Франция

22 мая 2015, 22:55

Бернарду Силва: "Все португальцы "Зенита" в восторге от Петербурга"

Игорь Рабинер
Обозреватель
Еще год назад он был дублером "Бенфики", а сейчас этот 20-летний португалец – одно из главных открытий чемпионата Франции. В среду в Монако с ним встретился обозреватель "СЭ"

Игорь РАБИНЕР из Монако

На родине его за сочетание техники и невысокого роста называют ни много ни мало – Мессинью, то есть маленький Месси. В фирменном клубном магазине лиссабонцев на витрине красуется именно его футболка. А "Монако", прошлым летом взявший его у "орлов" в аренду, зимой в пожарном порядке выкупил за 15 миллионов евро, хотя деньги на это изначально выделять не предполагалось.

Но сейчас он стоил бы уже 25 и был бы неподъемным – вот и приняли владелец "Монако" Дмитрий Рыболовлев и вице-президент Вадим Васильев это оперативное решение. Разумеется, при полнейшей поддержке главного тренера Леонарду Жардима, соотечественника Силвы. Поэтому в клубе потирают руки, глядя на принадлежащее теперь им дарование, ухитрившееся стать лучшим снайпером команды (наряду с другим молодым игроком – Антони Марсьялем) в чемпионате и отдать голевой пас в победном матче 1/8 финала Лиги чемпионов с "Арсеналом".

Начав в декабре с победного гола в ворота "Марселя", он быстро вошел во вкус, а в апреле-мае и вовсе раздухарился – шесть голов в шести последних матчах лиги 1! А если бы в Марселе при счете 1:0 в пользу "Монако" попал не в перекладину, а чуть ниже, монегаски уже гарантировали бы себе третье место и путевку в отборочный турнир Лиги чемпионов. Теперь же для этого надо побеждать в последнем туре в Лорьяне.

Бернарду Силва улыбчив, открыт и общителен, прекрасно говорит по-английски. Что и побудило пресс-службу "Монако" предоставить в мое распоряжение именно его. И вот я еду из центра Монте-Карло четверть часа по крутой извилистой дороге в горы, где прямо под красивейшей скалой расположена живописная база клуба из карликового государства – Le Turbie. И беседую с молодым человеком, о котором в ближайшие годы, надеюсь, узнают миллионы.

МЕЧТАЮ ПОПАСТЬ В РОССИЮ НА ЧМ-2018

– Я представляю страну, которой через три года принимать чемпионат мира. Считаете реальным для себя туда попасть?

– Конечно, это возможно! Через три года мне будет 23 – самый что ни на есть футбольный возраст. Сыграть на чемпионате мира – моя мечта. Но не собираюсь ждать до 2018 года – хочу завоевать место в составе сборной Португалии как можно быстрее.

– И тогда, даст бог, будете выходить на поле вместе с Криштиану Роналду. Вы с ним лично знакомы?

– Пока, можно сказать, нет. Видел его вблизи лишь однажды: на последнюю игру сборной Португалии против Сербии меня впервые вызвали в национальную команду, но пообщаться нам пока не довелось. Надеюсь, это впереди. А пока должен показать максимум того, что умею, на молодежном чемпионате Европы этим летом.

– Многие талантливые футболисты из чемпионата Португалии перебираются в Россию – Данни, Халк, Витсель... У вас предложений оттуда не было?

– Никогда. Насколько понимаю, футбол в России растет, у клубов много денег, чтобы покупать игроков и платить им хорошие зарплаты. То есть в финансовом плане для футболистов переезд в Россию – всегда плюс. Единственная проблема – холод, и для нас, южных европейцев, привыкших к теплу, не так-то просто к этой погоде адаптироваться.

1 октября. Санкт-Петербург. "Зенит" – "Монако" – 0:0. Нападающий "Зенита" ХАЛК против монегасков РИКАРДУ КАРВАЛЬЮ и Жоффре КОНДОГБЬЯ. Фото - AFP

– Можете представить, что однажды все-таки примете предложение из России?

– Да, конечно. Почему бы и нет? В том же Санкт-Петербурге – единственном городе России, где я пока был (вместе с "Монако" на матче Лиги чемпионов. – Прим. "СЭ"), мне очень понравилось. И он такой далеко не один. В том же "Зените" много португальских игроков и тех, кто выступал в чемпионате Португалии. Мы общались с ними до и после матчей между "Зенитом" и "Монако". И знаю, что им там очень нравится, поскольку мой одноклубник Жоау Моутинью – близкий друг Халка, они постоянно в контакте.

