17 авг 09:00
4 сентября в российский прокат выйдет картина Рона Ховарда «Эдем». В своем новом фильме режиссер попытался исследовать самые темные стороны человеческой природы. Рассказываем, каким получился триллер о группе переселенцев в поисках смысла жизни и стоит ли его смотреть.
Картина «Эдем» основана на реальных событиях, но для тех, кто с ними не знаком, основные тезисы прописаны в предисловии. 1929 год. Мировая экономика рухнула после Первой мировой войны. Распространяется фашизм. Люди отчаянно ищут выход.
В итоге одни приспосабливаются к новому режиму, другие — сопротивляются ему. «Эдем» рассказывает о группе людей, отправившихся на необитаемый остров Флореана, чтобы жить там на своих условиях.
Среди них — доктор Фридрих Риттер (Джуд Лоу), Дора (Ванесса Кирби), Хайнц (Даниэль Брюль), Маргарет (Сидни Суини) и Баронесса (Ана де Армас) с преданной свитой.
Положим, не все в этой компании гонятся за высокими идеалами. Да, доктор хочет написать радикально новую философию бытия, которая спасет человечество от самого себя, но все остальные осели на острове по более прозаичным причинам. Дора следует за своим гуру, Хайнц экономит на лечении сына от первого брака, у Маргарет нет выбора, кроме как отправиться с мужем, а баронесса надеется на грядущий триумф с открытием роскошного отеля.
Однако мирной жизни даже в таком скромном составе не получается. Интересы переселенцев расходятся, а баронесса вместо утопического отеля строит интриги, пытаясь окончательно поссорить всех на острове.
В недавнем сериале «Киностудия» среди блистательного парада камео засветился и Рон Ховард. Появление режиссера в проекте Apple TV+ вышло комплементарным.
Работы двукратного обладателя «Оскара» и впрямь очень успешны. Рон Ховард наиболее известен по картине «Игры разума» о гениальном математике, которого поглощает шизофрения.
Также на счету режиссера фильмы «Аполлон 13», «Гринч — похититель Рождества», «Код Да Винчи» и даже «Хан Соло: Звездные войны. Истории», сериалы «Гонка» и «Гений».
С «Эдемом» Ховард свернул с проторенной дорожки идеальных блокбастеров, обреченных на восторженные отзывы и кассовый успех, в сторону авторского кино, позволяющего углубиться в самые темные уголки человеческой души.
Для написания сценария режиссер привлек Ноя Пинка, работавшего над «Гением» и «Тетрисом».
Собрав для своей амбициозной истории возвышенную семейную пару, приземленную семейную пару и хаос во плоти, Ховард и Пинк были близки к тому, чтобы разыграть блестящую кинопартию. На острове закручивалась та еще загадка запертой комнаты — подумать только, эти переселенцы отринули все, что было, чтобы начать с чистого листа. Стало быть, границы морали подвижны как никогда.
Но ставка не сыграла. Происходящее на экране больше напоминает реалити-шоу в стиле ретро: Риттер посылает свои философские рассуждения по почте на материк, чтобы их напечатали в газетах и прочитали в передовых салонах Европы. На остров приезжает съемочная группа, чтобы засвидетельствовать подвиг отважных первопроходцев.
Сами жители необитаемого острова неуклонно следуют заветам Ницше, по крайней мере в том, что касается слов философа о бегстве от ближнего: они ненавидят друг друга, вступая в стратегическое перемирие изредка и исключительно ради общей цели.
«Эдем» раскрывается чередой упущенных актерских возможностей (Джуд Лоу и Ванесса Кирби, кажется, могли показать значительно больше, но у них не было подходящего материала), чересчур раскрытых актерских возможностей (Ана де Армас не вполне уверенно смотрится в роли роковой интриганки такого уровня) и довольно странных художественных решений: об эпизоде родов героини Сидни Суини, по ощущениям занимающих полфильма, лучше даже не вспоминать.
Безусловно, Рон Ховард, как и персонажи «Эдема», предпринял отважную попытку пойти принципиально другим путем, и режиссеру удалось это куда лучше, чем героям его истории, но все же фильму отчаянно недостает глубины.
Понятно, что Ховард хотел показать, что зло внутри, оно часть человеческой природы. Люди бегут от агрессии мира, но не понимают, что это невозможно, и где бы то ни было они попросту воссоздадут среду, в которой жили раньше.
Но «Эдем», увы, тот случай, когда понимать что-то не значит суметь отразить. Впрочем, не каждый способен на шаг в сторону от привычного, и в этом смысле Рон Ховард впечатляет.


