Дэнни Бойл и Алекс Гарленд возвращаются в мир пораженных вирусом ярости Британских островов. Спустя 23 года после выхода ленты «28 дней спустя» творческий тандем вновь прикоснулся к когда-то созданной им вселенной. За прошедшие годы и Бойл, и Гарленд, выступившие в качестве режиссера и автора сценария фильма 2002 года, проделали большой творческий путь и во многом пошли разными дорогами. Впрочем, это не помешало проекту «28 лет спустя» стать интересным и захватывающим фильмом как для фанатов оригинала, так и для сторонних зрителей.
28 лет назад Великобританию поразила вспышка странного заболевания, так называемого вируса ярости. Оно превращало зараженных в агрессивных полуразумных существ, нападающих на обычных людей. В мире, придуманном Гарлендом и Бойлом, болезнь не смогла перерасти в глобальную пандемию. Человечество подавило вспышку и смогло ограничить зону распространения территорией Британских островов. Когда-то развитая страна превратилась в опасную карантинную зону, населенную агрессивными существами. Местность патрулируют военные корабли.
Центром повествования оказываются представители небольшой общины, поселившейся на приливном острове Линдисфарн, также известном как Святой остров. Попасть в деревню можно лишь в моменты, когда вода отходит от берегов и открывает путь. Сам быт поселения ненавязчиво вызывает ассоциации со средневековьем, в которое встроились некоторые из достижений цивилизации XX века.
Двенадцатилетний мальчик Спайк готовится к своей первой вылазке на «большую землю», где ему предстоит пройти через первое убийство «загаженного» — пораженного вирусом существа. Все это представляет своего рода ритуал взросления и посвящения в мужчины. Впрочем, парнишка будет не один: в путешествие с ним отправится его отец Джейми, явно имеющий большой опыт в уничтожении местного аналога зомби. В доме семьи остается больная мать Айла, которая страдает от недуга неизвестной природы. В деревне нет никого с медицинским опытом старого мира, так что перспективы выздоровления женщины не выглядят радужными.
Путешествие отца и сына оказывается не столь легким, как планировалось, и они сталкиваются с несколькими видами заболевших. Если толстые, распухшие и медлительные твари не выглядят особо опасными, то огромные альфа, которых не сразить луком и стрелами, представляются почти непобедимыми противниками.
Во время вынужденной ночевки в заброшенном доме Спайк замечает огонь среди просторов ночной «большой земли». Джейми рассказывает, что там живет полоумный доктор, к которому лучше не приближаться. После тяжелого возвращения и побега от альфа в родную деревню парнишка задумывает отвести больную мать к тому самому доктору.
Юноша, обманув стражей ворот, сбегает из поселения и вместе с матерью отправляется на поиски врача. Путь этот окажется не менее опасным, чем его первая вылазка, и преподнесет героям не один сюрприз.
Ленте «28 лет спустя» сложно отказать в зрелищности. Фильм Дэнни Бойла стартует как бодрое роуд-муви в декорациях зомби-апокалипсиса и не стесняется ярких образов. На экране промелькнет и перешеек, и северное сияние, и даже спиленный в 2023 году платан, стоявший около Адрианова вала и получивший известность благодаря ленте 1991 года «Робин Гуд: Принц воров».
Насмотревшись на виды Британских островов, перемежающиеся короткими хоррор-вставками, можно решить, что и дальше зрителей будет ждать история о путешествии отца и сына, взрослении одного и эволюции характера второго. Но стоит отдать должное Гарленду и Бойлу: они не попадают в ловушку стандартного и распространенного сюжета.
В какой-то момент «28 лет спустя» возвращается к развешенным в начале ружьям и перезапускает сам себя, превращаясь в драматичную историю о спасении и обреченности. Несмотря на все белые нитки, которые порой начинают торчать из структуры повествования, подобный ход заставляет зрителя перестраиваться и вместе с никуда не девшимися хоррор- и экшен-элементами не дает заскучать.
Эмоционального пика лента достигает в тот момент, когда главный герой приближается к финальной точке своего путешествия. Именно персонаж-доктор становится главной жемчужиной фильма — врач и его состоящее из костей поселение открывают Спайку новый взгляд на жизнь. При этом непонятно, насколько герой Рэйфа Файнса адекватен. В любом случае этот измазанный йодом персонаж становится одной из самых ярких вспышек всего фильма.
«28 лет спустя» умудряется пробежаться по многим темам, при этом не погрузившись глубоко ни в одну из них. Подобный подход вызовет у современного зрителя, привыкшего к глубокому погружению в мир выдуманных вселенных, слишком много вопросов. Тут и тема международного взаимодействия, и быт зараженных, и даже возобновление их популяции, которое не ограничивается укусами людей, а внезапно демонстрируется как деторождение. Быть может, часть из этих тем раскроется в продолжении, которое увидит свет уже совсем скоро — в январе 2026 года. Пока же подобная фрагментарность может вызывать острое желание залезть на форумы фанатов в поисках подробностей.
Отдельных вопросов добавляет финальная сцена ленты. С одной стороны, она закольцовывает историю с открывающим эпизодом, с другой же — создает вызывающее многоточие, а также добавляет слишком много абсурда происходящему. Если до этого фильм не стеснялся иногда быть глупым, но понимал границы, то концовка выглядит так, будто 68-летний Бойл отдал управление процессом своему внуку из поколения TikTok.
Роль главного героя, двенадцатилетнего юноши по имени Спайк, досталась Элфи Уильямсу. Отца мальчика сыграл Аарон Тейлор-Джонсон, очень органично выглядящий в роли матерого выживальщика с опытом убийства местных зомби. Ну а в страдающую странным недугом мать героя перевоплотилась Джоди Кормер.
Главной звездой всего фильма можно назвать появляющегося во второй половине Рэйфа Файнса. Сыгранный им доктор Келсон невольно навевает ассоциации с образами из «Апокалипсис сегодня» и впечатляет сильнее, чем все зараженные, вместе взятые, начиная от синюшных толстяков и заканчивая гигантскими альфа-зомби. В каждом своем появлении актер крадет все внимание зрителя.
Новый фильм режиссера Дэнни Бойла и сценариста Алекса Гарленда — это удивительно захватывающее зрелище. Пусть лента и не лишена недостатков, ее самобытность увлекает и может понравиться даже тем, кто не является большим поклонником жанра зомби-фильмов. Самый же главный вопрос, который может возникнуть у зрителя, это вовсе не механизм размножения зараженных и уровень организации их общества, а то, почему же британским режиссерам не дают покоя разноцветные спортивные костюмы на бандитах.