Смотреть
Фильмы и сериалы

27 янв 20:00

5 мин.

Обзор фильма «Мастер и Маргарита»: какой получилась амбициозная экранизация главного романа Михаила Булгакова

Читайте нас в ВКонтакте Дзен

В российский прокат вышла картина Михаила Локшина «Мастер и Маргарита». Рассказываем, какой получилась новая амбициозная экранизация главного романа Михаила Булгакова.

Сюжет фильма

Сюжет «Мастера и Маргариты» знают все, но фильм Михаила Локшина претендует на новаторство и оригинальность, поэтому предлагает зрителям свою интерпретацию известной истории: творчество московского писателя не отвечает текущим идеологическим требованиям, поэтому он ищет убежище в своем даре, создавая на страницах нового романа мир и высшую силу, которая сможет его защитить от невыносимой реальности.

Стоит ли смотреть новую экранизацию «Мастера и Маргариты»

Поклонникам Михаила Булгакова, пожалуй, с осторожностью — хотя им не привыкать, что экранизации «Мастера и Маргариты» по большей части разочаровывают.

Одна из главных сюжетных линий романа — история любви. Это душераздирающе, но и Мастер, и Маргарита в новой экранизации получились слишком поверхностными. Евгений Цыганов придерживается своего привычного актерского амплуа, а Юлия Снигирь не отражает глубокого состояния несчастья Маргариты. «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня», — объясняет главная героиня в романе Булгакова, но, глядя на новую версию Маргариты, не видно состояния, толкнувшего героиню на то, чтобы изменить свою природу.

В целом все самые сложные эмоциональные состояния героини не отыгрываются, а прочитываются, что многое объясняет в вопросе уровня актерской игры.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Фото Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Справедливости ради, в сериале 2005 года талантливейшая Анна Ковальчук тоже не идеально вписалась в образ ведьмы. В романе Маргарита сломлена, поэтому они с Мастером и нашли друг друга. Это персонажи, которым больше нет места в этом мире. В сериале Владимира Бортко Маргарита слишком сильная, неудержимая, и это потрясающе, но такая женщина никогда бы не обратила внимание на Мастера. Он бы просто не показался ей хоть сколько-нибудь стоящим, тем более, как мы знаем из романа, среди знакомых мужа Маргариты «попадались интересные люди».

Кроме того, неизвестно, кого Маргарита любила больше: Мастера или его роман. В книге она больше напоминает преданную поклонницу, а в фильме — грозного редактора. Впрочем, миссию музы она выполняет и там и там. Уставшая от собственной беззаботности, Маргарита, наконец, начинает видеть, что может вдохновлять, а значит, в определенном контексте и сама что-то значит. Так ее жизнь обретает смысл.

Ну, допустим, вместо Мастера и Маргариты в экранизации осталась просто пара персонажей-любовников, но в романе есть и другие стороны, возможно, они удались? Отчасти да, но трудно сказать, что экранный Мастер переживает тяготы столь невыносимые, что не видит выхода и чувствует себя загнанным в угол. Скорее, ему принесли частичные неудобства — да и то не самого трагического характера. Мастер продолжает вести вполне богемный образ жизни, и на фоне реалий многих людей того времени он просто выглядит привилегированным и капризным, поэтому ему трудно сопереживать.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Фото Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Сюжетная линия между Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри в картине Локшина получилась торопливой и скомканной, хотя ключевой ей быть не помешало бы. Мастер считает себя творцом, в определенном смысле — первотворцом (к слову, в сериале Бортко эта связь отражена тем, что сыгравшего Мастера Александра Галибина озвучил Сергей Безруков, исполнивший роль Иешуа). Ранимая душа создателя беззащитна перед жестокостью этого мира, но только так он может создавать что-то уникальное.

Аугуст Диль — любопытный Воланд, он действительно великолепен и слишком самодостаточен. Его свита словно потерялась в фильме, хотя тот же Фагот — один из невероятнейших персонажей, сводить которого до comic relief функции — это буквально убить героя, чья линия поведения — не выбор, а жестокое наказание.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Фото Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Персонаж Фриды на балу у Сатаны отлично вписывается в текущую реальность, где стали уделять больше внимания проблеме насилия в современном обществе. По сюжету романа Маргарита защищает жертву, пренебрегая даже собственным желанием вернуть Мастера, ради которого решилась перевернуть свою жизнь.

Глубочайшая личная трагедия Маргариты в том, что у нее не было детей (в какой-то степени поэтому она переносит часть своей потребности в опеке на сломленного писателя). Она, в отличие от всех остальных, сопереживает Фриде, и это отражает, во-первых, важность проблемы, а во-вторых, женскую солидарность. Сейчас на экране это могло выглядеть очень прогрессивно, но в фильме эта история обыгрывается недостаточно явно.

Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»
Фото Кадр из фильма «Мастер и Маргарита»

Безусловно, экранизация не обязана быть дословным отражением романа, но сохранить главные моменты истории в ней необходимо, иначе сюжет превращается в несметную череду зарисовок, не формирующих целую картину.

Нельзя сказать, что «Мастер и Маргарита» фильм «второй свежести», но он просто не вполне совпадает с амбициозностью изначального замысла окунуться с головой в магический реализм и вплести в роман историю любви самого Михаила Булгакова. Но, безусловно, проделана большая работа, особенно в вопросе визуальных решений (за исключением Кота Бегемота, его графика выглядит не вполне убедительно). Картина Михаила Локшина может предложить многое, но так и не ответит на главный вопрос: почему Мастер не заслужил света?