В кинотеатральный прокат вышла лента «Бруталист». Фильм Брэйди Корбета уже успел заслужить признание в среде критиков, удостоился второй по значимости награды Венецианского фестиваля «Серебряный лев», вручаемой лучшему режиссеру, стал триумфатором «Золотого глобуса» и вошел в список главных фаворитов предстоящего «Оскара», выступив сразу в десяти номинациях. Рассказываем, каким получился проект и почему на него стоит обратить внимание.
Венгерский еврей Ласло Тот — представитель всемирно известной архитектурной школы Баухаус, прошедший через все ужасы Холокоста. Бывший узник концентрационного лагеря Бухенвальд прибывает в США, где планирует начать новую жизнь.
Сыгранный Эдрианом Броуди герой находит пристанище у своего двоюродного брата Аттилы и занимается тем, что начинает проектировать мебель для магазинчика кузена.
В один день к героям с заказом обращается сын миллионера Харрисона Ли Ван Бюрена. Наследник хочет порадовать отца и перестроить его библиотеку. Впрочем, вернувшийся раньше времени богатый родитель оказывается в ярости, когда узнает, что творится в доме без его ведома. Миллионер ненавидит сюрпризы, а эмоциональность реакции богача возрастает еще и из-за болезни его матери.
В итоге Ван Бюрен-младший отказывается платить, а Аттила выгоняет своего кузена, обвиняя последнего в провале работ и в домогательстве к жене. Ласло остается без крыши над головой и попадает в приют для бездомных. В течение нескольких лет он живет подработками вроде сортировки угля и попадает в зависимость от тяжелых наркотиков. Ими герой глушит боль от сломанного когда-то носа и, скорее всего, боль душевную. Там же он находит и нового товарища — отца-одиночку по имени Гордон.
В одну из рабочих смен героя посещает Ван Бюрен, в доме которого тот когда-то проводил реновацию библиотеки. После того как проект Тота был высоко оценен профессионалами, лендлорд разыскивает архитектора, решает все-таки заплатить герою Броуди и пригласить его на званый ужин.
Узнав, что имя Тота было далеко не последним в архитектурных кругах Европы, американец решает отдать в руки главного героя постройку мемориального центра имени своей умершей матери, что становится для главного героя сюрпризом.
Проект должен совместить в себе черты сразу нескольких учреждений вроде библиотеки, лектория и часовни и стать чем-то по-настоящему заметным и амбициозным, так что Ласло принимается за работу.
Тем временем новые связи и знакомства позволяют герою ускорить переезд за океан оставшихся в Европе жены Эржебет и племянницы Зофии.
Стоит признать, что монументальная во всех смыслах, изобретательная и местами завораживающая картина о венгерском архитекторе действительно может поразить и очаровать зрителя.
Но при этом произведению явно обладающего нескромными амбициями Брэйди Корбета порой не хватает пластичности. Было ли это сознательным решением или «Бруталист» и его постановщик в погоне за местом в вечности упустили что-то важное?
«Бруталист» стал фильмом-событием, вокруг него не утихают обсуждения, а сама лента дает широкий простор для трактовок. Тут вам и тема Холокоста, и критика капиталистического общества, эксплуатирующего таланты других, и поиски природы гениальности, и критика ксенофобии.
При этом стоит отдать автору должное. Если задуматься, то «Бруталист» действительно умудряется говорить об огромной травме еврейского народа, почти полностью избегая клише или по крайней мере грамотно их маскируя. История Ласло развивается параллельно с историей государства Израиль, и это проходит сквозь все повествование.
Но в какие-то моменты возникает ощущение, что американца Корбета больше интересует именно трагедия гения главного героя, который, несмотря на весь свой талант, оказывается жертвой зубастого капиталистического мира.
Кажется, что бывший актер Брэйди Корбет во многом, подобно своему герою, уж очень сильно хочет войти в историю кино. Оттого и формат Vista Vision, который использовался в таких шедеврах мирового кинематографа, как «Головокружение» и «К северу через северо-запад» Альфреда Хичкока. И визуальная выверенность всего происходящего на экране, и даже антракт, на который трех с половиной часовая лента прерывается где-то в середине. Последнее — явно не обязательный шаг при подобном хронометраже, так что считывается скорее как часть авторского замысла.
