголь - это, вообще, вершина русской литературы. И помимо него у нас есть еще один, равный Гоголю писатель - Салтыков-Щедрин. Но он сейчас практически незаметен, видимо, из-за того, что все его творчество суть приговор русскому народу, и приговор этот отнюдь не оправдательный. А такие мысли сейчас не в тренде.
17.06.2023
Вот и мне "Анну Каренину" читать было интересно. А "Обломова" все-таки попробую в 55 почитать, но сомневаюсь, что из этого что-то путное выйдет.)
17.06.2023
Сергей Шиманский
Ты придурок, зачем позоришь волков? Кто тебе это позволил ? Волки , это мои самые любимые животные! Умнейшие и высокоорганизованные! Всегда с огромным интересом смотрю передачи из их жизни, ты то- тля и клещ, чего к ним примазываешся, гаденыш ?! Да заряжали, был такой позорный период, безвременья в истории народа моей страны! Сейчас, по всему видно, он заканчивается, но последствия этого нашествия саранчи, на мою, самую Великую страну мира, во всей его истории, еще долго будут отзываться. Но кроме банок, были еще Днепрогэс, Победа над всем миром, в войне, первый космический спутник, первый полет в космос человека, лучшая в мире военная техника, первый атомный ледокол в мире, и еще много -много чего ПЕРВОГО, чего даже за 30 лет не смогли разрушить, хотя работали над этим в три смены и без выходных !! Ты пиявка, чего об этом то, ничего не спрашиваешь ???
17.06.2023
NF
Ленин, кстати, классику уважал и читал...
17.06.2023
NF
Я, отчего-то, и в школе понял "Отцы и дети" Тургенева, "Ревизора" Гоголя, рассказы Чехова, "Поднятую целину" Шолохова. Зато прекрасно вижу кругозор и глубину речи школьников, у которых нет привычки читать. Классика закладывает не только основы кругозора, но и умение логически выражать свои мысли и мнения. А нечитающие школьники, зачастую, связать слова в осмысленные предложения не могут ни устно, ни письменно...
17.06.2023
SGreen
Согласен, "Отцы и дети" зашли, прочитал практически за день с интересом. "Обломов" даже в 43 не зашел и не зайдет в 55, тягомотина ужасная. Вот "Анна Каренина" очень даже сейчас
17.06.2023
"Муха-цОкотуха", бестолочь.
17.06.2023
Porco Rosso®
В фундамент личности можно заложить всё, что угодно, даже Гарри Поттера с Веркой Сердючкой. Вопрос в том, что за личность получится на выходе.
17.06.2023
Владимир Иванович
Оставить сегодняшнему поколению только "Мойдодыр" и "Муха-цекатуха".
17.06.2023
Это та самая образованная страна, в которой банки у телевизора заряжали:rofl::rofl::rofl:
17.06.2023
Вооот!
17.06.2023
А чем плох Гарри Поттер?
17.06.2023
traveller09
Подтверждаю. Сам читал Канта в девятом классе.
17.06.2023
IQ-87%
В процессе-но я не такой молодой и умный что бы запомнить все-придется конспектировать и выбирать
17.06.2023
Дугина надо не читать, а заучивать.
17.06.2023
IQ-87%
Понятно -что я говорю об усредьненном субъекте социума- я и не знал тогда о М и М - читал я всегда и везде -только сейчас меньше-вроде говорили уже- но собираюсь переходить только на Прилепина- Дугина и Проханова- для начала
17.06.2023
Багз Банни
Помню в 10 классе взял в библиотеке Братья Карамазовы (этой книги не было в школьной программе) и решил почитать на досуге. Меня эта книга тогда здорово поразила. Ф.М. очень тонко понимал свой народ и свою страну. Что еще я тогда читал? Чейз, Конан Дойл, Агата Кристи, Чандл,ер, Стивенсон, Дюма, Драйзер(!), Стругацкие, Булгаков...
