19 октября 2020, 08:00

«Помню, мы бежали с коляской от толпы, которая шла громить кафе». Безумные истории от фигуриста Лежеева

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Один из самых необычных фигуристов страны Артем Лежеев катается под «Ведьмака» и делает «колесо» в концовке произвольной программы

В мужском одиночном катании за группой признанных звезд — Алиева, Самарина и Коляды — великое множество интересных личностей. Кубок России в нынешнем формате многих раскрывает. Вот Артем Лежеев (ударение на первый слог) — не очень известный фигурист, зато делает очень необычные программы. На этапе Кубка в Москве он шел третьим поле короткой программы, затем взял бронзу на мемориале Панина-Коломенкина. В его программе гимнастические трюки, произвольная поставлена на созданную им самим аранжировку, а в девять лет он своими глазами видел массовые беспорядки в родном городе.

Корреспондент «СЭ» поговорил с 24-летним фигуристом из Карелии, тренирующимся в СШОР Петербурга с Юлией Кулибановой.

Я сам сводил музыку для своей программы

— Артем, вы же скоро едете на этап Кубка в Сочи? Режим камикадзе какой-то.

— Да, три турнира за две недели, шесть прокатов. Нормально, пока еще можно выступать, надо собрать все медали — и можно обратно домой, отдыхать в самоизоляции. (Смеется.)

— У вас необычная произвольная — Ведьмак, «колесо» в концовке...

— Вообще с «колесом» хотелось закрыть глаза после того, что произошло на этапе Кубка в Москве, там конек проскакивал. Мне пришлось додумать историю, чтобы такого больше не происходило. Просто не хватает времени на акробатическую подготовку. А «Ведьмака» я сам выбрал и сводил музыку. Последняя часть, в которой «колесо», по ритму напоминает баттл, войну.

— Главный мем оттуда — песня «Ведьмаку заплатите чеканной монетой», ее хотелось вставить?

— Да, но не получилось свести. На карантине было много времени, я отслушал кучу музыки. Что-то из игр брал, что-то из сериала. Задумка была — динамичная первая часть, и затем та самая песнь барда. С этой монетой зашло бы всем обалденно. Подвел под правила, все, но мой личный цензор эту версию не пропустил.

— Так, а у вас же есть хореограф?

— Есть, конечно. Я ему показал идею, утвердили. Как написали в Twitter, сам сделал программу, сам себе ведьмак, сам себе заплатил чеканной монетой. Орал долго, как увидел эту шутку.

— Какая цель с этой программой? У вас было третье место после короткой программы в Москве. Реально ли забраться в тройку на чемпионате России?

— Конкуренция у нас сейчас, конечно, сумасшедшая. Но если я сделаю все чисто с четверным, то открываются неплохие перспективы. А четверной есть, сальхов, просто не успеваю его опробовать — соревнования идут подряд. Физически сложно. Цель — доработать программу, вставить четверной и соединить это с хорошим катанием.

— Но желание продолжать выступать долго есть?

— Это история про кайф. Пока его ловишь, хочется продолжать. Я ловлю и не собираюсь заканчивать.

В нашем дворце спорта полы — из мрамора

— Как человек из 30-тысячной Кондопоги пробился на национальный уровень?

— Там самый крутой ледовый дворец в мире, полы из мрамора.

— Мрамор помог достичь результатов?

— Скорее инфраструктура и желание руководства местного целлюлозно-бумажного комбината развить фигурное катание. У нас же моногород. Благодаря его руководству и орган построили, четвертый в России по размеру, много чего сделали. Позвали тренера из Петербурга с нуля собрать группу из детей. Через пять лет мы уже могли отобраться на всероссийские детские соревнования. Для региона это бешеное достижение просто.

— Честно говоря, с Кондопогой у меня только одна ассоциация — 2006-й. (В городе прошли беспорядки после конфликта на межнациональной почве. — Прим. «СЭ»)

— У меня дом был в 50 метрах от ресторана, где все началось. Как сейчас стоит в глазах: я помогал маме заносить коляску — у меня три младших брата, и мы бежали от толпы, когда она шла громить кафе. Было жестко. Потом я смотрел из окна, как все это дело разгоняли.

— Позже пропускали через себя те события?

— Недавно смотрел выпуск «Намедни» Леонида Парфенова про 2006 год, смог обсудить с родителями, почему и как это произошло. До этого у меня только в памяти закрепился момент — прямо рядом полыхает большое здание. Тогда я, конечно, ничего не понимал.

