Премьер-лига (РПЛ)

29 марта 2017, 01:00

Андрей Аршавин. Посол России

Игорь Рабинер
Обозреватель
Сегодня исполняется 25 лет со старта первого чемпионата России по футболу. В честь этой даты "СЭ" провел масштабное голосование, в котором приняли участие титулованные тренеры, журналисты нашего издания, а также болельщики, выбиравшие лауреата из длинного списка, сформированного с учетом оценок "СЭ" за 25 лет. Вместе мы выбрали лучшего футболиста в истории российского первенства. Победителем стал многолетний капитан нашей сборной, трехкратный чемпион страны в составе "Зенита", обладатель Кубка УЕФА и Суперкубка Европы, бронзовый призер Euro-2008.
Обозреватель "СЭ" – о главных вехах в карьере Андрея Аршавина

Игорь РАБИНЕР

А ведь он до сих пор играет в футбол. Да, в параллельной реальности казахстанских степей. Что ж поделать – скоро ему 36.

Но шедевры и там порой выдает – закачаешься. Недаром владелец "Кайрата" Кайрат Боранбаев рассказывал мне, как увеличилась посещаемость выездных матчей клуба: "На Аршавина ходит весь Казахстан! Он стал послом России".

И, знаете, я всему Казахстану немного завидую.

С каждым годом в России становится все меньше футболистов, способных восхищать. РФПЛ – на результативность посмотрите – превращается в турнир унифицированных роботов. В 90-е, когда Аршавин рос, не было хороших полей, но хватало творцов, с которых хотелось брать пример. Им и в грязи, и на болотах удавалось вырастить вишневый сад.

Одного из них я поставил в нашем опросе на первое место. Его звали Илья Цымбаларь. По умению вызвать восторг Цыле, уверен, в российский период равных не было. По творческой жилке, умению одним лукавым движением облапошить соперника Аршавин стал наследником Цымбаларя.

1 апреля 2001 года. Москва. "Торпедо-ЗИЛ" - "Зенит" - 0:2. Андрей АРШАВИН (справа) и Александр КЕРЖАКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
1 апреля 2001 года. Москва. "Торпедо-ЗИЛ" - "Зенит" - 0:2. Андрей АРШАВИН (справа) и Александр КЕРЖАКОВ. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Ему удавалось восхищать десятки, а то и сотни раз. Нередко – в одиночку. На любом уровне. И не при 3:0 с "Томью". Помните соло от центра поля на исходе первого матча "Зенита" с "Марселем" при 0:3? Он получил мяч от Радимова (Влад потом смеялся: "Какой я тебе голевой пас отдал, а?"), обыграл всех, кто попался на пути, – и немного подпортил настроение французам. Без того гола не было бы Кубка УЕФА, в финале которого все решил пас-конфетка Аршавина на Денисова.

А покер за "Арсенал" на "Энфилде", какой может присниться сегодняшнему поколению наших футболистов только после кальяна со смесями? Уже не говорю о главных матчах в истории сборной России – со Швецией и Голландией на Euro-2008. О божественной дуге на дальнюю штангу Торбинскому. И об ударе, выражаясь по-хоккейному, "в домик" ван дер Сару. После которого Марко ван Бастен пойдет в нашу раздевалку поздравлять футболистов и Гуса Хиддинка с роскошной игрой...

21 июня 2008 года. Базель. Россия - Голландия - 3:1. Гол Андрея АРШАВИНА в четвертьфинале Euro-2008. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
21 июня 2008 года. Базель. Россия - Голландия - 3:1. Гол Андрея АРШАВИНА в четвертьфинале Euro-2008. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Говоря об Аршавине, не имею права не сказать о Юрии Морозове – тренере, который сделал на них с Кержаковым, тинейджеров, ставку в атаке "Зенита". Теперь так никто не работает, всем важно только "здесь и сейчас". Без доверия Морозова вкупе с жесткостью Аршавин с Кержаковым пропали бы так же, как вся чемпионская сборная Колыванова-2006.

