Премьер-лига (РПЛ). Статьи

24 декабря 2012, 10:00

Константин Ремчуков: "Махачкала - не то место, где покупают "игрушки"

СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА

Останется ли в "Анжи" Гус Хиддинк? Зачем махачкалинцам чемпионат СНГ? Когда еврокубки придут в Дагестан? В честной ли борьбе проходил матч с "Амкаром"? Об этом и не только рассказал председатель совета директоров "Анжи", побывавший на днях в гостях у "СЭ".

КАК Я НЕ СТАЛ ФУТБОЛИСТОМ

- Владелец "Независимой газеты", бизнесмен, политик и вдруг - председатель совета директоров "Анжи". Как это вышло?

- Я болельщик и на матчи хожу регулярно. В детстве занимался футболом, мечтал играть за сборную. Рос очень дисциплинированным мальчиком - шесть дней в неделю тренировки, на седьмой - игра. Даже в выпускном классе, будучи отличником, хотел поступать в институт физкультуры.

- Что помешало?

- Хитрость и ум родителей. А точнее, рассказ о сломанной карьере моего кумира Виктора Понедельника. Мама как бы наивно спросила папу, меня к разговору не подключая: "Вадим, а ногу сломать могут в любом возрасте?" "Конечно". - "А что же тогда с Костей будет, если вдруг?" - "Станет отличным учителем физкультуры. Хорошее дело". Я играл центрального нападающего, все ноги избиты, знаю, что такое травмы и насколько реален перелом. И вдруг передо мной замаячила перспектива пойти в учителя физкультуры! А я-то хотел быть самым знаменитым футболистом, а потом - тренером! Никто на меня не давил, но все же решил поступить на экономический факультет и параллельно становиться звездой футбола.

- В итоге, понятно, пошли по другому пути.

- Да, но спорт и дальше был существенной частью моей жизни. Уже будучи завкафедрой макроэкономического регулирования, по субботам с друзьями играл в футбол, пока окончательно не порвал крестообразные связки. У меня была подшивка "Футбола", которую я хранил в большом чемодане. Знал всех игроков, все чемпионаты, читал книги отечественных и зарубежных тренеров, публицистов типа Фесуненко. Думаю, за сорок с лишним лет у меня развилось некоторое видение игры, пусть и на любительском уровне. Хотя слушаешь иногда некоторых профессионалов и чувствуешь: лучше бы они так не назывались.

- За кого вы, кстати, болели в детстве?

- Я родился в Ростовской области и с 1963 года болею за ростовский СКА. Папа однажды показал турнирную таблицу, и с тех пор я уже сам тщательно следил за поступью любимой команды в союзных чемпионатах. Все про нее знал. Там были очень хорошие игроки - Копаев, Понедельник, Шикунов, Буров, Матвеев. Футболисты уровня сборной.

В ЛОНДОН, НА "ЧЕЛСИ"

- Так как же вы оказались в "Анжи"?

- Мы с Сулейманом Керимовым давно знакомы, с тех пор как я работал в группе "Сибирский алюминий", был, как и он, депутатом Госдумы. Но и после этого связи с Сулейманом не терял. Каждую неделю мы летали в Англию на матчи "Челси" - была в 2003-2004 годах такая "фишка". У него на "Стэмфорд Бридж" имелась своя ложа. Вечером садимся на самолет, затем вертолет, машина, матч, часам к шести утра возвращаемся в Москву - и на работу. Это было частью образа жизни.

Потихоньку начали во все вникать, задавать вопросы: а сколько это будет стоить Абрамовичу, а как осуществляется селекция, а по каким принципам работает тренер и так далее... Я, кстати, тогда укрепился во мнении, что деньги - не главная гарантия успеха, хотя фактор, безусловно, важный. Так вот, когда Керимов приобрел "Анжи", он продолжал приглашать меня на матчи, и я всегда с удовольствием ходил. Первый разговор о моем участии в руководстве клубом состоялся после победы над "Спартаком" в Лужниках со счетом 3:0 - помните, в юбилей красно-белых? "Ну как?" - говорит. "По-моему, очень прилично". - "Может, войдешь в совет директоров?" - "Подумаю". И я стал думать. "Анжи" ведь не самое простое дело. Мы знаем, как у нас напряжены межнациональные отношения. Входить в совет директоров "Анжи", когда здесь такие волны ненависти? Поводы для сомнений были.

- Что же их развеяло?

- Понимаете, я в 16 лет поступил в Университет дружбы народов. Первыми моими соседями по общежитию были индиец и непалец. Затем долгое время дружил с пакистанцем и палестинцем. За сборную университета играл с бразильцем. Я абсолютный интернационалист. Меня совершенно не интересует национальность человека. Близкие мне люди - это те, кто близок мне по ценностям. И вот передо мной, гражданином, москвичом, возникает такой вызов. Что же - отойти и постоять в тени? Я действительно считаю, что вопрос межнациональных отношений, скорее всего, ключевой для выживания страны. И если я, русский москвич, не приму участия в решении этого вопроса, то не примет и другой, и третий. Я летал в Махачкалу. И когда услышал, как там на стадионе дружно поют российский гимн, как говорят: "Да мы за Россию всех порвем!" - то понял: это по-настоящему. Футбол может и должен снять ненависть и нетерпимость в обществе. Мне очень хочется вернуть нормальных людей на стадионы. У всех болельщиков одна религия - футбол. Более мощного направления для объединения, чем спортивные игры, я не вижу.

- А когда летали в Лондон, болели за "Челси" или это было просто развлечение?

- Когда посещаешь 40 матчей команды за сезон, конечно, начинаешь за нее болеть. Все-таки клуб наш парень купил. Приобрел бы Рома, скажем, "Тоттенхэм", мы бы точно так же за него болели. Туда подтягивались разные люди не только из России, но и со всей Европы. Очень модная тема была. Даже моя жена знала, кто такой Малуда. Из-за косичек называли его "бабушка Малуда".

- Кто еще из известных людей летал на "Челси"?

- Многие. К примеру, Юрий Павлович Семин. В самолете проводил Керимову углубленный мастер-класс - это была как бы установка на игру. На обратном пути, понятно, проводился уже разбор увиденного. Очень интересный опыт.