— Можете сформулировать ваше мнение — почему и как это произошло?

— Межнациональные конфликты — очень сложная тема. Понятно, в Кондопоге большинство составляет русское население, но в той истории были затронуты интересы разных наций. И так как бездействовала милиция, дошло до самосуда. А когда работает закон, все живут мирно, как и должно быть.

Пацаны уже хотят делать турниры по прыжкам своими силами

— Вы сказали про шутки в Twitter. А хейт в соцсетях есть?

— Ой, я мимо этой кассы прохожу.

— Многие топ-фигуристы разговаривают очень осторожно, потому что опасаются реакции в соцсетях.

— У них аудитория шире. Но если абстрагироваться от аудитории ВКонтакте и некоторых сайтов, то все нормально. В этом смысле прекрасен Twitter — вывел в ленту нужных тебе людей и читаешь. Или Telegram. Что надо сделать — это довести до ума свой канал.

— Давайте так развернем — а для раскрутки фигурного катания не нужны какие-нибудь турниры нового формата? Прыжковые, например.

— О! Очень хороший известный фигурист говорил тут пацанам — забейте на программы, я устал, хочу уже прийти на тренировку и прыгать. И даже были идеи повесить камеру и устроить шоу, но...

— Без федерации такое не прокатит.

— Да, многие завязаны на федерацию. Хотя в Америке федерация веселая, сделали же они онлайн-турнир, даже с призовым фондом! Наши пацаны, сделай федерация такой турнир, чуток поднапряглись бы. (Смеется.) Все осознают, что кататься по одним турнирам — немного тупиковая ветвь. Нужно развивать околофигурное катание, то, что вокруг самого спорта. В России есть все возможности с точки зрения медиа и популярности. Так что обсуждали — всего-то надо трансляцию в Twitch запустить, и все. И донаты собирать. Но как-то времени не хватает.

— Надо «колеса» отрабатывать.

— Не только. Постановки детям — пока музыку сведешь, пока натренируешь...

— Вы уже тренер?

— Иногда приезжаю в свой родной город, консультирую, да.

— И зарабатываете этим?

— В принципе да, жить можно.

— Есть время отдыхать-то? В бар на знаменитую питерскую улицу Рубинштейна сходить.

— После прокатов — обязательно. (Смеется.) Если серьезно — то бокал красного сухого после соревнований — вполне. Могу и тебе бар посоветовать.

Плющенко и Тутберидзе равны по технике как тренеры

— В последнее время фигурное катание у нас раскручивают Плющенко и Тутберидзе в своих Instagram. Это хорошо для популярности?

— Тут не уверен. У всех должен быть свой хлеб. Я понимаю, кликабельные заголовки удобны для привлечения аудитории. То, что происходит на льду — другая работа.

— То есть происходящее в соцсетях со сливами и «штаб, ку-ку» — вам не нравится? Тренер должен тренировать?

— Да, это лишнее. Это работа менеджеров, пиарщиков, а не тренерских штабов. Каждый должен заниматься своим делом, тренеры не должны выяснять отношения.

— Кто круче — Плющенко или Тутберидзе?

— Из того, что я видел в Москве на Кубке, как тренеры они в принципе по технике практически равны. Та же Трусова сделала четверной риттбергер, всех покемончиков собрала. Я имею в виду четверные.

— Аксель остался.

— Это к Артурчику Дмитриеву. Я видел его попытку на предолимпийском чемпионате России на показательных. Ну четверть не докрутил! При том, что там не было света. Не знаю, может, он с закрытыми глазами прыгает. Монстр! Жаль, что сейчас не выступает. Видимо, очень высоко стояла задача, и раз не получается ее достичь, то решили «забить», грубо говоря. В этом смысле штабы Плющенко и Тутберидзе двигаются по восходящей. То есть они видят конечный результат и поступательно к нему двигаются.

— До сих пор не могу прийти в себя от слов, что Тутберидзе и Плющенко равны как тренеры. А как же тогда весь тот скепсис, мол, Плющенко никого не воспитал?

— Там команда суперпрофессиональная работает. Они сами катались, и довольно хорошо. Плюс наличие инфраструктуры играет роль. Да, к ним пришли готовые люди, с базой. Но то, что они пока делают, получается неплохо.