17.06.2023
Дети и подростки бывают разные. Мой друг в школе читал Ницше и Ежи Леца. Остальные даже не знали, кто это такие. Мой лучший друг в 9-ом классе зачитывался "Мастером и Маргаритой". Я же прочитал этот роман только на втором курсе. В школе меня интересовали только спорт и девочки. Примерно с 9-го по 11-й класс я вообще мало читал.
17.06.2023
IQ-87%
Конечно-но какой ребенок или подросток захочет такое читать-по доброй воле- я перечитал всю научную фантастику которая была в библиотеке -не всю понял -но было интересно
17.06.2023
Евгеша Батиков за КПРФ
нет, это я прочитал Гарри Поттера, дифиченто слабоумное, чтобы опуститься до твоего уровня развития)))
17.06.2023
Я тоже, разумеется, читал Верна, Дюма и Сабатини. Но это совершенно иные произведения, из другого, скажем так, ряда.
17.06.2023
А Капитал Карла Маркса читали? А я читал. Полностью. И другую серьёзную литературу. А вот озвученную здесь русскую классику читал бегло, не зацепило. Хотя общее представление имею, сочинения то надо было в школе писать.) Приходилось знакомиться с критическими статьями и обзорами произведений. Не моё! При всём при том, что читал в детстве часами напролёт, но совсем другое.
17.06.2023
IQ-87%
На -Что делать-есть хороший ответ-ни чего
17.06.2023
IQ-87%
По обязаловке -кое что читал-но не целиком- было нудно и скучно-может сейчас было бы иначе -но нет желания- А Верна и Сабатини и Дюма-было интересно -лет в 12-14 -кое что по пожже- читал я так много что всего не упомнишь
17.06.2023
Захер Мазох
Если бы у тебя было все мною перечисленное, ты бы не был таким агрессивным задротом. Интересная работа, достойная зарплата, регулярный секс, прогулки на воздухе, общение с друзьями. Это тебя излечит. Если не поможет, пиши.
17.06.2023
Подожду 55. Хотя... Я не читал "Жизнь Клима Самгина", но посмотрел фильм, который в детстве бесил всех моих одногодок, потому как его постоянно показывали в дни летних каникул, а нам, разумеется, хотелось мультиков, футбола, "Гостью из будущего" и "Батальоны просят огня". Итак, посмотрел. Возраст нынче позволяет, да. И сам фильм (сериал) очень хвалят. Однако, могу сказать одно: его не спасают даже великие актеры. Это фильм-депрессия. Чуждый не только нынешнему поколению, но и моему, то есть, детям 80-х. И это произведение Горького нам рекомендовали в школе... Хорошо хоть, что оно не входило в школьную программу. А так вообще... Вот "Мастер и Маргарита" мы изучали. Но я прочитал только на втором курсе. Великое произведение. "Чевенгур", "Котлован" Платонова удивительным образом понравились всему классу. Роман "Отцы и дети", как ни странно, у меня тоже читался с интересом. А вот "Что делать"... Это просто наказание для школьника.
17.06.2023
Сергей Шиманский
Все что мне нужно , у меня есть! А советы опарыша из выгребной ямы, это уж извини не ко мне..
17.06.2023
Сергей Шиманский
Да и это тоже. Уничтожать беспощадно, все пошлое, тупое, смердящее, тянущее светлые порывы людей к жизни и свету , в тупое, гнилое быдло и сырое подземелье. Искоренять это под корень, как борщевик, любыми доступными средствами. Чтобы и следа их не осталось , на этой Земле. Вот именно этому и учит русская КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА !! Я очень много книг прочел за свою жизнь и сформировал правильную жизненную философию, она ничем не отличается от философии христианства и проповедей Иисуса Христа, и хочу и стремлюсь , чтобы и у многих людей моей страны, формировалась именно такая же философия, а не гнилая, вонючая идейка - нажраться от пуза, а дальше меня не касается ничего. С такой философией, как у меня, воспитанной на ВЕЛИКОЙ русской литературе, Россия побеждала всех своих врагов, а вот те, у которых все в прошлом, как-то не очень преуспели. Я страстно не хочу, в их ряды !!