Есть в «Бруталисте» что-то от Орсона Уэллса — кинематографиста, сумевшего покорить Голливуд в возрасте 25 лет и прочно вошедшего в историю. Только вот его отличало то, что он был инноватором и визионером, делал то, что до него никто не осмеливался. «Бруталист» же — уже третья режиссерская работа Корбета, и, несмотря на весь успех, она вряд ли окажет подобное «Гражданину Кейну» Уэллса влияние.
Стоит сказать, что при производстве фильма все-таки нашлось место и взгляду в будущее технологий. «Бруталист» долгое время создавался в условиях не самого богатого финансирования: общий бюджет фильма составил всего 9,6 миллиона долларов.
Уже в январе этого года проект попал в центр скандала. Монтажер фильма Дэвид Янчо в одном из своих интервью рассказал, что для придания большей реалистичности диалогам на венгерском языке авторы использовали искусственный интеллект.
Авторы признались и в использовании нейросетей в архитектурных чертежах, показанных на экране. При разработке проектов из финальных сцен ленты они прибегли к нейросети Midjourney. Впоследствии работа ИИ была переработана и дополнена профессиональными художниками.
Позднее режиссер Брэйди Корбет внес ясность, рассказав, что искусственный интеллект использовался минимально, что никак не отразилось на работе команды, и встал на защиту актеров, подчеркнув, что каждая из ролей действительно заслуживает большой похвалы.
Спорить с режиссером по этому вопросу нет никакого смысла. Получивший «Золотой глобус» как лучший актер драмы Эдриан Броуди абсолютно заслуживает этой награды, как заслуживает и номинации на премию «Оскар».
Имеющий восточноевропейские корни актер уже примерял на себя похожий образа в «Пианисте» Романа Полански. Велика вероятность, что успех может повториться и работа Броуди будет вознаграждена главной статуэткой. Порой кажется, что именно на его актерской игре держится не только образ Ласло Тота, но и вся тема травмы Холокоста.
Номинированный на премию «Оскар» за роль второго плана Гай Пирс, сыгравший в ленте Ван Бюрена, также создал на экране невероятно запоминающийся образ.
Его герой превращается из благодетеля, подарившего Тоту шанс создать проект всей его жизни, в персону, ломающую европейского архитектора. А одна из сцен с его участием станет шоком для зрителя, независимо от того, как вы трактуете посыл всего фильма.
Говоря о «Бруталисте», нельзя не упомянуть «Мегалополис», также вышедший в прошлом году. И там и там в центре повествования оказываются гениальные архитекторы (и длиннолицые брюнеты) на пороге создания своего opus magnum (лучшая, наиболее успешная работа. — Прим. ред.). При этом реализуют сюжет режиссеры абсолютно по-разному.
Удивительным становится то, что восьмидесятипятилетний Коппола умудрился создать фильм более современный, пусть и гораздо более скандальный, а порой и кажущийся откровенным разочарованием.
Как кино «Бруталист» молодого Брэйди Корбета выглядит на голову выше. Здесь и связное логичное повествование, и невероятно красивые кадры, созданные в рамках ограниченного по современным меркам бюджета, и простор для трактовок той или иной сцены.
Но во всем этом отчетливо недостает чего-то по-настоящему живого. Иногда кажется, что вся эта сложность на экране есть лишь ради того, чтобы просто там быть. И даже имя Ласло Тот, отсылающее к реальному человеку, который пытался уничтожить скульптуру Микеланджело, — лишь ментальное упражнение, призванное потешить самолюбие людей, знающих об этой истории.
Несмотря ни на что, «Бруталист» — это все еще яркое кинособытие, которое не стоит пропускать и которое точно подарит яркие эмоции. А успех ленты в наградном сезоне придаст этим обсуждениям еще больше запала.