Уход Хави из «Барселоны» сопровождался оглушительным скандалом: талантливого полузащитника клеймили за отсутствие амбициозности и жажду наживы. Резкий скачок в зарплате, прозябание в дубле и бесконечных арендах, а потом тление в аутсайдерах или, того хуже, в низших лигах — такую судьбу фанаты уготовили для голландца.
И да, речь не о том самом Хави, а о Хави Симонсе. Полузащитник покинул «Ла Масию» ради «ПСЖ» и действительно был близок к забвению — но воспрял и стал одним из главных вундеркиндов планеты.
Статус вундеркинда преследует Симонса с ранних лет. Он родился в семье суринамца и нидерландки, а в семь лет уехал в Каталонию. Родители всеми руками были за решение сына. И не потому, что хотели превратить его в суперзвезду и обеспечить себе безбедную старость, — семья Симонса ни в чем не нуждалась.
Отец Региллио, узнав, что Хави небезразличен к футболу, начал планомерно работать с ребенком. Симонс-старший провел почти всю карьеру в чемпионате Нидерландов (с небольшим перерывом на Японию), а с 2005 года начал тренировать: четыре года проработал в академии «Аякса», а сейчас возглавляет «Волендам» из высшей лиги. Поэтому он действительно способствовал прогрессу Хави.
Трансферу Симонса в «Барселону» помог Гильермо Амор — фанаты «Барселоны» должны его знать: он 11 лет отыграл за каталонцев и съездил на ЧМ-1998 со сборной Испании. В 2010 году он занял должность спортивного директора молодежки и сразу положил глаз на Хави. Поняв, что закат Хави Эрнандеса не за горами, он позвал малыша в «Барсу». К слову, схожесть имен двух полузащитников не совпадение. Региллио действительно назвал сына в честь хавбека блауграны.
Симонс в каждой команде был лидером, иногда выходил на поле с капитанской повязкой, выигрывая молодежные турниры, а по манере напоминал Хави-старшего. «Я предпочитаю ассистировать, а не забивать. Для меня передачи важнее всего», — признавался игрок. В 2015-м восхождению звезды хотела помешать ФИФА: организация расследовала законность подписания «Барселоной» молодых иностранцев — из-за следствия Хави пропустил несколько месяцев, но все же вернулся на поле.
За игроком стали следить скауты других топ-клубов, а компания Nike, сыграв на опережение, уже в 2017-м подписала личный контракт. В том же году легендарный агент Мино Райола стал представлять интересы футболиста. Уже через год голландца позвали на съемки рекламы бутс, в которой также задействовали Неймара, Роналдиньо, Коутиньо, Гаттузо и Пирло. Число подписчиков в соцсетях Хави перевалило за отметку в миллион пользователей. Сумасшествие! Учитывая, что на тот момент он даже не дебютировал в профессиональном футболе.
Казалось, появление Симонса в основе — вопрос времени. Так считали многие тренеры в структуре «Барселоны». Но внезапно нашлись и скептики, которые думали иначе: Хави больше продукт маркетинга, а в академии есть не менее талантливые футболисты. Когда в 2019 году Хави предстояло подписать первый профессиональный контракт, он совместно с Райолой запросил у клуба гарантию игрового времени — но «Барса» не могла ее предоставить.
«Это был не вопрос денег. Его окружение понимало, что он достиг своего потолка, и Хави подумывал о присоединении к другому спортивному проекту», — рассказывал Ферни Агудело — скаут, приближенный к семье футболиста. В разгар споров на связь и вышел «ПСЖ».
Трансфер Симонса был похож на одну из нескольких пощечин «Барселоне» — у клубов очень сложные отношения. Ранее парижане забрали Неймара, отказывались продавать Вератти, а теперь украли восходящую звездочку. Через два года «ПСЖ» добавит в список злодеяний Месси, который переехал во Францию в статусе свободного агента. Симонс за подписание контракта с «ПСЖ» заработал миллион евро.
Хави рассчитывал, что в 17 лет он дебютирует в профессиональном футболе, а к 18-19 годам станет лидером французского гегемона. Но все сложилось иначе. Голландец действительно дебютировал за клуб за несколько дней до совершеннолетия, но получал совсем крохи игрового времени. Оно и понятно: сместить атакующее трио Месси — Мбаппе — Неймар было нереально. Почеттино выпускал полузащитника на ранних стадиях Кубка Франции, но не более. В матче 1/8 финала против «Ниццы» Хави вышел на последних минутах, а потом смазал решающий пенальти — и «ПСЖ» вылетел. Обидчивые фанаты «Барсы» принялись насмехаться над игроком.