- Не жалеете, что один из лидеров того "Челси", Эссьен, не перешел в "Анжи", хотя мог бы?

- Нет. Диарра и Жусилей ничуть не хуже. А на данном этапе даже лучше.

ХИДДИНК - НЕ ЛЮБИМЫЙ. ОН ЛУЧШИЙ

- Кто ваш любимый тренер той эпохи "Челси" - Моуринью или Хиддинк?

- Ни тот ни другой. Но мне было интересно узнавать, как работает Моуринью. Роман Аркадьевич рассказывал, что у Жозе перед каждым матчем на бумажке написано задание каждому игроку. С характеристикой, особенностями его соперника на поле. Мол, этот так-то бежит, левой ногой подрыгивает, правой помахивает, ленится вернуться назад при потере мяча и так далее. Мне кажется, такой подход очень важен. Футбол - битва, здесь мало общих слов - давайте, мол, ребятки, собрались, вперед! Нужно нечто большее. И Моуринью как раз просматривал все матчи, знал любые мелочи в игре соперника. Потому и наблюдать за "Челси" было интересно. Скажем, любую замену Жозе я понимал: почему вышел именно этот игрок.

А Хиддинк немного другой. Гус - звезда и в то же время очень мудрый человек. Он за счет психологии, великолепной атмосферы и безукоризненного авторитета поставил "Челси" отличную игру.

Но я не могу назвать кого-то из них "любимым". Любимые - это жена и дети. Применительно к чужим дядькам этого слова не употребляю.

- Хорошо, давайте переформулируем: не любимый, а лучший тренер.

- Хиддинк. И вот почему: Гус во многом похож на сэра Алекса Фергюсона, он тренер той же категории. Голландец, как и шотландец, в состоянии создавать новую команду, находить нужных игроков, воспитывать молодых, поднимать уровень их мастерства. Возьмите того же Это’О. Все считали, что он приехал в Россию доигрывать, как делают многие, отправляясь в Катар или США, после чего действительно пропадают из большого футбола.

Но Это’О - совершенно другой случай. Посмотрите, как он играл в этом году! Отходил назад, все контролировал, выдавал чудесные передачи... В общем, раскрылся по-новому! Это’О не исчез, а вернулся в Европу вместе с "Анжи"! Именно под руководством Хиддинка.

А Моуринью интересно работать с командой максимум полтора-два сезона. Он в любом новом клубе выставляет условия по покупке сильных игроков, доводит их до пика и выигрывает титулы. А когда нужно дальше развивать команду, Жозе становится скучно. С "Челси" добился отличного результата, но на новый уровень вывести его уже не смог. Выиграл с "Интером" Лигу чемпионов - и покинул клуб. С "Реалом" - похожая история. Золото чемпионата Испании взял, но развития сейчас нет.

А теперь вспомните, как много раз чуть ли не с нуля строил команду Фергюсон. Брал новых игроков, каких-то юнцов. Они поначалу мучились, проигрывали, а потом смотришь в конце сезона - бах, сэр Алекс создал очередную классную команду, и все эти люди уже звезды. У Хиддинка похожий почерк. Логашов, Смолов - в сборной, Шатов на подходе. Все они выросли под его руководством. Он умеет работать с молодыми, выводить их и команду в целом на новый уровень.

- Можете назвать тренеров, сопоставимых с ним по уровню?

- Честно говоря, их мало. Есть много тренеров известных, но не умеющих ставить игру. Те же Манчини или Анчелотти. Вроде бы многого добились, но за счет какого-то невероятного стечения обстоятельств, а тактически они негибкие тренеры.

Наверное, помимо уже упомянутого Фергюсона я бы отметил Адвоката, Капелло, О’Нила, отлично работавшего с "Астон Виллой". Пусть сейчас с "Сандерлендом" у него проблемы. В Италии... Не знаю, кого назвать.

Поэтому я с огорчением и думаю о том, что Хиддинк может не продлить контракт. Ибо непонятно, где искать ему сменщика. Человека, способного построить команду.

- В России таких нет? Вы вот лестно отзывались о Семине...

- Нет. Семин - другой случай. В его первый период в "Локомотиве" к Юрию Павловичу было отношение, как к Фергюсону. В том смысле, что ему дали поработать много лет, не требуя сиюминутных успехов. И только через годы это дало результат. Но потом уже ничего не было. В целом плохи дела с тренерами в современном футболе.

- Вы пытаетесь уговорить Хиддинка остаться?

- Он взрослый, умный человек - сам отвечает за свои поступки. Тут все просто: у Гуса контракт по схеме "1+1". И только ему решать, продлевать его или нет. Самому Хиддинку в "Анжи" нравится и, думаю, даже если он не продлит контракт, в том или ином статусе в структуре клуба останется. Разумеется, мы хотим, чтобы он продолжил работать главным тренером. К Хиддинку в "Анжи" замечательно относятся все - от работников клуба до игроков и руководства. И он это знает.

Я сам видел, как тяжело сезон сложился для Гуса - и в физическом плане, и в моральном. Заходишь в раздевалку, смотришь на его лицо - и понимаешь, насколько он измотан. Пожмешь быстро руку - и отходишь в сторонку, чтобы не докучать. Все хорошее дается кровью. На "Анжи" в нынешнем году было невероятное давление, а команда все равно побеждала и побеждала. И в этом огромная заслуга Гуса.

КАК ВЕРНУТЬ "АНЖИ" В МАХАЧКАЛУ?

- С какими неожиданностями вы столкнулись в первые месяцы работы в "Анжи"?

- Ни с какими. Моя задача - организовать работу совета директоров. На ранних стадиях бизнесом можно управлять лично. Потом, когда он увеличивается, это уже контрпродуктивно. Нужно разделить обязанности. Я опытный человек, и мое понимание работы бизнеса стандартно.

Есть четыре направления: 1) операционная деятельность - то есть контроль за расходами и доходами; 2) рост стоимости бизнеса - капитализация: любой бизнес рано или поздно должен обрести какую-то ценность; 3) развитие: необходимо правильно понимать цели, основываясь на мировых тенденциях; 4) юридическое сохранение собственных активов. Скажем, очень часто плохо составлены контракты и договоры. Думаешь, что земля тебе принадлежит, а оказывается - ничего подобного. Это тоже очень важно контролировать.