И ведь Шава, как называли его партнеры, расцвел не сразу. Будь так – Олег Романцев и Георгий Ярцев не отцепляли бы Андрея в последний момент от ЧМ-2002 и Euro-2004. При том что они не игнорировали молодых – в той же Японии выступали 18-летний Сычев, 19-летние Измайлов с Кержаковым, 20-летний Пименов.

21-летнему Аршавину до Японии добраться не довелось. Он, что печально, вообще "проехал" мимо чемпионатов мира. Но двумя Европами в зрелом возрасте всем все доказал. А ведь если бы Гус, учитывая двухматчевую дисквалификацию Андрея, решил бы не брать его на Euro-2008… Об этом даже думать не хочется.

21 апреля 2009 года. Ливерпуль. "Ливерпуль" - "Арсенал" - 4:4. Главный тренер "канониров" Арсен ВЕНГЕР и партнеры по команде поздравляют автора покера Андрея АРШАВИНА. Фото REUTERS
21 апреля 2009 года. Ливерпуль. "Ливерпуль" - "Арсенал" - 4:4. Главный тренер "канониров" Арсен ВЕНГЕР и партнеры по команде поздравляют автора покера Андрея АРШАВИНА. Фото REUTERS

В Польше и Украине-2012 Аршавин стал лучшим ассистентом турнира. Того, после которого произнес роковую для себя фразу: "Ваши ожидания – это ваши проблемы". Ее вырвали из контекста, переврали: форвард сказал ее лично одному нетрезвому депутату, принявшемуся материть повстречавшегося защитника Романа Шаронова (который ни разу не выходил на поле) при жене и детях. Капитан Аршавин это увидел и услышал, вступился за партнера. Известная фраза адресовалась не всем, а лично одному негодяю.

Но тот человек все сделал так, чтобы тысячи людей приняли ее на свой счет. И освистали Аршавина в первом товарищеском матче при Капелло. Больше итальянец его не вызывал. Разве такого прощания со сборной заслужил ее лучший, думаю, футболист XXI века? Человек, становившийся шестым в опросе France Football на "Золотой мяч"?

16 июня 2012 года. Варшава. Россия - Греция - 0:1. Андрей АРШАВИН в решающем матче на Euro-2012. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"
16 июня 2012 года. Варшава. Россия - Греция - 0:1. Андрей АРШАВИН в решающем матче на Euro-2012. Фото Александр ФЕДОРОВ, "СЭ"

Аршавин никогда не боялся открывать рот – когда по делу, когда не очень. И из-за этого был не только радостью, но и постоянной головной болью для руководителей "Зенита". Его хлесткие интервью о нехватке доверия к питерским футболистам тиражировались и обсуждались. И это во времена, когда их в обойме команды было полдюжины!

Теперь выясняется, что тенденцию Аршавин уловил верно. Теперь в матче "Амкар""Зенит" выходят четыре воспитанника петербургского футбола. Все – в составе пермяков.

А Аршавин тем временем пылит в степях Казахстана. И хотя это уже не совсем тот Шава, я немного завидую тем, кто имеет возможность на него ходить.

30
  • Геннадий Орлов

    инженер1958, ваша истерика вас не красит. Аршавин победил, Рабинер объясняет, почему назвал Илью лучшим - что вас так не устраивает? Знаете, это очень плохая черта: когда отказываешь другим в их мнении.

    30.03.2017

  • inspire

    kuz_mich инженер1958, мы уже на ты? Доводы чего? Причем здесь Батэ? Причем здесь нищие клубы? Я спрашивал про Цымбаларя, почему Вы не считаете его футболистом. Забивал он и нищим и богатым. И свое футбольное умение показывал в играх с командами разного уровня. Добился достижений - да, мало. Но талантлив и играл красиво. Я согласен с автором статьи, что Аршавин - лучший российский футболист постсоветского пространства, но, на мой взгляд, Цымбаларь показывал более изящьный и красивый футбол, при этом не был лидером в команде. Называть его не футболистом - перебор. А если Вы так реально считаете, то, вообще, непонятно откуда Вы смотрите (или через чего) футбол. ================ плюс миллион

    29.03.2017

  • inspire

    инженер1958 Неслучайно Романцев кроме срама в Европе - 1-18 и 23 матча без побед в ЛЧ - ничего не достиг. ================ ну да, 6 побед в группе в сезоне 95-96 это не Романцев ...

