В швейцарском городе Базель завершилось «Евровидение»-2025. Вопреки прогнозам букмекеров победителем стал австриец Йоханнес Пич (JJ) с песней «Wasted love». Второе место занял Израиль, на третьем — Эстония. Но, как это часто бывает, конкурс запомнился не только эксцентричными номерами и яркими костюмами.
«Евровидение» снова обросло скандалами, еще раз напомнив, что оно давно вышло за рамки сцены. Хотя организаторы называют мероприятие «политически нейтральным». Рассказываем о самых громких интригах этого года.
В этом году от участия в конкурсе отказались Чехия, Турция, Словакия, Болгария, Молдавия и ряд других стран.
«В этом году мы откажемся от участия в «Евровидении». Решение не было легким, но было необходимым в текущем контексте. Национальный отбор этого года выявил определенные проблемы, включая снижение интереса аудитории и общего качества песен и выступлений», — уточнил директор телеканала Moldova 1 Корнелиу Дурнеску.
Другие государства объяснили, что отказ связан с похожими причинами. В конкурсе участие приняло 37 стран, тогда как раньше число могло достигать 43.
Хотя в феврале 2022 года решением Европейского вещательного союза (EBU) Россию исключили из числа участников конкурса и страна уже четыре года его пропускает, на этот раз на «Евровидении» без нее не обошлось.
В полуфинале в проморолик попало архивное выступление «Бурановских бабушек», которые представляли Россию в 2012 году с песней «Party for Everybody». Тогда они произвели фурор мирового масштаба и стали любимицами публики, но уступили первое место шведской певице Lorin.
В этом году ведущие назвали «Бурановских бабушек» коллективом с рекордным суммарным возрастом участников — 403 года. Интернет-пользователи решили, что так оргкомитет тонко намекает на возвращение России на сцену конкурса. Однако сами артистки вновь покорять «Евровидение» не планируют.
«Ну, конечно, нет. Зачем? Уже не надо нам и не одолеть это. Нам же уже восемьдесят семь, восемьдесят пять, восемьдесят шесть. И два раза на одну и ту же гору не взбираемся», — рассказала руководитель коллектива «Бабушки из Бураново» Ольга Туктарева.
Представляющая Латвию группа Tautumeitas попала под волну хейта за свою речь. Дело в том, что одна из певиц пообщалась с русскоязычным журналистом на его родном языке.
«Это самый большой сюрприз для нас. Когда мы приехали, были уже фанаты, которые ждали нас, которые знают все наши песни. На латышском поют с нами вместе. Вчера даже технический персонал, мы сидели и слышали, что смотрит наше выступление с интересом большим», — заявили артисты, отвечая на вопрос, как их приняла базельская публика.
Обычный диалог сумел вызвать агрессивную реакцию у правителей страны. Глава Национального совета Латвии по СМИ Иварс Аболиньш высказался, что «неприемлемо, чтобы интервью на русском выходили в эфир общественных СМИ, которые финансируются за счет налогоплательщиков».
Несмотря на то что «Евровидение» позиционируется как аполитичный конкурс, ситуация на мировой арене не может не касаться одного из самых крупных ежегодных событий.
По традиции в день открытия все участники проходят по бирюзовой дорожке перед журналистами и операторами, но в этом году снять появление звезд было особенно трудно. Болельщики организовали настоящий пропалестинский пикет во время церемонии.
Они принесли с собой флаги государства, размахивали ими так усердно, что флаги других стран невольно терялись на фоне, а некоторые даже пытались лечь под колеса автомобиля.
Кроме того, резонанс вызвала и певица от Израиля Юваль Рафаэль, которая представляла страну с песней New Day Will Rise. Как известно, 24-летняя девушка оказалась на фестивале Nova 7 октября 2023 года, когда боевики ХАМАС открыли огонь по участникам.
По данным СМИ, открытое письмо против участия Юваль подписали более 70 бывших участников «Евровидения», однако снимать певицу с конкурса никто не собирался. Более того, она получала угрозы от фанатов, после чего телекомпания KAN подала жалобу в Европейский вещательный союз и швейцарскую полицию.
В этом году страну на конкурсе представляла группа Ziferblat с песней «Bird of Pray». Как заявлял гитарист коллектива Валентин Лещинский после общения с другими конкурсантами, он отметил «их безразличие к ситуации на Украине».
«Эмпатия есть, но в этом вопросе ощущается некая «дежурность». Они задают вопросы для small talk (короткий легкий диалог. — Прим. «СЭ»). Никакой эмоциональной реакции вы не дождетесь», — сказал он.
Он также добавил, что среди конкурсантов «есть те, кто поддерживает Россию», но не стал вдаваться в подробности.
Эстонский рэпер до «Евровидения» все-таки доехал и благополучно представил широкой публике свой хит «Espresso Macchiato» про любовь итальянцев к кофе, сигаретам и спагетти. Политики страны требовали не допускать песню до конкурса из-за оскорбительности.
Однако прежде чем выступить, Кэш долго возмущался некачественно запланированными репетициями и несоответствующей подготовкой площадки. На это также пожаловались и другие артисты, чье время пострадало из-за технических сбоев.
При этом у российской аудитории рэпер вызывает большой интерес. Он знает русский язык, но перестал афишировать это, долгое время был звездой Рунета, а сейчас встречается с российской моделью Полиной Грибановой.
Телеведущая, поэтесса, стендап-комик Хейзел Бруггер и представительница Швейцарии на «Евровидении» 1991 года Сандра Штудер стали ведущими конкурса.
Несмотря на тесную связь со сценой, случился мелкий казус. Девушки перепутали Мириану Конте из Мальты с Ниной Жижич из Черногории. К слову, первой пришлось заменять песню на конкурсе: изначальное название Kant запретили из-за сходства с английским нецензурным словом.
Ограничение наложил сам Европейский вещательный союз (EBU), хотя мальтийское слово kant происходит от латинского cantus и переводится как «пение».