В общем, на ближайший год я ставлю задачу выстроить работу совета директоров. Ведь мы хотим сделать "Анжи" суперклубом европейского масштаба, лидером российского футбола, кузницей талантов, частью жизни людей.

- Когда "Анжи" должен стать суперклубом?

- Мы на пути к этому. Уже через сезон команда будет еще сильнее. Особенно если попадем в Лигу чемпионов. А в России матчи с ЦСКА и "Зенитом" показали, например, что у нас игра поставлена лучше.

- Что вообще в вашем понимании суперклуб?

- Во-первых, он должен иметь отличный стадион - как вы знаете, у нас будет "Анжи-Арена". Во-вторых, разумеется, качественную тренировочную базу, поля, детско-юношескую школу, хорошие отношения с обществом...

- Болельщицкую базу...

- Разумеется. "Дикая Дивизия" - наше главное "ядро". Но не нужно забывать и обычных болельщиков в Дагестане, и те 15 тысяч, что пришли в Москве на матч "Анжи" - "Удинезе". Вместе с тем глупо закрывать глаза на конфликты между болельщиками нашего клуба и жителями столицы. Я знаю, что Керимов встречался с фанатами ЦСКА, "Спартака", "Динамо", других команд. Конечно, нам хотелось бы снять тот негатив, который возникает вокруг команды.

- Когда "Анжи" вернется в Махачкалу?

- Мы очень интенсивно над этим работаем. Постоянно общаемся с руководителями УЕФА. Например, хотим пригласить Платини на открытие "Анжи-Арены". А еще предложить сопоставить условия безопасности в Израиле и Дагестане. На Земле обетованной каждый день летает по 100 ракет - но проводятся и молодежный чемпионат Европы, и еврокубковые матчи. Я бы очень хотел, чтобы уже в следующем сезоне мы иностранные клубы принимали в Махачкале.

- Мы имели в виду и полноценное возвращение команды в город - чтобы там жить, тренироваться, а не только приезжать на домашние матчи чемпионата.

- Я не готов сказать, как в ближайшие годы будет удобно команде. Да, понимаю: вы часто слышите о спецоперациях в Дагестане. Но знаете, если почитать новости из Москвы в форме исключительно хроники криминальной жизни, можно решить, что здесь вообще жить нельзя: кто-то кого-то зарезал, убил, изнасиловал...

Это я к тому, что не нужно быть заложником информационных потоков. Мы, москвичи, не знаем, что на самом деле происходит в республике. Ее главная проблема - искаженное информационное поле. Я не говорю, что в Махачкале все идеально. Но вовсе не так ужасно, как можно подумать. Посмотрите, сколько в Москве объявлений о продаже жилья - участков, домов. В Дагестане - ничего подобного. Наоборот, очень много строится - и никто уезжать из Махачкалы не хочет!

"АНЖИ" С РФС НЕ ВОЮЕТ

- Когда Керимов только появился в клубе, многие восприняли это скептически. В какой момент вы поверили, что "Анжи" - это всерьез и надолго?

- В 2000-е годы немало клубов было куплено богатыми людьми. Но я убежден: "игрушки" приобретают в Париже, Лондоне или Риме. Некоторое время назад продавалась "Рома", и многие в Италии хотели, чтобы ее приобрел Сулейман. Вот это была бы "игрушка". А в Махачкале "игрушки" не покупают. Для Керимова это жизненная философия, миссия. Он любит свою республику и чувствует ответственность. Хотя мало кто знает, насколько он гражданин мира - по культуре мышления, чувству юмора, отсутствию предрассудков. И он создает что-то у себя на родине, чтобы было чем гордиться, чтобы детям в голову не лезли глупые мысли, чтобы у этих пацанов появился социальный лифт.

- Готов клуб к тому, чтобы раскрыть свой бюджет?

- Мы готовимся к введению финансового fair play. И создадим структуру, которая будет понятна и прозрачна.

- Почему "Анжи" решил вместе с ЦСКА и "Зенитом" участвовать в нашумевшем проекте чемпионата СНГ?

- Во-первых, пресс-конференцию мы провели, чтобы объявить о создании оргкомитета, который займется изучением вопроса. Начни мы переговоры без такого объявления, негативный шлейф был бы еще сильнее: "А что это они там втихаря замышляют?" Во-вторых, я на пресс-конференции сказал: "Проект для осуществления чрезвычайно сложен. Но если его реализовать, маркетинговая ценность продаваемых матчей вырастет в несколько раз". Разве с этим можно спорить? Я беседовал с бизнесменами. Они называли мне сумму: от 500 миллионов до миллиарда долларов в год только за телеправа. Таков потенциал рынка. К примеру, в Англии даже "Рединг" или "Фулхэм" получают миллионов по 50 за сезон, на все же команды приходится как раз около миллиарда. Керимов предлагает для начала провести совместный Кубок России и Украины начиная со стадии 1/16 или 1/8 финала, договорившись с УЕФА и Платини о том, что его победитель получит место в Лиге Европы.

- Объясните: откуда возьмется этот миллиард? Почему российское или украинское телевидение захотят увеличить свои вложения в десятки раз? Если ТВ не особо интересен матч "Рубин" - "Кубань", то почему они должны вдруг начать вкладывать в игру "Рубин" - "Карпаты"?

- Это гипотетический разговор. Но приведу пример. "Удинезе" - не самый популярный в России клуб. "Анжи" играет с ним в Москве, но все равно собирает 15-16 тысяч зрителей. А ведь изначально утвердили 4-5 тысяч билетов. Откуда рождается зрительский интерес? Есть компании, у которых есть бизнес в России и на Украине. Они могут проявить заинтересованность. О сумме от 500 миллионов до миллиарда долларов в год я слышал от богатых и ответственных людей.

- Поясните, речь о чемпионате СНГ или первенстве России и Украины?

- Был получен сигнал, что УЕФА приветствует слияние двух чемпионатов. Некоторые страны уже получили добро. Другое дело, как они реализуют задумку. А вот объединение трех-четырех-пяти стран УЕФА не одобряет.

- Вы понимаете, что без поддержки РФС мечта точно не сбудется?

