11 сентября 2025 года свет увидел очередную экранизацию Стивена Кинга под названием «Долгая прогулка». За первый уик-энд фильм собрал 11 миллионов долларов при бюджете в 20 миллионов, что стало одним из худших результатов для киноверсий «короля ужасов». Однако примечательно, что лента получила одни из лучших рейтингов среди адаптаций Кинга — 89% на Rotten Tomatoes. В этой статье разбираем, как успех «Долгой прогулки» у критиков сочетается с ее кассовым провалом.
В будущем для поддержания духа нации власти решили проводить ежегодное соревнование под названием «Долгая прогулка». Правила просты: 100 юношей должны, не останавливаясь, идти со скоростью выше трех миль в час, пока не останется один. Победитель получит крупную сумму денег и исполнение всех желаний. Проигравших расстреливают на месте.
Примечательно, что «Долгая прогулка» — один из первых романов Кинга. Он был написан в 60-х годах и опубликован в 1979 под псевдонимом Ричард Бахман. История, описанная в произведении, вдохновлена Вьетнамской войной и кошмарами, происходившими с молодыми солдатами. Своим произведением автор хотел передать ощущение ужаса и несправедливости тех событий.
За последние годы книга вновь стала актуальной. Казалось бы, успех экранизации обеспечен. Тем более что зрители очень тепло принимают антиутопические картины. Но этого не случилось, и фильм стал кассовым провалом.
В современном мире, где конкуренция проектов очень высока, основным параметром при выборе фильма становятся рейтинги. Именно с их помощью рядовой зритель определяет, смотреть премьеру или нет. Ошибившись, он рискует потерять время и не получить никакого удовольствия.
Несмотря на удобство системы, она обладает большими изъянами. Каждое последующее негативное мнение о картине отбивает желание просмотра, что, в свою очередь, не позволяет картине получать новые мнения. Таким образом рано полученные отрицательные отзывы на корню зарубают успех проекта.
Помимо других кинолент, с которыми «Долгой прогулке» приходится сражаться за внимание аудитории, рынок перенасыщен и адаптациями самого Стивена Кинга. Только за последний год вышло несколько экранизаций его романов. «Громкое» имя автора сейчас перестало быть знаком качества из-за большого потока проектов. Чтобы выбиться в лидеры, уже недостаточно иметь приписку «по роману «короля ужасов» на баннере, сейчас нужно привлекать высоким качеством и попаданием в предпочтения.
Подобное в свое время уже происходило с другой экранизацией Кинга — «Побег из Шоушенка». Фильм с крахом провалился в прокате, так как просто не смог вызвать нужного ажиотажа. Однако спустя время картина стала неоспоримым шедевром и классикой кинематографа. Произойдет ли подобное с «Долгой прогулкой»? Покажет только время.
Большинство антиутопических историй обладают отличительной деталью или образом, узнаваемым имиджевым элементом, который выделяет проект среди остальных картин жанра. Подобный подход любим и ожидаем зрителями, и его отсутствие ощущается серым и непривлекательным.
В «Судной ночи» это была сирена, оповещающая о том, что на одну ночь даже самый добрый сосед может стать монстром, а затем вновь вернуться к привычной жизни и вести себя как ни в чем не бывало.
В «Голодных играх» нам представили арену и четкое разделение между изобилием Капитолия и рабскими условиями дистриктов.
«Игра в кальмара» показала целую новую вселенную, где на острове переставала существовать реальная жизнь. «Игрушечные» цветные декорации становились местом настоящей бойни, а контраст между яркими детскими элементами и кровью по соседству ощущался особенно ярко.
Мир «Долгой прогулки», за исключением самой игры, ничем не отличается от обычной обстановки. Глазу зрителя не за что зацепиться. Герои носят обычную одежду, у локаций нет примечательного ландшафта, а сама игра не предполагает сюжетных хитросплетений. Единственное, что дает экранизация, — всепоглощающее чувство ужаса и безысходности.
В погоне за идеей и моралью создатели не добавили запоминающегося «крючка». Того элемента, ради которого люди захотят посмотреть проект. Безусловно, качественный сюжет и проработанные персонажи влияют на дальнейшие рейтинги и обсуждения, но не помогают в продвижении.
С нынешним потоком информации и скоростью контента очень сложно зацепить внимание аудитории. Сейчас уже никто не пойдет на экранизацию «короля ужасов» только потому, что знает о таланте Кинга. В новом цифровом мире зрителя «покупают» интересной концепцией и яркой эмоцией, которая и побуждает к просмотру.
Ни для кого не секрет, что самый кассовый возрастной ценз всегда был и остается семейным. Несмотря на выдающихся представителей рейтинга R, которые потрясли кассовые сборы, фактически индустрия осталась неизменной. А прибыльные проекты 18+ скорее исключение, чем правило.
В среднем жестокость, а соответственно более высокий возрастной рейтинг, уменьшает прибыль. Это неудивительно: если картину фактически может посмотреть меньшая часть населения, то и денег заработать ей будет сложнее. Особенно учитывая тот факт, что семейная аудитория является самым платежеспособным и лояльным зрителем — самые крупные кинокомпании выросли именно на ней.
«Долгая прогулка» в этом плане промахивается по обеим мишеням. Одно из главных условий экранизации романа было натуралистичное изображение насилия в кадре. Для автора была принципиальна передача своей центральной идеи, которая подразумевала отторжение и неприязнь. В мире кино, за исключением жанра слэшер, подобный подход в целом непривычен — большая часть насилия на экране гламуризируется или высмеивается, дабы облегчить его восприятие. И даже самые жестокие проекты обычно сопровождаются «красивой» оберткой: белыми перчатками, различными масками и напускной педантичностью.
Казалось бы, тяжелые времена требуют реалистичного переноса событий в вымышленный мир, но это не совсем так. В самые отчаянные периоды люди, наоборот, больше всего восторгаются счастливыми и веселыми картинами. Или по крайней мере красивыми. А гиперреализм скорее играет в минус, чем в плюс.
Несмотря на то что насилие притягивает взгляды к экрану, на самом деле большинство из нас вовсе не хочет наблюдать его натуралистичное и детальное изображение со всеми подробностями и физиологическими процессами. Мы хотим наблюдать за тем, как в кино переносятся будничные проблемы, но преподнесенные с совершенно другой стороны.
В российских кинотеатрах фильм выходит 18 сентября. Картину покажут в официальном прокате, без использования параллельного импорта.
Можно предположить, что на отечественном рынке проект ждет больший успех, чем в западном прокате. В России имя Стивена Кинга все еще ассоциируется со знаком качества, поскольку его провальные экранизации просто не снискали достаточной известности в нашей стране. Поэтому зрители, скорее всего, с большей охотой пойдут на адаптацию известного автора. Помимо этого, нынешний российский рынок не богат зарубежными премьерами. Кроме российских картин в кинотеатрах редко демонстрируют иностранные фильмы с рейтингом выше 6.0.
Зритель успел заскучать по качественным американским картинам и с радостью пойдет оценить очередную ленту по роману автора. Надеемся, в России «Долгую прогулку» действительно ждет успех.