– Тем не менее "Зенит" вы обыграли. За счет чего?

– Наша группа была непростой и ровной. В чем сила "Монако"? У нас много талантливых молодых футболистов, которые должны вырасти в больших мастеров, но есть и ветераны, которые им здорово помогают. Вначале никто не ожидал, что "Монако" может выйти из этой группы. В этой четверке мы считались аутсайдерами.

– Думаете ли, что ваш главный тренер и соотечественник Леонарду Жардим превосходит своего земляка Андре Виллаш-Боаша, раз "Монако" превзошло "Зенит"? Или это – стечение обстоятельств?

– Жардим – прекрасный тренер, и его работу я считаю ключевой в успехах "Монако" в этом сезоне. Не могу сказать, лучше он или нет, чем Виллаш-Боаш, поскольку с последним никогда не работал. Но знаю, что он тоже великолепный специалист. Единственное, что могу сказать – Жардим и для команды, и для моего персонального роста сделал в этом сезоне очень много.

РЫБОЛОВЛЕВА ВИДЕЛ В РАЗДЕВАЛКЕ РАЗ ДЕСЯТЬ

– У вас и сейчас, в "Монако", российский владелец – Дмитрий Рыболовлев. Часто ли он появляется в раздевалке команды, и общались ли вы с ним когда-нибудь один на один?

– Не могу сказать, что близко знаю его лично – если честно, не в курсе, что у него за бизнес. Он не появляется в команде после каждого матча, но мы видим его всегда в самые важные моменты, что придает сил. А вице-президент клуба Вадим Васильев здесь каждый день, и его поддержку мы чувствуем непрерывно. Поскольку он представляет интересы президента, то мы видим, какое внимание с его стороны нам уделяется.

– Сколько раз видели Рыболовлева в раздевалке?

– За тот сезон, что провел в "Монако", наверное, раз десять. Где-то раз в месяц.

Князь Монако АЛЬБЕР II и владелец "Монако" Дмитрий РЫБОЛОВЛЕВ. Фото - REUTERS

– Состоятельные владельцы клубов нередко удваивают премиальные на важные матчи. У вас такое было?

– Было. У нас есть стандартные бонусы, но порой они выплачиваются в двойном размере. Конечно, нам не нужна дополнительная финансовая мотивация – мы и без того понимаем, насколько важна та или иная игра. Но это та небольшая деталь, которая, может, позволяет нам выжимать из себя еще больше (улыбается).

– Читали, что в португальской прессе вас в последние месяцы начали величать "маленьким Месси"?

– Читал, но это большое преувеличение. Никого нельзя сравнивать с Месси, одним из лучших игроков за всю историю футбола.

– А Криштиану Роналду – можно?

– Не хочу выбирать, кто из них лучше, потому что они очень разные. И оба входят в число лучших футболистов всех времен.

ПОСТУПИЛ БЫ ТАК ЖЕ, КАК МОРАТА

– Стало ли для вас большим сюрпризом все, что произошло с вами за последний год? Из дублера "Бенфики" вы превратились в лучшего снайпера "Монако"!

– Да уж, между вторым дивизионом Португалии и "Монако", одним из лучших клубов первенства Франции – огромная разница. Подумать только, я выхожу на поле с фантастическими игроками, мне уже довелось сыграть в четвертьфинале Лиги чемпионов! Но, думаю, это нормальный процесс. В "Бенфике" я с семи лет, и шел там вверх шаг за шагом. Добрался до второй команды, а в первую... уже в "Монако". Значит, так тому и быть.

– Недавно форвард "Ювентуса" Альваро Мората, забив решающий гол в ворота родного "Реала" в финале Лиги чемпионов, демонстративно не стал его праздновать. Забей вы в ворота "Бенфики", как поступили бы?

– Точно так же. Я провел в "Бенфике" 12 лет, а это больше, чем половина моей жизни. Этот клуб значит для меня очень много, и о праздновании гола в его ворота не могло бы идти и речи.

– Что чувствуете, глядя на то, что "Ювентус", который обыграл вас за счет неверно назначенного пенальти, – финалист Лиги чемпионов?