- У "Анжи" даже мысли нет воевать с РФС! Наоборот, мы всячески поддерживаем этот важнейший институт российского футбола. Николай Толстых - достойный человек. У него есть недостаток - излишняя прямолинейность. Но в ней и в буквальном следовании законам кроется и его сила. Помню Толстых, когда он еще руководил ПФЛ. Абсолютно непреклонный человек. Такие люди нужны. "Анжи" к нему относится с симпатией и оказывает ему максимальную поддержку.

ЗАМЯТЬ "ПЕРМСКОЕ ДЕЛО" НЕ ДАДИМ

- Хотим спросить вас о нашумевшем матче "Амкар" - "Анжи".

- А что именно спросить? Вы же все знаете.

- Само возникновение разговоров о договорном характере матча вы считаете обоснованным?

- Разговоры эти не имеют под собой никаких оснований. Они оскорбительны. Мы взрослые люди. Кто может быть бенефициаром этой ситуации? "Анжи"? Так репутационный шлейф - отвратительный! "Амкар"? Тоже нет, потому что помимо испорченной репутации пермяки еще и проиграли. Как проигрывали, кстати, с большим успехом и все последние матчи. А в выигрыше - всего одна букмекерская компания, не выплатившая людям тех денег, которые должна была выплатить. Очень много необычного сопровождало эту игру, не находите? Вы хоть раз слышали, чтобы букмекеры оглашали фамилии и величину ставок? Я вот не слышал. По крайней мере в России. Кстати, все, кто делал ставки, имели отношение к "Амкару".

Мы заинтересованы в том, что правоохранительные органы провели расследование и выявили всех, кто к этому причастен. Замять дело не дадим. На мой взгляд, это была репутационная атака на "Анжи". Команда проводит выдающийся сезон, во всех принципиальных матчах проявляет характер и либо побеждает, либо не уступает. Происходит становление коллектива, который в состоянии побеждать ЦСКА и играть вничью с "Зенитом" на выезде, в мороз, через несколько дней после еврокубкового матча. Но вместо анализа игры и хороших слов идет исключительно обсуждение матча "Амкар" - "Анжи". Что надо было сделать - сыграть с "Амкаром" вничью, чтобы посрамить букмекеров? Назло маме уши отморозить? Кстати, конторы были посрамлены и в прошлом сезоне, когда мы с "Амкаром" дома разделили очки, и в этом, когда дважды сыграли вничью с "Ростовом".

Теперь о том, что Керимов - акционер "Уралкалия", который спонсирует "Амкар". Так он миноритарный акционер и ВТБ, и "Газпрома". Что ему теперь, не пытаться победить "Зенит"? Подобные вещи противоречат нашей философии. Мы хотим побеждать и показывать красивый футбол.

ВЫИГРАТЬ ЛИГУ ЕВРОПЫ - АБСОЛЮТНО РЕАЛЬНО

- Оставим тему договорных матчей. Как прокомментируете жеребьевку 1/16 Лиги Европы, по итогам которой соперником "Анжи" стал "Ганновер"?

- Честно говоря, у меня нет четкого представления об этом клубе. Команды из Германии опасны, поскольку всегда борются до последнего и настроены исключительно на победу. Немцы убеждены, что играют в футбол лучше всех в Европе. Возможно, это и к лучшему, что на первые официальные матчи года нам достался не самый сильный из возможных соперников. Есть, конечно, мнение: если команда идет на победу в турнире, то нет разницы, на какой стадии с кем встречаться. На самом деле есть. Иногда можно набрать форму чуть попозже, уже получив игровую практику. Думаю, жребий удачный. Вот с "Челси" бы пришлось помучиться, там ведь Торрес форму набирает.

- Вы сказали о победе в турнире. Насколько это реально?

- Абсолютно реально. Я сужу по той игре, которую "Анжи" сейчас показывает. А если зимой удастся укрепить состав и на определенных позициях создать резерв на случай травм и дисквалификаций, то при такой организации и при таких исполнителях в Лиге Европы мало кто сможет нам противостоять.

- Трансферами, как мы понимаем, вы не занимаетесь.

- С моей стороны говорить о трансферах будет неприлично. Бывает, скажешь что-нибудь лишнее - и цена сразу меняется. Но, как я уже говорил, укрепляться зимой команда собирается. Хиддинк подробнейшим образом объяснил, какие позиции и кем он хочет усилить. Я слышал имена - это все очень хорошие игроки.

- Роберто Карлос - эффективный инструмент селекционной политики?

- Безусловно. Вы знаете, многие футболисты, уезжая далеко от родины, страдают. И у Криштиану Роналду в "Реале" был период, когда он не радовался голам, и стали появляться слухи о его возможном уходе. А вот в "Анжи" в этом смысле атмосфера очень хорошая - веселая, "драйвовая". И это ценно. Многие ведь звонят, интересуются - и не только Роберто Карлосу, но и Это’О, и Буссуфа, и Самба. Люди хотят узнать что-то помимо официальных источников.

- Игроки, которых "Анжи" рассматривает в качестве усиления, должны быть суперзвездами или приоритет отдается футболистам уровня Самба - мастеровитым, но в смысле статуса не звездным?

- Хиддинк прекрасно понимает, где нужен звездный игрок, а где необходимо зацементировать позицию футболистом другого статуса. У команды есть ось, которая на длинной дистанции ослабляется карточками и травмами. Наш тренер имеет очень сбалансированный взгляд на позиции и футболистов. Речи о стомиллионной покупке только ради того, чтобы порадовать людей, не идет.

"ЗОЛОТОЙ МЯЧ"? КОКОРИНУ!

- Должен ли "Анжи" сохранить Смолова, который находится у вас в аренде?

- Пусть он сам разберется и поймет, чего хочет. Но я уверен, что Федор может прогрессировать, у него большой потенциал. Мне страшно приятно, что в "Анжи" столько хороших молодых ребят, которые играют так, что сам Капелло обращает на них внимание. Смолов ведь, по сути, вызов в сборную получил, будучи запасным в клубе. А посмотрите на Логашова, Шатова, Карсела-Гонсалеса - это все классные футболисты!

- А с точки зрения бизнеса? Получается, вы растите игрока, чтобы потом его отдать.

- В аренду игроков берут все. Как правило, это путь замедленного "сплавления" человека из состава. У клуба нет денег рассчитаться сразу, и он берет футболиста в аренду, а потом уже решает. А Смолов заиграл так, что его хотят вернуть. "Динамо" сейчас клуб амбициозный. Как в итоге все сложится, сказать не могу, но мне бы хотелось, чтобы Федор остался.