    29.03.2017

  • serZheo

    Шаву и сегодня в сборную поставь он каши не испортит.

    29.03.2017

  • Andrew Arshavin

    Я бы взял его в команду на ЧМ-2018. Человек, не игравший никогда на ЧМ, уверен выдаст всё, на что он способен. Особенно, когда это последний шанс в жизни. Даже если выпускать его в последние 20 минут. На сегодня альтернативы по креативу и технике Аршавину в российской сборной нет. И игровая практика у него регулярная. Эй, Черчесов! Тебя не простят истинные болельщики, если ты этого не сделаешь!

    29.03.2017

  • Sanders

    На игру Аршавина было интересно смотреть,а это главный показатель.Комменты что он плохой футболист видимо пишут те кто его игру и не видел вовсе,зато теперь с удовольствием смотрит как феерят Кокорины,Головины,Ерохины и т.д.

    29.03.2017

  • sakusda

    посол на ххх

    29.03.2017

  • горнолыжник из Горно-Алтайска

    kuz_mich ++++++++++++

    29.03.2017

  • Ю.Ю.

    Староконь _______________ Но ведь Вы, как нормальный российский болельщик, обладающий хорошей памятью, наверняка помните других достойных кандидатов. Кого именно?

    29.03.2017

  • DMisha4

    Шикарный игрок, тот, кто мог сделать гол из ничего и перевернуть ход матча. Жаль, что у нас не ценят таких игроков, в Серии А, к примеру, подобные ветераны приносят ощутимую пользу своим клубам, причем, иногда и грандам, как Тотти. У нас же в цене Кокорин, Прудников...

    29.03.2017

  • regiment

    пусть на радостях чиваса жахнет

    29.03.2017

  • Староконь

    Рабинер, поезжай в казахские степи, будешь личным летописцем чипсоеда. Нормальный российский болельщик уже даже фамилию этого поганого человечишки забыл. Да посол ты, посол...

    29.03.2017

  • nikel.

    посол. с огурцами.

    29.03.2017

  • kuz_mich

    инженер1958, мы уже на ты? Доводы чего? Причем здесь Батэ? Причем здесь нищие клубы? Я спрашивал про Цымбаларя, почему Вы не считаете его футболистом. Забивал он и нищим и богатым. И свое футбольное умение показывал в играх с командами разного уровня. Добился достижений - да, мало. Но талантлив и играл красиво. Я согласен с автором статьи, что Аршавин - лучший российский футболист постсоветского пространства, но, на мой взгляд, Цымбаларь показывал более изящьный и красивый футбол, при этом не был лидером в команде. Называть его не футболистом - перебор. А если Вы так реально считаете, то, вообще, непонятно откуда Вы смотрите (или через чего) футбол.

    29.03.2017

  • инженер1958

    kuz_mich, однобоко, это не ко мне, а к С-Э! По оценкам С-Э У Аршавина - 0, а у Титова - 20 баллов!? С этим, по-видимому, ты согласен... Не однобоко...

    29.03.2017

  • инженер1958

    kuz_mich инженер1958. Как же задолбали такие коментарии. Все однобоко, выделяем, только то, что выгодно для Вашей точки зрения. По Вашему Цымбаларь -не футболист? И Спартак только Тюмень и Владивосток обыгрывал? А как же 6 побед в ГЭ ЛЧ 95-96 ( конечно, это не гранды, но и такие для многих - космос), Реал, Арсенал... =========================================================================================================== Батэ локальных побед не меньше Спартака одержал в ЛЧ! Но избежал СРАМА: 1-18 и 23 матча без побед в группе ЛЧ!? Авторы этого срама - Романцев, Титов, Тихонов... Спартак в 90-х - это сборная СНГ против нищих клубов, вроде Находки и Тюмени! А Аршавин играл против лучших клубов Европы! Какие еще доводы тебя убедят? Два еврокубка не убеждают?