17.06.2023
Галина SwiftKey
Прошу пардону. Ежели Дюма и Жюль Верн, то бегите от русской классики подальше, она про другое. Хотя и означенные писатели всё лучше, чем комиксы, которые хавают современные дети.
17.06.2023
Галина SwiftKey
Мёртвые души и Обломов в школе тоска и тягомотина. Вы в 55 почитайте. Это жизнь и её энциклопедия.
17.06.2023
Uncle Бенсий_
А вот Зергутий только раскраски читает.
17.06.2023
Галина SwiftKey
И всё? Легче назвать немногочисленное количество произведений, которые можно понять подростковым мозгом. Ведь это писано взрослыми для взрослых. И всё равно читать и анализировать надо в школе. Это копание фундамента, на котором в будущем чел овек выстроит: кто маленький домик, а кто-то небоскрёб.
17.06.2023
Захер Мазох
Тебе нужна интересная высокооплачиваемая работа, регулярный секс, развлечения по выходным дням, например общение с друзьями и прогулки на свежем воздухе. Если это осуществимо, ты перестанешь быть таким агрессивным неудовлетворенным задротом.
17.06.2023
Сергей Шиманский
Это верно, ты подметил. Злобы , на откровенных идиотов, число которых за последние 30 лет , в моей самой образованной и светлой стране до того, выросло просто по экспоненте, в немыслемое количество раз, и которые при этом активно мешают , моей стране развиваться , в правильном прогрессивном русле, везде сующие свой комариный хоботок, чтобы отсосать капельку крови , на пропитание - у меня с ИЗБЫТКОМ !!! Не просто злобы , а НЕНАВИСТИ !!! И НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ , тоже с избытком, оттого , что я не могу, пока, всю эту вонючую клоповую массу уничтожить. Пока они у власти, но , как говорил царь Соломон,это будет не всегда ! Все проходит и это пройдет. Вот тогда уже пощады никому не будет, ни тому кто активничал, ни тому кто сочувствовал и просто потакал. А времена эти не за горами.
17.06.2023
Как так?
Да, именно так. Оставить прошлое специалистам). Нравится мне тональность защитников "нетленной" классики. Ребята, именно это воспритывает классическая литература?
17.06.2023
Захер Мазох
Твое сознание обезображено злобой и неудовлетворенностью. Тебе надо добрые передачи смотреть и успокаивающий контент в интернете потреблять.
17.06.2023
Захер Мазох
Я много чго читал.
17.06.2023
Багз Банни
Это еще жаль, что сейчас нет в школьной программе романов Что делать? и Как закалялась сталь. А вообще раньше у нас люди много читали.
17.06.2023
Сергей Шиманский
Ну вот в тебя и заложили, сразу видно. Бог послал тебя в этот мир человеком, а ты быстренько превратился просто в захаров мазок, на венерическое заболевание. В сегодняшнем дне , зато теперь живешь. Скоро из захарова мазка переползешь в более высокую организацию бытия - в захаров плевок, а уж потом и далее . Захарова моча и высшая точка - захарово дерьмо. Там и останешься!
17.06.2023
Сергей Шиманский
Судя по твоему бэкграунду, ты на себя наговариваешь. Ты в основном зачитывался гарри поттером, а этих , что ты назвал, только фамилии откуда-то знаешь. А ни одной книги в своей жизни, и в руках не держал., даже этих дешевеньких развлекух, для детей до 12 летнего возраста! Мурло, тупое и не мытое!!!