- В начале января будет вручен очередной "Золотой мяч". Вы бы за кого проголосовали?

- За Кокорина! (Смеется.) А вообще - за Месси, конечно. Я знаю все аргументы против него. Но что бы ни говорили, этот игрок выводит футбол на совершенно новый уровень. К тому же он воспитаннейший человек - оказывается, можно быть суперзвездой и не быть при этом плохим парнем. Я видел игру всех лучших футболистов второй половины ХХ века. Могу сказать, что Месси играет сильнее, чем Пеле, Марадона и даже Кройф в 1974-м. Еще долго общий уровень игроков не подтянется до этой планки. Месси - гений. Он создает новые правила игры. Иньеста и Роналду - футболисты выдающиеся, но они играют по установленным правилам. А Месси создает новые. Какой он гол забил в финале Лиги чемпионов "Манчестеру" - фантастика! Ну а в России я бы выделил, как уже сказал, Кокорина.

- А почему именно его, а не кого-то из "Анжи"?

- По моему мнению, именно Кокорин в этом году заметно прогрессировал и демонстрировал очень умную игру. Вдруг выяснилось, что у него есть дриблинг, что все кнопочки принятия решений в его голове установлены по-другому, чем мы думали еще год назад. Могу также отметить Соловьева - мне он очень нравится. В нем есть быстрота, свойственная московским ребятам. Он продукт нашей жизни. Новая волна - у этих ребят другая мотивация, другая самооценка, они никого не боятся.

Расскажу одну интересную вещь. В 1986 году приехал я в Америку. Это был первый год перестройки, и меня часто приглашали на разные мероприятия и спрашивали, что мне больше всего понравилось в США. А я отвечал: НБА. Я видел лучшего пловца мира Марка Спитца, видел Пеле и Марадону, лучших хоккеистов и гимнастов. В баскетболе же у нас считалось, что лучшие - это Вольнов, Белов, Сабонис... А в Америке я был просто потрясен! Для меня казалось фантастическим, когда команда, проигрывая после третьей четверти двадцать очков, может их отыграть в четвертой. Баскетбол НБА стал для меня потрясающим открытием! И вот в прошлом году в США я, случайно переключая каналы, попал на игру "Оклахомы" - и не мог оторваться. Дюрант, Уэстбрук, Ибака, Харден - всем им было по 22-23 года. То есть людей, которые были звездами на молодежном уровне, взяли и ввели в состав не по одному, как это часто бывает, а всех сразу. И все они играют лицом к кольцу - точно так же, как привыкли до этого.

Я это к тому, что мне кажется: если "Динамо", чей дубль был многие годы очень сильным, выпустит своих молодых игроков, они будут рвать всех, не понимая, что есть дяденьки, к которым надо относиться с уважением. Они же привыкли всех побеждать в молодежном чемпионате. Такое направление развития футбола мне очень близко. И в "Анжи" сейчас молодые ребята чувствуют доверие Хиддинка. Это придает им уверенности, они идут вперед, а потом их замечает Капелло. И это создает ощущение, что у них есть профессиональный "лифт".

25 ИГРОКОВ "АНЖИ" В ЧЕМПИОНАТЕ-2012/13

Игрок

Матчи

Голы

Передачи

Наказания

"СЭ"

п. Мубарак БУССУФА

18 (17)

3

11

6,14

н. Самюэль ЭТО’О

17 (17)

7

9

6,32

з. Расим ТАГИРБЕКОВ

17 (17)

2

2

5,79

з. Кристофер САМБА

17 (17)

2

1

5,94

в. Владимир ГАБУЛОВ

17 (16)

-16

-

6,00

з. ЖОАУ КАРЛОС

16 (16)

2

2

1к+4ж

5,75

п. ЖУСИЛЕЙ

16 (16)

-

-

1к+3ж

5,94

н. Ласина ТРАОРЕ

16 (14)

9

3

6,16

п. Олег ШАТОВ

15 (12)

3

-

5,87

п. Юрий ЖИРКОВ

15 (11)

1

3

6,04

п. Мехди КАРСЕЛА-ГОНСАЛЕС

15 (8)

1

4

5,90

з. Камиль АГАЛАРОВ

12 (12)

-

-

1к+3ж

5,75

з. Арсений ЛОГАШОВ

12 (9)

-

-

5,71

н. Федор СМОЛОВ

9 (2)

-

-

5,64

н. Шамиль ЛАХИЯЛОВ

8 (2)

-

2

-

5,57

п. Лассана ДИАРРА

7 (7)

-

-

6,36

п. Георгий ГАБУЛОВ

7 (2)

1

1

5,75

п. Одил АХМЕДОВ

6 (5)

1

-

-

6,00

н. Никита БУРМИСТРОВ

4 (1)

-

-

-

5,50

в. Евгений ПОМАЗАН

3 (3)

-2

-

-

5,83

з. Али ГАДЖИБЕКОВ

2 (2)

-

-

-

5,75

п. Шариф МУХАММАД

2 (1)

-

-

-

5,50

з. ЭВЕРТОН

1 (1)

-

-

5,50

п. Алексей ИВАНОВ

1 (1)

-

-

-

5,50

н. Сердер СЕРДЕРОВ

1 (0)

-

-

-

5,50

По одному голу в свои ворота забили Томислав Дуймович ("Мордовия") и Хуан Инсаурральде ("Спартак").

54
  • BekloppterRusse

    мои коллеги хорваты, сами футболисты, в восторге от Анжи. При разговорах о других российских клубах ухмыляются, понимают российские реалии: административный ресурс, договорняки и т.д

    25.12.2012

  • ADx

    Все олигархи тратят лично наворованное бабло. И только Газпром - еще не разворованное )

    25.12.2012

  • GAMANA

    без комментариев...а про амкар - незачет!

