25 сентября 2022, 22:00

Валиева показала самую спорную программу. Что она хотела ей сказать?

Дмитрий Кузнецов
Обозреватель

По итогам контрольных прокатов большинство не в форме, но за месяц до старта «Гран-при России» это нормально.

Полный «Мегаспорт» — лучшее свидетельство того, что фигурное катание в нынешние времена — надежда номер один российского спорта. На контрольных прокатах были полные трибуны, с атмосферой, фанатскими акциями вроде массового заброса льда игрушками и тому подобным. Само фигурное катание в форме. Не в форме фигуристы. Это было видно и по девушкам — лишь один четверной на шесть фигуристок, многочисленные ошибки и падения. Понятно, что за месяц до старта соревнований не нужно подходить с особыми мерками. Так что никакой критики, только констатация факта: чисто в воскресенье откатала только Валиева, и то без четверных и тройного акселя. По ее словам, она восстанавливается от травм, но здоровых спортсменов в принципе не бывает. Есть ощущение, что дело и не в оптимальной форме.

Тутберидзе высказалась через программу Валиевой

Но ее прокат — сильнейший момент всего уик-энда. Неожиданное начало с англоязычными новостями, открывающийся капюшон в конце — мол, я ничего не скрываю. Сильная находка, с подтекстом. Интересно послушать, как рождалась эта идея и пришлось ли убеждать Камилу вспоминать эти психологические моменты. Навряд ли Камила сама пришла к тренерам со словами: «Хочу катать программу про скандал на Олимпиаде». Но даже если эту программу предложил штаб Тутберидзе — выглядело это эффектно. Настолько, что после проката с трибун крикнули, поймав тишину: «Этери — лучший тренер!» Сколько зрителей, столько и мнений. В том числе об этичности данного выбора.

Решение по делу Валиевой, кстати, должно быть принято очень скоро. Это программа не для постоянного катания, может быть, даже для разового. Может, это тоже о чем-то говорит?

Снятие Трусовой — проблема

У других фигуристок, которые рискнули пойти на ультра-си, получалось неидеально. Запомнилась Петросян — четверным тулупом и цельной программой, где были хореографические фишки и очень музыкальные фрагменты. А вот Акатьева показалась привычной — после проката она под смех зала (добрый) и самой Тутберидзе рассказывала, как превращается из растения в тигра, а затем в птицу. Звучало мило, но... непретенциозно, что ли. Особенно после экстаза зала от Валиевой.

Интересная хореография у Муравьевой, но все три попытки тройного акселя за два дня ушли в молоко — падение, «бабочка» и степ-аут.

Самоделкина жестко расшиблась на четверном риттбергере и затем не пошла на тройной аксель (только этим можно объяснить два двойных подряд в программе), зато показала лутц + риттбергер. Но не совсем понятен остался замысел — не только мне, но и сидевшим вокруг зрителям.

Туктамышева, кстати, выглядела подготовленной, и первый аксель ей удался. Но риск со вторым оказался неоправдан. И катает ведь Лиза тоже проникновенную, красивую, необычную программу — но «хайпа» в ней меньше, чем у Камилы.

Отдельно хочется сказать о снятии Трусовой. О ее неучастии стало известно в воскресенье днем, причем Саша пришла к вечеру посмотреть прокаты мужчин (очевидно, кого из мужчин). Что явственно указывает на то, что произвольная программа, возможно, просто не доведена до ума. Это тоже нормально, но тогда о снятии можно сообщить заранее — я видел на трибунах настроенных поклонников Трусовой, которые ждали именно ее. А в холле бесплатно раздавали мишек с символикой платежной системы «Мир», одного из спонсоров федерации с прошлого года.

Спорная постановка Жулина

По сравнению с женщинами другие виды остаются традиционно в тени. Что запомнилось: в парах Анастасия Мишина упала с выброса в исполнении Александра Галлямова. Происходит это так же редко, как Элвис Пресли не попадал в ноты. Программа под его хиты не слишком отличалась от прошлогодней по элементам и даже некоторым движениям между прыжками — пожалуй, выделялся только гидроблейд Саши с помощью Насти, держащей за руку его конек. Что выделялось — так это костюм, особенно партнера.

Анастасия Мишина и Александр Галлямов. Фото Дарья Исаева, "СЭ"
Анастасия Мишина и Александр Галлямов.
Дарья Исаева, Фото «СЭ»

Очень мощно выступили Юлия Артемьева и Алексей Брюханов — новая пара во главе с Павлом Слюсаренко. Сильные поддержки, атлетизм и тренерский талант могут сделать из этой пары нечто выдающееся. Во всяком случае теперь видно, что Брюханову до этого не слишком везло с партнершами.

А, по сути, единственными, кто исполнил программу чисто, стали даже не Тарасова/Морозов, у которых были шероховатости, а Мухортова/Евгеньев из команды Нины Мозер.

Танцы в отсутствие лидеров смотрелись блекло. Чисто субъективно: выделились Кагановская/Ангелопол — для вчерашних юниоров у них очень много уверенности. А вот пара Александра Жулина Тютюнина/Багин откатала программу, очень напоминающую произвольный танец Синициной/Кацалапова от 2018 года под Рахманинова.

«Камнепад» мужчин

Закрывали программу прокатов мужчины. Здесь ожидались осадки в виде камнепада, как когда-то назвал массовые падения фигуристов один знакомый одиночник. Но все логично — парни шли на более сложный контент и платили за риск. Чист оказался разве что Евгений Семененко, который вышел после тяжелой травмы и оттанцевал под необычный корейский трек, но с тройными. Показалось, что Семененко приветствуют уже громче, чем Коляду или Кондратюка, — точно не слабее. Чем больше девушек узнают о его существовании, тем у большего количества он становится «крашем». Обычно тихий и спокойный медик Семененко здесь отжег по полной, даже во время вращения умудряясь заводить публику руками. Еще и обнял девочку, подбиравшую мягкие игрушки. Короче, стал шоуменом и явно хочет захватить статус номера один в мужском одиночном. И такие небольшие фишки и игра на публику могут в этом помочь.

Кондратюк зашел в произвольной на четверной лутц, но шансов было мало — и потом упал еще два раза. Падал Самарин, Ерохов, лучше всех были, пожалуй, Гуменник и Игнатов, которые смогли сделать четверной риттбергер, и Алиев, который сделал три четверных. Коляда, как очень часто бывает, не избежал «бабочки», которую в случае Михаила вполне можно включать в шкалу стоимости и оценивать по GOE как новый элемент. Тем не менее «Танго в сумасшедшем доме» выглядит глубоко — больше, чем набор прыжков под музыку.

Пока в Москве сыро. Посмотрим, как будет через месяц в той же Москве на соревнованиях.