17.06.2023
Сергей Шиманский
Согласен полностью !! Все нужно оставить в прошлом, и Ф.М. Достоевского, и Л.Н. Толстого, и Данте, и А.С. Пушкина,и П.И. Чайковского и всех всех старперов, всяких там Микельанджело, Леонардо да Винчи, и проч. шушеру. Просто необходимо всех их вычеркнуть раз и навсегда. А читать нужно гарри поттера, комиксы, слушать реперов, а вместо великих полотен прошлых гениев -художников, настенных граффити , за глаза хватит!! И имен человеческих никаких не надо, достаточно придумать себе нелепейшее погоняло, ну типа"ТЫ КТО" ??? и все !!! Живи и радуйся. Да и говорить то уже не надо , поначалу просто мычи, а потом и это отпадет за ненадобностью, ведь скучно !!! Сиди просто на травинке и грейся на солнышке, поедай ее , травинку или листик втихаря и радуйся . Вот ведь житуха наступит, блеск!!! Так ведь, насекомое???
17.06.2023
Как так?
Это именно чтение классической литературы позволякет оставлять такие комментарии?))) Собственно, наилучшая иллюстрация "пользы" от знакомства с ней)))
17.06.2023
Как так?
Скажите, а без классической музыки фундамент личности может быть заложен?
17.06.2023
Porco Rosso®
Вы, наверное, кроме Захер-Мазоха ничего и не читали. Да и то в интернете.
17.06.2023
Захер Мазох
Книги это вообще вчерашний день. Телевидение и интернет сейчас закладывают фундамент личности.
17.06.2023
Porco Rosso®
Во взрослой жизни не будет времени классические произведения перечитывать. А возможно даже и желания, поскольку, как правильно отмечает автор, фундамент личности закладывается в юном возрасте. Встречал молодежь, которая гордится тем, что книги вообще не читает. Почему? Потому что такой фундамент личности им был заложен. Таким методоми, как Вы предлагаете, можно привить любовь только к чтению детских сказок, которая перейдет в любовь к чтению дешёвой фантастики и Дарьи Донцовой.
17.06.2023
Porco Rosso®
Соглашусь с автором. Не с заголовком, естественно, а с содержанием статьи и заключением.
17.06.2023
Всё переоцененно и навязано стереотипами. К прочтению не обязательно, ничего не потеряете. Читайте то, что душа просит. Я это не читал, предпочитал Дюма, Сабатини, Верна, и другую более интересную литературу. Историческую, военную тематику. Кому, что ближе.
17.06.2023
Ну не знаю... "Герой нашего времени" мне в школе был вполне понятен и интересен. Включая "Фаталиста". Правда, я представитель другого поколения. "Мертвые души" и "Обломова" я тогда так и не осилил, скучно.
17.06.2023
Евгеша Батиков за КПРФ
Перечитываю все это сейчас поневоле - вместе с подрастающими детьми, которым это откровенно неинтересно. Мое мнение, не стоит это сейчас читать - ни школьникам, ни взрослым. Безнадежно устаревшая литература. Пора оставить прошлое в покое. --- а вот семейка умственно отсталых дегроидов вылезла из под шконки)))
17.06.2023
borisfox
А я вот как раз считаю, что многие классические произведения надо убрать из школьной программы, т.к. они действительно не понятны детям и просто отбивают желани читать хоть что-то. А поставить то, что детям понятно и тем самым привить им любовь к чтению. А классические произведения, как и многие другие, они прочтут во взрослой жизни. В любом случае, автору данной статьи спасибо за поднятую тему.
17.06.2023
Как так?
Перечитываю все это сейчас поневоле - вместе с подрастающими детьми, которым это откровенно неинтересно. Мое мнение, не стоит это сейчас читать - ни школьникам, ни взрослым. Безнадежно устаревшая литература. Пора оставить прошлое в покое.
17.06.2023
Ну не знаю, я всё понял в школе когда проходили эти произведения. Не понял бы - поставили бы двойку и оставили на второй год ))))
17.06.2023