    25.12.2012

  • Россеянин

    Интервью Патриота, истинно русского человека. Дагестанцы потому и ценят свою Родину , Россию, что знают и видят и таких, истинно русских людей. На таких наша страна держится.Успешные люди думают другими категориями, другим интеллектом, нежели сброд завистливых людей , никак не желающих признать, что Анжи- это всерьез и надолго, что это будущий флагман российского футбола, законодатель прогресса русского(!)футбола.Будущий наш общий бренд, сопоставимый с испанской (католонской) Барселоной и английским Манчестер Юнайтед.Философская, глубоко осмысленная точка зрения, профессиональное и тонкое понимание всех ньюансов в футболе. Азарт и преданность футболу , делу , родному АНЖИ! Прекрасное интервью!

    25.12.2012

  • ЧудоЙогурт

    У анжи с дагестаном общего столько же сколько и у "ЦСКА" с Красноярском.

    25.12.2012

  • banchik1

    Сильный24 Декабря 2012 | 21:15 С приходом Роберто Карлоса и других звезд и просто классных игроков, лично я с большим удовольствием стал болелой АНЖИ. Удачи в Европе, в России в Лиге чемпионов!!! Уже лучший клуб в России и в ближайшем будущем суперклуб мира!!!МОЛОДЦЫ!!! --------- Со всем,кроме суперклуба мира и лучшего клуба в России, с тобой согласен.

    24.12.2012

  • игрок12

    ЖИ ECTЬ не парься мы их всех сделаем когда станем чемпионами а нытики сами отпадут потом АНЖИ будет играть дома

    24.12.2012

  • Belousov

    Мда, команда которая сама боится жить в хачкале, а еврокубки туда затащить пытается. Ни один клуб туда не поедет, даже под угрозой технического поражения. онжи в Европе ничего не светит даже с Ганновером, ибо там судей не купишь, а без этого ни хачи, ни питерасты играть не могут. Можно в качестве примера привести матч Ливер-онжи, Малага-зенит и т.д. по списку.

    24.12.2012

  • Сильный

    С приходом Роберто Карлоса и других звезд и просто классных игроков, лично я с большим удовольствием стал болелой АНЖИ. Удачи в Европе, в России в Лиге чемпионов!!! Уже лучший клуб в России и в ближайшем будущем суперклуб мира!!!МОЛОДЦЫ!!!

    24.12.2012

  • Kings bounty

    Удачи Анжи, но если Европа опять покажет Дагестану их место в европейской семье, то будете опять у московитов перебиваться.

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    craped 24 Декабря 2012 | 15:51 Я летал в Махачкалу. И когда услышал, как там на стадионе дружно поют российский гимн, как говорят: "Да мы за Россию всех порвем!" - то понял: это по-настоящему. Это серьёзно? Я в Махачкале не был ни разу, но когда смотрю трансляции, во время российского гимна такой жуткий свист стоит, что за ним просто не слышно как там дружно поют гимн. ЗОМБОЯЩИК СВОЙ ДОПОТОПНЫЙ СМЕНИ,ЭТО ОН У ТЕБЯ СВИСТИТ,НЕЧЕГО ТУТ СВИСТЕТЬ ВРАНЬЕ!!!

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    другой читатель 24 Декабря 2012 | 17:05 Меня вот не оставляет чувство, что проект Анжи - краткосрочная шабашка, на 2-3 сезона максимум. Сейчас нарубят бабла и разлетятся по родной Африке. Солдаты удачи. На месте ничего не останется. Если б они хоть жили в Махачкале. Все имхо. ФУТБОЛЬНУЮ БАЗУ МИРОВОГО УРОВНЯ ПОСТРОЯТ,БУДУТ В МАХАЧКАЛЕ ЖИТЬ,СТАДИК УЖЕ ВЕСНОЙ ОТКРЫВАЕТСЯ!!!

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    svldmr 24 Декабря 2012 | 17:47 К "Анжи" "нехорошо" относятся не по национальному признаку, как пишет автор, и как считают вероятно в Дагестане.Главное - это признаки "простимулированности" судей(а то и соперников) не только на играх в Махачкале, но и в гостевых.Согласен с Другим читателем(17:05). В интервью приводится пример гипотетического матча Рубин-Карпаты. Очевидно считается, что матч "Анжи" - "Динамо" Киев принесет сразу миллиард. КАКУЮ ИГРУ АНЖИ ПРОСТИМУЛИРОВАЛ И КУПИЛ???))))

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    m7 24 Декабря 2012 | 19:38 Константин Ремчуков: "Махачкала - не то место, где покупают "игрушки" Правильно ! Это то место где покупают игры! ))) КАКУЮ ИГРУ С ПРИХОДОМ КЕРИМОВА АНЖИ КУПИЛ???)))))

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    Член КПСС! 24 Декабря 2012 | 19:27 ИМХО, эта шарашка разлетится до их уезда в Дагестан. Эх, вернули бы советских следаков, по экономическим хищениям в гос. секторе... ДЛЯ ЗАСТРЯВШИХ В ИСТОРИИ КПСС,КЕРИМОВ ТРАТИТ СВОЁ БАБЛО!!!

    24.12.2012

  • Kings bounty

    Костя понял, что ему в футболе ничего не светит, а нога - это отмазка. Бай бог каждому достичь в футболе того, чего достиг Виктор.

    24.12.2012

  • m7

    Константин Ремчуков: "Махачкала - не то место, где покупают "игрушки" Правильно ! Это то место где покупают игры! )))

    24.12.2012

  • Член КПСС!

    ИМХО, эта шарашка разлетится до их уезда в Дагестан. Эх, вернули бы советских следаков, по экономическим хищениям в гос. секторе...

    24.12.2012

  • Kings bounty

    Посмотрите, сколько в Москве объявлений о продаже жилья - участков, домов. В Дагестане - ничего подобного. Наоборот, очень много строится - и никто уезжать из Махачкалы не хочет! Даги продают недвижимость в Москве и переезжают в Махачкалу. Здорово !

    24.12.2012

  • igrokser

    Gordon а с чего ты взял что он ничего не делает для Дагестана ? Ты правильно сказал это по телевизору не показывают по этому ты и не знаешь как много он делает для простых людей. Но те кто здесь живет знают что он делает.

    24.12.2012

  • svldmr

    К "Анжи" "нехорошо" относятся не по национальному признаку, как пишет автор, и как считают вероятно в Дагестане.Главное - это признаки "простимулированности" судей(а то и соперников) не только на играх в Махачкале, но и в гостевых.Согласен с Другим читателем(17:05). В интервью приводится пример гипотетического матча Рубин-Карпаты. Очевидно считается, что матч "Анжи" - "Динамо" Киев принесет сразу миллиард.