    29.03.2017

  • pchela_tr

    Плюсую статье

    29.03.2017

  • kuz_mich

    инженер1958. Как же задолбали такие коментарии. Все однобоко, выделяем, только то, что выгодно для Вашей точки зрения. По Вашему Цымбаларь -не футболист? И Спартак только Тюмень и Владивосток обыгрывал? А как же 6 побед в ГЭ ЛЧ 95-96 ( конечно, это не гранды, но и такие для многих - космос), Реал, Арсенал...

    29.03.2017

  • Мизандари-Папишвили

    Романцев и Ярцев отцепляли Аршавина не потому что он поздно расцвёл, а потому что они слабоумные. Первый ещё и спившийся. Не удивлюсь, если и второй тоже.

    29.03.2017

  • Taiga42

    Бесспорно это не кокоша... Аршавин достоин уважения и памяти настоящих болельщиков

    29.03.2017

  • Бармалей3000

    Измаилов в молодости, Тихонов, Карпин , Аршавин на таких игроков приятно смотреть (Российских)!

    29.03.2017

  • инженер1958

    Цымбаларь мог стать футболистом, если бы выбрал в свое время большой футбол Лобановского, а не мини-футбол Романцева - на чистых мячах, проходивший только в откровенно слабой РФПЛ 90-х годов. Неслучайно Романцев кроме срама в Европе - 1-18 и 23 матча без побед в ЛЧ - ничего не достиг. А отдельные локальные победы Батэ, например, одержал не меньше! УЧИСЬ РАЗБИРАТЬСЯ В ФУБОЛЕ, РАБИНЕР!

    29.03.2017

  • Бармалей3000

    Спасибо Аршавину без него Российский футбол не был бы так хорош!!!!!

    29.03.2017

  • инженер1958

    РАБИНЕР, Цымбаларь феерил в 90-е против нищих Находки и Тюмени, а Аршавин - против лучших команд мира! Пора бы уже научиться отличать больших футболистов, способных творить на скорости, как Аршавин - от тихоходов-мини-футболистов, игравших в 90-е, таких как Цымбаларь, Титов, Тихонов...Или помешанность на команде Федуна мешает объективно взглянуть на футбол?

    29.03.2017

  • Счастливчик

    Dexty_07- это Вы Шаву с кем -то перепутали ... Так лидерских качеств ему не занимать ,он всегда был настоящим лидером как на поле ,так и за его пределами. В личностном плане ,все те люди которые знают Андрея и которым хоть каким-то боком довелось с ним пересекаться в жизни ,говорят в один голос одно ,это человек прямой и честный во всем . Играть так как Андрей никто не может , ведь недаром его до сих пор помнят и чтят во всем мире .

    29.03.2017

  • МачоМэн

    я во времена студенчества на студ весне в лагере зашел в зал между коридорами, а там старшекурсники ночью футбол смотрели, присоединился к ним. 0-3 проигрывали Марселю, было безнадежно и тут чудо гол! и мне стали рассказывать кто такой аршавин, так я про него и узнал.

    29.03.2017

  • любитель спорта 78

    Откуда и кому знать про человеческие качества Аршавина, что лично сним знакомы? А на поле не хватает такого игрока как он. Пирло тоже в Италии пешком ходил, но он всегда был полезен команде.

    29.03.2017

  • kilhaner

    интересно, как скоро появятся адепты фразы "это ваши проблемы", считающие что им все всегда должны?

    29.03.2017

  • MEC

    Спасибо за такую статью спартаковскому болельщику Игорю Рабинеру.

    29.03.2017

  • Шава стал заложником своего успеха. Если смотреть на человеческие качества, стабильность в игре, лидерские навыки это не к Шаве все таки. Они также являются необходимыми переменными в понятии "лучший футболист"

    29.03.2017