В тот же момент издание El Nacional взорвало инсайд: якобы Месси встретился с Хави Эрнандесом, который возглавил «Барселону», и посоветовал ему отказаться от трансфера Симонса, сказав, что голландец не прогрессирует, а в академии есть не менее перспективные полузащитники.
Всего за взрослую команду в сезоне-2021/22 Симонс сыграл чуть больше 300 минут, что не устраивало ни футболиста, ни агентов. Даже в последних турах Почеттино не решался предоставить вундеркинду больше игрового времени. Возможно, собирался предоставить шанс в следующем сезоне. В прессе Маурисио высоко оценивал потенциал молодого игрока, а сейчас, по слухам, хочет пригласить его в «Челси». Но тогда шел 2022-й, в Париж приехал Гальтье и быстро дал понять, что Симонс ему неинтересен.
Крест на большой карьере Хави начали ставить в тот момент, когда она только стартовала. И это не то чтобы удивительно — в 19 лет настоящие вундеркинды вовсю играют в основе. Ну, или близко к ней.
Ситуацию осложняло то, что помимо Гальтье в клуб пришел Луиш Кампуш, и «ПСЖ» поменял стратегию (в очередной раз): теперь хотели отдавать предпочтение именно французам, а Симонс не подходил по паспорту. Но в этот момент Хави неожиданно позвали на родину: ПСВ выложил за игрока четыре миллиона евро, и клубы отбили по рукам.
Тогда команду из Эйндховена возглавлял Руд ван Нистелрой — один из лучших форвардов Европы нулевых. Он вернул Хави уверенность, с первых туров даровав ему место в старте. Сначала Руд выпустил его на 17 минут в Суперкубке против «Аякса» — и новичок успел забить. А позднее позволил сверкнуть в Эредивизи — и в пяти турах Симонс оформил 6+3. Это космические показатели даже для сверхзабивного голландского футбола. «Ему только 19 лет, но уже играет как взрослый футболист», — поражался тренер.
Ван Нистелрой подстраивал игру под Хави, искал ему подходящую позицию. Это вылилось в 25 матчей на позиции вингера, 17 матчей на позиции «десятки» и в пять игр в роли центрального нападающего — Симонс везде приносил пользу. При этом многие отмечали характер вундеркинда: его нещадно колотили по ногам каждый матч, но он не жаловался, молча поднимался и продолжал уничтожение соперника на поле.
Резкий прогресс поразил другого голландского тренера — Луи ван Гала, который находился в раздумьях по поводу состава на ЧМ-2022. Каково было удивление, когда 71-летний тренер включил в заявку Хави, который до этого не вызывался в сборную! 3 декабря 2022 года он дебютировал за национальную команду в матче 1/8 финала против США — голландцы победили 3:1. Но с аргентинцами остался в запасе, и сборная ван Гала вылетела.
Симонс все равно был окрылен стремительным взлетом: выиграл чемпионат и Кубок Нидерландов, выбив 22+12 в 48 матчах, а в сборной превратился в настоящего лидера — уже при Кумане, который сменил ван Гала.
Ван Нистелрой убеждал руководство ПСВ в необходимости переподписать с Симонсом контракт, но в конце сезона сам покинул клуб — из-за разногласий с топ-менеджерами. Возможно, это повлияло и на решение Хави: он отказался от нового оффера и вернулся в «ПСЖ», у которого была опция обратного выкупа за шесть миллионов евро.
В какой-то степени это был бизнес-ход: парижане по-прежнему не видели Хави в качестве игрока основы, но воспользовались шансом перепродать футболиста за большую сумму. Активнее всех сработали в «Лейпциге» — немцы искали, куда вложить деньги после очередной распродажи лидеров.
И не прогадали: прямо сейчас арендованный Симонс разрывает в бундеслиге: 5+7 в 20 матчах! Голландец выглядит уверенно и в Лиге чемпионов: уже отличился двумя голами в битве с «Црвеной Звездой» и ассистом против «Ман Сити».
Сегодня вечером Карло Анчелотти придется в очередной раз подумать, как нейтрализовать Хави. Только уже не Эрнандеса.