    24.12.2012

  • deboshir

    Dzho Black Так вот и я о том же,что бороться с Зенитом будем.А так парочку позиций можно уже начинать грандов европейских пошипывать.А так я жду матча (имея ввиду что проскочим Ганновер,)встречи с Металлистом вот там уже посмотрим на что годимся.

    24.12.2012

  • Gordon

    Керимов любит свою республику и чувствует ответственность? Допустим. Но почему же тогда он "строит суперклуб" аки потёмкинскую деревню вместо того, чтобы помочь людям с бытовыми и социальными проблемами, которых там тьма? Неееет, это по телевизору не покажут. К вопросу об игрушках.

    24.12.2012

  • Dzho Black

    deboshir24 Декабря 2012 | 17:14 Ваалейкум Салам! а что ЦСКА понимать? посмотри их график,до этого матча,спокойно готовятся в недельном цикле,выигрывали на свежачке,Амкар,Краснодар,Спартак, попали на равных,Зенит их возил весь матч,мы их за центр поля не выпустили,вот и весь ЦСКА... щас чемп начнется ,Леню начнет трясти,вот там и обойдем их ;) Ю.Ю.24 Декабря 2012 | 17:15 Ну говорить то что хочешь можно,главное не поверить в это,как в истину...с небес на землю,Твенте и Легии быстро опускают...)) а Фурс,машина...он наверное знал что то;)))

    24.12.2012

  • Ю.Ю.

    Dzho Black 24 Декабря 2012 | 17:08 Ну, переборщил малость, бывает. Но, согласись, он не может говорить по другому, права такого не имеет. Фурсенко, в свое время, тоже позабавил всех "своими еврокубками". Кто ему тогда верил? А стал пророком)))

    24.12.2012

  • deboshir

    Dzho Black Салам.Хотелось бы добвить,что и Анжи подошел к играм с Зенитом и ЦСКА не в лучших физических кондициях.Во втором тайме с Зенитом особенно это в глаза кидалось.Хоть и Зенит прошел весь путь практически такой же как и Анжи ,но ротация в составе у них более количественная.Вот ЦСКА в Махачкале если честно я не понял.А так всегда,если один в порядке,то второй в кризисе.

    24.12.2012

  • Dzho Black

    Ю.Ю.24 Декабря 2012 | 16:58 мне всегда интересно бывает,когда так говорят )))про перспективы)) ну сколько раз,мы получали по ушам,от "середнячков"??вот и Ремчукова тянет в эти дебри, "Вы сказали о победе в турнире. Насколько это реально? - Абсолютно реально. Я сужу по той игре, которую "Анжи" сейчас показывает. А если зимой удастся укрепить состав и на определенных позициях создать резерв на случай травм и дисквалификаций, то при такой организации и при таких исполнителях в Лиге Европы мало кто сможет нам противостоять." Вот это,только россиянин мог сказать...потом получают по ушам,и начинают что то мычать невнятное,про не фарт,карму,судьбу,штанги,судью,кочку,инопланетян... из этих 32 команд,я 10 назову,которые сильнее Анжи,и так категорически говорить,что вы сильнее.... Одно успокаивает,это не Гус говорит,а Константин....

    24.12.2012

  • другой читатель

    Меня вот не оставляет чувство, что проект Анжи - краткосрочная шабашка, на 2-3 сезона максимум. Сейчас нарубят бабла и разлетятся по родной Африке. Солдаты удачи. На месте ничего не останется. Если б они хоть жили в Махачкале. Все имхо.

    24.12.2012

  • Ю.Ю.

    Dzho Black 24 Декабря 2012 | 16:52 Вот и я думаю, что ты в футболе понимаешь больше))) До Настоящего Футбола, нам еще шагать и шагать, т.ч. пока ограничимся ЛЕ. Но ваши перспективы мне видятся предпочтительнее наших, но в этом, кроме себя самих, винить некого. Хотя... может Карпин?)))

    24.12.2012

  • Dzho Black

    Ю.Ю.24 Декабря 2012 | 16:42 Мне конечно)))он же не понимает пока всей сути происходящего)))) Зенит и ЦСКА нужно бить ,когда вы на пике,а не в глубокой яме...тогда только можно говорить мы в бешеном порядке...а поймать уставшего и загнанного Анюкова между ног и забить или трясущегося Набабкина с Игнашевичом изуродовать в Махачкале ,много ума не надо... На данном этапе,да,чуть лучше...но Настоящий Футбол начинается с 1/8...и не ЛЕ,а ЛЧ ;) вот там и посмотрим...а пока Костик желаемое за действительное выдает,в плане игры...))

    24.12.2012

  • Ю.Ю.

    ...А в России матчи с ЦСКА и "Зенитом" показали, например, что у нас игра поставлена лучше... Да? А вот Dzho Black с таким выводом был не согласен. Кому верить?)))

    24.12.2012

  • Вперед Германия!!!!!

    Ремчуков - ты деревня, а не москвич. запомни это.

    24.12.2012

  • wayfarer

    ..Да, понимаю: вы часто слышите о спецоперациях в Дагестане. Но знаете, если почитать новости из Москвы в форме исключительно хроники криминальной жизни, можно решить, что здесь вообще жить нельзя: кто-то кого-то зарезал, убил, изнасиловал... Это я к тому, что не нужно быть заложником информационных потоков. Мы, москвичи, не знаем, что на самом деле происходит в республике. Ее главная проблема - искаженное информационное поле. Я не говорю, что в Махачкале все идеально. Но вовсе не так ужасно, как можно подумать. Посмотрите, сколько в Москве объявлений о продаже жилья - участков, домов. В Дагестане - ничего подобного. Наоборот, очень много строится - и никто уезжать из Махачкалы не хочет! _________________ Ну-ну! Прикалывается или людей за идиотов держит? А вроде был очень умныы мужиком, на самом деле..

    24.12.2012

  • craped

    Я летал в Махачкалу. И когда услышал, как там на стадионе дружно поют российский гимн, как говорят: "Да мы за Россию всех порвем!" - то понял: это по-настоящему. Это серьёзно? Я в Махачкале не был ни разу, но когда смотрю трансляции, во время российского гимна такой жуткий свист стоит, что за ним просто не слышно как там дружно поют гимн.

