13 сентября 2022, 12:15

«Глейхенгауз — молодец. Возьмите и сделайте лучше, если можете». Хореограф Лунин — о том, как понимать фигурное катание

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель
Интервью с одним из самых перспективных российских постановщиков.

Если говорить о самых необычных программах и костюмах в российском фигурном катании, то Андрей Мозалев будет одним из лидеров. На прошедших в Санкт-Петербурге городских контрольных прокатах он также выделился костюмом с обложкой альбома Led Zeppelin на груди и другим, с глазом на руке. Программы Мозалеву ставит один из лучших хореографов России новой волны — Денис Лунин. «СЭ» задал молодому постановщику и бывшему танцору, участнику юниорской серии «Гран-при», несколько дилетантских вопросов о хореографии в фигурном катании.

Надо брать программы с такой музыкой, которую люди еще не слышали

— Денис, как говорит один известный интервьюер, я ничего не понимаю в этом, поэтому мы позвали вас, чтобы разобраться. В данном случае — в хореографии. Для начала: как отличить хорошую от плохой?

— Все равно это дело вкуса, конечно. Сколько людей, столько и мнений. Но я бы смотрел в первую очередь на музыкальность, точность исполнения, дотянутые линии, ну и чтобы программа соответствовала характеру музыки. Например, у Андрея [Мозалева] короткая программа под Led Zeppelin, это стиль блюз. То есть должны быть четкие, дотянутые линии, чтобы везде были точки (положения тела, в которых, как правило, тело фиксируется. — Прим. «СЭ»), но при этом мягкий корпус, чтобы он все время двигался.

ГБУ СШОР Санкт-Петербурга по фигурному катанию. Фото Соцсети
ГБУ СШОР Санкт-Петербурга по фигурному катанию.
Фото Соцсети

— Как выглядит процесс постановки?

— Все начинается с прослушивания музыки. Когда много слушаешь, в голове возникают идеи по движениям, по рукам, по ногам. В процессе начинаем дополнять. Попробовали разные куски, затем начали объединять, сводить. Постепенно программа обрастает мясом. Где-то добавляем движения, где-то, наоборот, чистим, потому что их слишком много. Непрерывный процесс, и он продолжается весь сезон.

— Приходится заставлять себя слушать музыку по работе?

— Нет. Я слушаю много, просто очень люблю музыку, разные жанры. Всегда подо что-то возникают идеи поставить программу.

— Тогда почему в фигурном катании столько программ под «Кармен», «Ла-ла-лэнд» и прочий золотой фонд?

— Всегда было так. Поэтому как раз хочется выбрать необычное, нестандартное, что еще не слышали на больших аренах. Понятно, это узнаваемые мелодии, но действительно хочется выделяться. И мое видение — программы надо брать такие, какие люди еще не знают.

— Просто смотришь юниорские прокаты сборной у девушек — и там все уже было много раз.

— Не могу отвечать за всех, но допускаю, у кого-то была мечта попробовать откатать под программу кумира, такое бывает. Кому-то просто нравится такая музыка. Это тоже дело вкуса.

— У Андрея очень выделяющиеся костюмы в этом сезоне. Насколько переоценена или недооценена роль костюма в нынешнем фигурном катании?

— Костюм — это всегда субъективно, нравится или нет. Просто опять же хочется, чтобы выглядело нестандартно, эстетично и, главное, в характер музыки. Стараемся так.

Топ-3 программ в мире? Ханю, Чен и... Мозалев

— Как становятся хореографами?

— Я выступал в танцах. Когда закончил, начал работать еще в Москве, потом переехал в Питер семь лет назад, работал с танцорами, потом с одиночниками и параллельно парам со скольжением помогал. На постоянной основе сейчас занимаюсь с одиночниками и парниками.

— Что самое сложное?

— Не могу сказать, что это прям сложная работа. Поначалу самым трудным было менять образы при постановках по несколько раз в день. Нужно вовремя переключиться, чтобы избежать повторяющихся движений, шагов, одинаковой работы рук. Все это приходит с опытом, сейчас не могу сказать, что работа вызывает у меня сложности.

— Есть в фигурнокатательной хореографии сейчас какие-то тенденции?

— Да нет, каждый ищет свой стиль, у всех поиск из года в год не останавливается. Ищут себя в разной музыке, образах, программах. Этим фигурное катание и интересно. Люди каждый год новые. Какая-то тенденция... Да все улучшаются просто, становятся более танцевальными. Даже парное катание стало ближе к танцам, по новым правилам там и дорожки в позициях появились, и другие моменты. Интересно и когда правила меняются, и когда спортсмены привносят свое. Тенденция, что мы все растем.

— Кто был бы в твоем топ-3 программ? Может, есть некий эталон хореографии.

— Андрей Мозалев (смеется). Ну Чен, Ханю, конечно. Если брать наших... Да Андрей, кто еще.

Танцы становятся все интереснее. Мне они понятны

— Много споров вызывают постановки Даниила Глейхенгауза. Они стандартные? И вообще, важна ли эта дискуссия, если они приносят победы?

— Мы с Даней в свое время катались вместе, я его знаю хорошо. Он работает, ставит свои цели и успешно двигается к ним. Молодец. По поводу программ — слушайте, ну возьмите и сделайте лучше, если можете.

— Ты занимался танцами — но это объективно непонятный для большинства вид. Можно ли что-то с этим сделать?

— Мне понятно (смеется). Но да, потому что я в этом деле столько лет провел. Танцы интересны тем, что там люди работают над скольжением, ребрами. На юниорские пары сейчас даже интересно смотреть. У нас в Питере есть пара Алексова/Владимиров, прибавляют в хореографии и катании постоянно. И правила сейчас поменялись, каждый год меняются. По-моему, все становится интереснее и интереснее.

— Кому ты ставил программы в этом сезоне?

— Андрею, парам из группы Людмилы Великовой и некоторым маленьким, ребята приезжают из разных городов. И онлайн-постановки есть. Все свои, с которыми давно работаю.

— Не пора ли расширяться? Я много слышал мнений, что Лунин — одна из восходящих звезд в нашей хореографической школе.

— Спасибо! Я о себе особо не читаю, хотя что-то мне присылают. Приятно, что про меня вспоминают. Но нужно все четко и грамотно доводить до конца. Если распыляться, то встанет вопрос времени. Я расширяюсь в своих постановках.