– Это правда – не очень просто видеть "Ювентус" в финале. Когда мы с ними играли, они не были сильнее. В наших силах было пройти их, и теперь в финале против "Барселоне" на их месте могли быть мы.

– За какую из двух команд будете болеть?

– Мне все равно. Но мне нравится, как играет "Барселона". Буду просто смотреть матч по телевизору и получать от него удовольствие. Лучше, если выиграют каталонцы, но сильно радоваться чьей-либо победе я не буду.

БЕРНАРДУ СИЛВА. Фото - AFP

ПОЧТИ 16 МИЛЛИОНОВ – БОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ, Я ДОЛЖЕН ИХ ОТРАБАТЫВАТЬ

– В первой команде "Бенфики" вам не дали шанса?

– Когда я был юн, моей мечтой всегда было играть за основной состав "Бенфики". Но мне это не удалось. Предсезонку в прошлом году я прошел с "орлами" и хотел там остаться. Но у нас не сложилось с главным тренером (Жорже Жезушем. – Прим. И.Р.). Он не видел меня в составе, ему, судя по всему, не нравился мой стиль игры. Это его право. Но такая ситуация не удовлетворяла меня. Надо было искать другие варианты. К счастью, нашел "Монако" – большой клуб, где мне очень помогли. Здесь я счастлив, поскольку вижу, что могу помогать команде, забиваю голы, и в меня здесь верят. "Монако" выкупил меня почти за 16 миллионов евро, это большие деньги. Я должен их отрабатывать и приносить удовольствие болельщикам и всем людям, которые мне доверяют.

– У вас очень хороший английский. Откуда?

– Во-первых, достаточно плотно учил английский в школе. А во-вторых, уже в Монако познакомился с девушкой, с которой начал встречаться. Она француженка, но мы говорим по-английски. Каждодневная практика и повлияла на прогресс (улыбается).

– Сезон в "Монако" – первый, когда вы находитесь далеко от своих родителей. Трудно было привыкать?

– Да, но Монако – очень небольшая страна, можно сказать, город-государство. Дистанции тут небольшие, общение – международное, и адаптироваться здесь куда проще, чем во многих других местах. Да, я привык жить с родителями, и это проще, поскольку не нужно ни готовить, ни убираться и вообще заниматься всей этой домашней рутиной (смеется). Теперь впервые в жизни живу один, но получаю от этого удовольствие. Наверное, уже не смог бы вернуться домой.

ЖОАУ МОУТИНЬЮ и БЕРНАРДУ СИЛВА. Фото – REUTERS

ДЕДУШКА МНЕ ОБЪЯСНИЛ: МАРАДОНА – ЛУЧШИЙ ИГРОК ВСЕХ ВРЕМЕН

– А чем занимаются ваши родители?

– Мама преподает искусство, а отец работает в компании, связанной с коммуникациями.

– Иными словами, вы росли не в бедной семье, из каких происходит большинство футбольных звезд, стремившихся вырваться из нищеты. Что же мотивировало вас?

– Это правда – в моей жизни не было большого числа сложностей, которые мне приходилось бы преодолевать. Я просто всю жизнь очень любил играть в футбол. Родители всегда меня поддерживали и делают это до сих пор, что очень важно для меня. Действительно, большинство футболистов – парни из бедных семей, но у меня другой путь. Мой стимул – любовь к футболу.

– Мой следующий вопрос о том, что для вас приоритетно – большие титулы либо большие деньги и красивые машины – становится не слишком уместным.

– Для меня важнее всего титулы и счастье от того, чем ты занимаешься и где живешь. Не собираюсь лгать: деньги помогают людям быть счастливыми, но счастье – это нечто гораздо большее, чем они. Но если ты можешь иметь и то, и другое – отлично.

– Читал, что одним из ваших идолов детства был Диего Марадона. Но откуда, если вы родились в том году, когда его дисквалифицировали на чемпионате мира в США и он закончил карьеру?

– Я всегда смотрел видеозаписи игры Марадоны, и мне страшно нравилось, как он играл. А еще о Марадоне всегда любил говорить мой дедушка. Для него он – лучший игрок всех времен. В общем, я рос в атмосфере идеи, что лучше Диего футболиста не может быть. И он не мог не стать моим кумиром.

– Чего мечтаете добиться в футболе? Может, в какой команде стремитесь играть?

– Мечтаю выиграть Лигу чемпионов. И, если возможно, что-то большое с моей страной, Португалией. Это тоже для меня очень важно.