    24.12.2012

  • ЖИ ECTЬ

    Вперед Германия!!!!! 24 Декабря 2012 | 14:20 быстренько ростовский гопник записал себя в москвичи. а работа и вправду серьезная - совет директоров, собирающийся один раз в год для утверждения финансовых итогов - это очень серьезно. Интервью носило заказной характер, а потому и получилось не интересным. анжи пусть хоть для террористов играет только не в Европе. ДИТРИХ,КОГДА ТЕБЯ ЧИТАЮ ДУША РАДУЕТСЯ,НАШ ЧЕЛОВЕК В ГАННОВЕРЕ,ПЕРЕЖИВАЕШЬ РОДНОЙ ТЫ НАШ)))))))P.S. НИК ВПЕРЕД ГЕРМАНИЯ,ЭТО НАШ ШТИРЛИЦ,ПРОСЬБА НЕ ОБИЖАТЬ ЕГО,ОН И ТАК ОБИЖЕН ЖИЗНЬЮ И ЕВРОПОЙ)))))))

    24.12.2012

  • Cool-ебяка

    Столько откровенного вранья и передергиваний в одном интервью давно не встречал.

    24.12.2012

  • Вперед Германия!!!!!

    быстренько ростовский гопник записал себя в москвичи. а работа и вправду серьезная - совет директоров, собирающийся один раз в год для утверждения финансовых итогов - это очень серьезно. Интервью носило заказной характер, а потому и получилось не интересным. анжи пусть хоть для террористов играет только не в Европе.

    24.12.2012

  • deboshir

    Всем привет,салам.Прекрассное вью.Все позиции клуа расставил четко,по букмекерам прошелся правильно,по СНГ позицию озвучил.Красавец.

    24.12.2012

  • толика

    Альваро Дель Баджо 24 Декабря 2012 | 12:57 Почему нацисты???я нормально отнушусь ко всем религиям и цветам кожи....Просто что правда,то правда!!!Это наши проблеммы,и что теперь о них молчать???их надо решать,а не стараться о них умалчивать.

    24.12.2012

  • rockinperez

    анжи, мерзость, понты и лицемерие

    24.12.2012

  • Dzho Black

    толика24 Декабря 2012 | 13:22 Вопрос исчерпан... я тоже много о чем догадываюсь... хорошо что вы хоть понимаете,что условия контракта за семью печатями..

    24.12.2012

  • толика

    Dzho Black 24 Декабря 2012 | 12:46 Покрайней мере в контракте ЭтоО,прописанно именно так...Думаю и остальных,есть такие пункты.Что касается откуда я знаю,здесь да....провакационный вопрос,поскольку условия контракта за семью замками.Поэтому что бы просто не пустословить,скажу что я догадываюсь.А в целом слышал про это,от футболиста(инкогнито,я не помню фамилии,но сейчас постараюсь найти),чьи интересы представляет агент,который также представляет интересы Джудака.

    24.12.2012

  • Becёлый.

    Он сам-то хоть раз в Махачкале был? А игрушки у местных небритых есть: игра в средневековые традиции, архетипные обычаи, Зарницу-джихад и попытка совместить по Корану еврокомфорт детей в лучших универститетах с вертикалью и клановостью. Получается плохо, судя по кровавой ленте новостей. Ну и мокасины с проповедниками на youtube. Ах да, забыл совсем, женщина у них не человек.

    24.12.2012

  • kormega

    Команда должна базироваться в Махачкале, но судя по "Я не готов сказать, как в ближайшие годы будет удобно команде" скитаться будут до второго пришествия.

    24.12.2012

  • ivailo

    Вообще, вызывает уважение. Никакого выпячивания и вполне логичное объяснение букмекерской ерунды

    24.12.2012

  • Альваро Дель Баджо

    смотрю тут кружок нацистов собрался

    24.12.2012

  • Dzho Black

    толика24 Декабря 2012 | 11:58 Полностью с вами согласен,по всем пунктам... только один пункт напрягает,Вы откуда знаете ,что у футболистов в контрактах записано????

    24.12.2012

  • Pessim_ist

    "Владелец "Независимой газеты", бизнесмен, политик и вдруг - председатель совета директоров "Анжи". Как это вышло?" Для России это в норме.Непрофессионализм процветает.

    24.12.2012

  • толика

    Интересное вью!!!Единственное,хотел бы возразить Ремчугову в одном,о том что болельщики московских клубов пренебрижительно относятся к Анжи,это не так....пренебрижительно относятся к кавказцем,а не к Анжи и Керимову.Тот кто выходит каждый день на улицу и так знает,что там происходит и как ведут себя кавказцы.Поэтому лучше бы воспитывали своих горцев,глядишь через лет 20-30 появились бы адекватные,образованные люди,которые могли приспособиться к этому обществу.Кроме того не согласен с тем,что из Дагестана не кто не уезжает....ну-ну!!!Просто Ремчугов на самолётах,перидвигается да на вертолётах,и ему не заметить как с каждым годом количество кавказцев растёт в центральном регионе.Кроме того у меня есть знакомые с этой республики,и они говорят обратное,каждый более менее образованный хочет вырваться на "материк".Это если сюда то приезжают образованные,то кто живёт там постоянно сложно придумать.Да....и футболисты в Махачкалу точно не переедут,у них это прописанно в контрактах.

    24.12.2012

  • yarik

    Не думаю,что игроки и тренеры анжи горят желанием базироваться в средневековье,да и странное сравнение израиля и дагестана по безопасности

    24.12.2012

  • huginn

    МИХО,пусть уж лучше болеют за Анжи,чем бегают по горам с автоматом.

    24.12.2012

  • kluch13

    В честной ли борьбе проходил матч с "Амкаром"? Об этом и не только рассказал председатель совета директоров "Анжи", побывавший на днях в гостях у "СЭ". С-Э в своем репертуаре! С таким же успехом спросили бы на всю страну, изменяет ли Ремчуков своей жене? или мочится ли под себя?

    24.12.2012

  • andyk82

    На Чурова чем-то похож...

    24.12.2012

  • kluch13

    f сказал бы по=другому - уволили бы! там все игрушки - все под керимовым ходят!

    24.12.2012