26 янв 2024 21:00
1 декабря на Netflix вышел новый фильм Тодда Хейнса «Май декабрь». Работа получила номинацию на «Оскар» в категории «Лучший оригинальный сценарий» и полюбилась многим критикам.
Лента, главные роли в которой сыграли Натали Портман и Джулианна Мур, рассказывает историю семейной пары с темным прошлым. Разбираемся, получилось ли у Тодда Хейнса сделать действительно интересное и захватывающее исследование непростой темы.
Осторожно: в тексте могут быть спойлеры.
Грейси и Джо почти четверть века вместе, их старшая дочь учится в колледже, а младшие дети — разнополые близнецы — готовятся к школьному выпускному и дальнейшему поступлению. Чем не описание идеальной семьи? Только вот начались эти отношения с сексуализированного скандала. Супруги познакомились, когда еще юный семиклассник Джо в возрасте тринадцати лет устроился на работу в местный зоомагазин, где работала тридцатишестилетняя Грейси. Интимная близость между героями недолго оставалась тайной. После раскрытия отношений замужняя Грейси не только ушла из семьи, но даже подверглась тюремному наказанию, после которого вернулась к своему молодому любовнику. К этому отсылает и название картины: «май и декабрь» — эта фраза в английском языке означает романтические отношения между людьми с большой разницей в возрасте.
Фильм стартует с событий, которые происходят через 23 года после скандала. В гости к семье Грейси и Джо приезжает Элизабет Берри — актриса, готовящаяся к роли в фильме, созданном по мотивам истории героев. Кажется, что все потрясения позади, и пара, успевшая воспитать несколько детей, живет счастливой жизнью. Даже отношения героини Джулианны Мур с бывшим мужем и детьми от первого брака кажутся пусть и не теплыми, но вполне сносными.
В рамках подготовки к роли Элизабет погружается в жизнь очень необычной семьи с не самым приятным прошлым. Актриса наблюдает не только за Грейси и Джо, но также встречается с бывшим мужем героини Джулианны Мур и ее сыном от первого брака.
В некоторые моменты кажется, что Элизабет вовсе не актриса, а журналист, занимающийся расследованием скандального дела. Она пристально наблюдает за Грейси, пытаясь скопировать ее внешний вид и поведение, а также понять ее отношение к событиям 23-летней давности. Также девушка всеми силами старается разговорить и второго героя скандала, своего одногодку Джо (и актрисе, и герою скандала 35 лет).
Также Элизабет Берри посещает тот самый магазин, где произошло знакомство взрослой женщины и юного парня, и даже заглядывает в подсобку, в которой они проводили много времени.
В расследовании героини Натали Портман нет эмоций, она не погружается в проблемы реальных людей, которых исследует. Девушка лишь отстраненно наблюдает.
Эмоционально нестабильная героиня Мур рассказывает о своих отношениях, как об истории любви, борющейся с предрассудками и напоминающей интерпретацию Ромео и Джульетты. И кажется, что Грейси сама верит в это. Только вот зритель, как и многие окружающие главных героев персонажи, видит не полную романтики всепобеждающую любовь, а пример растления.
Несмотря на скандальную тему груминга (создания доверительных отношений между взрослым и ребенком в целях последующей сексуальной связи. — Прим. ред.), Тодд Хейнс не дает прямой оценки действий героев. Оставляя простор для интерпретации, кто из персонажей кем манипулирует, режиссер вызывает недоверие не только к Грейси, но и к Элизабет. Взять хотя бы сцену излишне откровенного общения со школьниками из актерского кружка, пришедшими на встречу с Берри. Тем временем Джо, похоже, наконец-то открывает глаза на то, что ради семейного союза он принес в жертву не только часть детства и юность, но и свое психическое здоровье.
Несмотря на проблемную тему, фильм наполнен иронией: излишне драматичный саундтрек и китчевая манера съемки («китч» — безвкусица. — Прим. ред.) могут и вовсе вызвать у зрителя улыбку. Подобная форма подачи не совсем явно, но вступает в конфликт с тяжелым содержанием. Немного абсурдная подача заставляет скептически взглянуть и на действия героини Натали Портман, которая не просто интервьюирует Грейси, но будто бы пытается вжиться в ее образ — но так до конца и не понимает виновницу истории.
Режиссер использует прием мизанабим, показывая «фильм в фильме» — сначала зритель видит дешевое и порнографическое изображение близости героев в подсобке зоомагазина. В конце кино — версию Элизабет, попытавшейся узнать героев настолько близко, насколько возможно. Несмотря на проделанную ею работу по исследованию характеров, отношения Грейс и Джо в финальной сцене почти не отличаются от продемонстрированной ранее дешевой постановки.
«Май декабрь» удивительным образом тасует жанровые карты: в нем есть и социальная драма, и напряженный триллер. При этом герои регулярно меняются местами: в какой-то момент именно Элизабет окажется главным злодеем всей истории, лишенным чувства эмпатии.
Снятая в откровенно китчевой манере картина поднимает животрепещущие темы, но будто бы сторонится и побаивается выводов. Как Грейси остается загадкой для героини Элизабет, так и на вопросы, поставленные режиссером, не находятся ответы. Впрочем, «Май декабрь» — безупречно изображенный пример дисфункциональных отношений, в которых за идеальной картинкой скрываются жизни несчастливых людей.