28 фев 19:00
Недавно состоялся цифровой релиз «Зоны интересов» — фильма — обладателя «Гран-при Каннского кинофестиваля» и номинанта на премию «Оскар» в пяти категориях. Основанная на одноименном романе британского писателя Мартина Эмиса лента рассказывает историю семьи коменданта концлагеря. Но в отличие от книжного первоисточника, режиссер Джонатан Глейзер отказался от завуалированности повествования и сразу выложил все карты на стол. Перед зрителем предстает семья Рудольфа Хесса — реального коменданта концентрационного лагеря Освенцим в период с 1940 по 1943 год.
Стоит начать с того, что в первой за десять лет полнометражной ленте британца Джонатана Глейзера нет надрыва, который может ожидать зритель от произведения про холокост. Режиссер избавляется от множества сюжетных веток книги и концентрируется на идеалистическом быте образцовой немецкой семьи. Сам Хесс в исполнении Христиана Фриделя добрую половину экранного времени проведет в белых одеждах, а его жена Хедвига и пять детей ведут, казалось бы, обычный образ жизни. Но дьявол кроется в деталях: начиная от сцен, в которых старший сын коменданта ночью при свете ручного фонарика рассматривает сокровища с отцовской работы — зубы, заканчивая райским садом, через стену от которого слышен лай собак и круглосуточно дымит труба крематория.
При этом зритель может достаточно точно определить время происходящих событий, ведь по сюжету ленты Рудольфа Хесса повышают и переводят с должности коменданта концентрационного лагеря на место заместителя главного инспектора концлагерей, что произошло в ноябре 1943 года. Впрочем, семья уже бывшего коменданта не переезжает в Ораниенбург вместе с отцом, а благодаря его связям остается у стен Освенцима, и дальше продолжая жить в личном райском саду, разбитом в одном из ужаснейших мест Европы.
Казалось бы, с такой историей у фильма были все шансы стать каким-то важным высказыванием, но именно с наполненностью смыслами и исследованием вечно актуальной темы банальности зла у «Зоны интересов» обнаруживаются проблемы.
Безусловно талантливо придуманная и снятая лента, кажется, концентрируется на уж слишком показательных примерах: и до, и после, и даже без «Зоны интересов» любой человек, услышавший о коменданте концлагеря, подумает о нем, как о воплощении безусловного зла. И в этом лента Джонатана Глейзера будто бы подходит к важному рубежу и высказыванию, но останавливаются на самом краю и не говорит ничего нового и важного. В этом и кроется основная проблема фильма.
«Зона интересов» не покажет ничего нового: автор не пытается проникнуть под кожу героев, он просто талантливо запечатлевает бытовую рутину благополучного немецкого госслужащего и его семьи, которые не видят ничего страшного в том, что происходит у них за окном.
При этом фильм Глейзера вовсе не легкий. В некоторые моменты лента буквально бьет по голове: запечатленные моменты кажутся обыденными, а все злодейства кроются в мелочах. Вот хозяйка пригрозила домработнице крематорием, вот подружки обсуждают найденный в зубной пасте бриллиант и собираются взять еще упаковок в надежде найти другие сокровища. Или такие сцены: с сапог Рудольфа стекает розовая жидкость, в речке находится кость, а ночью за окном видны всполохи трубы.
Дополнительный эффект производит и работа со звуком. Именно она почти полностью отвечает в «Зоне интересов» за презентацию холокоста: эта давящая какофония, состоящая из лая лагерных собак, гула очередного поезда с заключенными и криков, смешанных с редкими выстрелами. Ужас охватывает осознание того, что семья, живущая в особняке, просто не замечает жуткого саундтрека своей жизни.
Понятность — это, пожалуй, главный недостаток «Зоны интересов». Художественные приемы ленты хоть и производят впечатление, но будто бы ничего, кроме тяжелого ощущения на душе, после себя не оставляют. Фильм не привносит ничего нового и даже не предлагает зрителю сделать собственные выводы.
При всех своих недостатках «Зона интересов» — полноценная авторская работа, которая играет на контрасте эстетической и смысловой сторон. Но, увы, не дает никакой дополнительной пищи для размышлений. Даже флешфорвард (временной скачок в будущее в повествовании. — Прим. ред.), переносящий действие в уже не концлагерь, а музей Освенцим, не прибавляет новых смыслов.
При этом фильм Джонатана Глейзера действительно заслуживает внимания. Несмотря на все «но», «Зона интересов» вызывает обсуждения и дискуссии, а это дорогого стоит.